Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Решетниковой И.Ф., Тарасовой О.Н.
при секретаре Ретунской Н.Г.
с участием прокурора Черепанова О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Баклановой Г.Е. , апелляционное представление прокурора г.Рубцовска на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 31 октября 2013 года по делу
по иску прокурора г.Рубцовска в интересах Баклановой Г.Е. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации г.Рубцовска Алтайского края о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке
Заслушав доклад судьи Решетниковой И.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Рубцовска обратился в суд в интересах Баклановой Г.Е. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации г.Рубцовска Алтайского края о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке.
В обоснование требований указал, что прокуратурой г.Рубцовска проведена проверка по обращению Баклановой Г.Е., являющейся инвалидом 2 группы по общему заболеванию, в ходе которой установлено нарушение ее жилищных прав.
20 мая 1987 года Бакланова Г.Е. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма муниципального жилищного фонда, состоит в общей очереди под N 299. Кроме того, она с 15 января 2003 года состоит на очереди инвалидов под N 72. Имеющееся у Баклановой Г.Е., заболевание входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, что подтверждается справкой ВК *** от 26.04.2013, выданной КГБУЗ "Психиатрическая больница г. Рубцовска".
Полагает, что Бакланова Г.Е. в соответствии с нормами действующего законодательства имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, в связи с чем просил признать за Баклановой ней право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, обязать надлежащего ответчика предоставить Баклановой Г.Е. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, установить ответчику срок для совершения указанных действий.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 31 октября 2013 года исковые требования прокурора г.Рубцовска в интересах Баклановой Г.Е. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Бакланова Г.Е. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ссылается на необоснованный вывод суда о непредоставлении истцом доказательств, подтверждающих обстоятельства того, что жилым помещением, в котором проживает истец со своей дочерью, пользуется несколько семей и совместное проживание с учетом заболевания истца является невозможным.
Судом не учтено, что в силу имеющегося заболевания Бакланова Г.Е. не имеет возможности самостоятельно заключать договор найма жилого помещения, поэтому ее дочь вынуждена постоянно проживать с ней.
Применяя к спорным правоотношениям положения п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ, суд не принял во внимание, что истец не относится к категории лиц, указанных в данной правовой норме.
В апелляционном представлении прокурор ссылается на доводы аналогичные исковым требованиям.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о причинах неявки не сообщили, своих представителей не направили.
В суде апелляционной инстанции прокурор Черепанов О.А. полагал решение подлежащим отмене.
На основании положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что прокурором и истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие оснований, установленных п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), необходимых для признания граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма во внеочередном порядке, а именно: проживание в жилом помещении нескольких семей; наличия в составе одной из них больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания при которой невозможно совместное проживание с ним в данном жилом помещении; отсутствия у данных лиц иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма, а также доказательств, подтверждающих обстоятельства признания Баклановой Г.Е. малоимущей в установленном законом порядке.
Судебная коллегия такой вывод суда первой инстанции находит не основанным на законе.
Как следует из материалов дела, Бакланова Г.Е. вместе со своей дочерью Магнолиной А.Я. проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" по договору найма.
20 мая 1987 года Бакланова Г.Е. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма муниципального жилищного фонда. На основании личного заявления, Бакланова Г.Е. с 15 января 2003 год переведена на льготную очередь инвалидов, нуждающихся в предоставлении жилого помещения на состав семьи два человека (л.д.71), что стороной ответчика при разрешении спора по существу не оспаривалось. Из заключения КГБУЗ "Психиатрическая больница г.Рубцовска" ВК *** от ДД.ММ.ГГ следует, что Бакланова Г.Е. пользуется правами, указанными в п.3 "Перечня тяжелых форм хронический заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", утвержденного Постановлением Правительства РФ N378 от 16 июня 2006 года.
Таким образом, спорные правоотношения возникли до 01 марта 2005 года, то есть до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
По смыслу указанной нормы на граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, то есть по ранее действовавшему законодательству, не распространяются требования нового законодательства (ЖК РФ) о принятии на такой учет лишь тех граждан, которые могут быть признаны малоимущими, поэтому, ссылка суда на то, что для предоставления истцу жилого помещения муниципального жилищного фонда, необходимо признание ее малоимущей, противоречит закону.
Не соглашается судебная коллегия с выводом суда о том, что истцом не представлено доказательств наличия оснований, необходимых для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и наличия права на внеочередное предоставление жилого помещения.
Положениями ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01 января 2001 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, п..3.ч.2 ст.57 ЖК РФ установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Как указано выше, в силу положений ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", за гражданами, не реализовавшими до 01 марта 2005 года право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется.
Статьей 31 Федерального закона N181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его усмотрению.
Учитывая изложенное следует, что граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 01 января 2005 года на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Предусмотренный же в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений ЖК РФ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку Бакланова Г.Е. принята на учет нуждающихся в жилом помещении в очереди инвалидов, страдает тяжелой формой хронических заболеваний, указанных в вышеприведенном Перечне, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, то у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При этом судебная коллегия полагает, что суд необоснованно пришел к выводу о недоказанности Баклановой Г.Е. обстоятельств ее проживания в жилом помещении, занятым несколькими лицами.
Не соглашаясь с указанным выводом суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, Бакланова Г.Е. состояла в зарегистрированном браке с Баклановым В.А., который прекращен на основании решении суда 30 октября 1999 года, что подтверждается свидетельством о расторжении брака. Вместе со свое дочерью проживала и была зарегистрирована в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес" , принадлежащем Бакланову В.А. и Баклановой А.С. вправе собственности по ? доли. После расторжения брака по требованию бывшего супруга были вынуждены выселиться из указанного жилого помещения, однако, до настоящего времени зарегистрированы в нем. На момент рассмотрения спора проживают в квартире по "адрес" в г.Рубцовске по договору найма.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что истец, с момента расторжения брака и до момента ее вынужденного выселения из жилого дома, принадлежащего Бакланову В.А. и Баклановой А.С., проживала с последними разными семьями, выселена из данного жилого помещения в связи со своим заболеванием в 2002 году, следовательно, на нее распространяются положения п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ, поскольку ранее действовавшее законодательство (ЖК РСФСР) предусматривало аналогичные основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, а именно, проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно (п.3 ч.1 ст.29 ЖК РСФСР).
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение нельзя признать законным, а потому оно подлежит отмене с вынесением нового решения о признании за Баклановой Г.Е. права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
При этом судебная коллегия полагает, что обязанность по предоставлению Баклановой Г.Е. жилого помещения по договору социального найма необходимо возложить на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству по следующим основаниям.
В соответствии с ч.ч.1,2 и 4 ст.4 Закона Алтайского края от 12 декабря 2006года N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края; принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими; ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений, список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган Алтайского края).
Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма; на основании сводного реестра предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год; после получения всех необходимых документов рассматривает их в течение 15 рабочих дней и принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (ч.ч.1, 2 ст.6, ч.4 ст.11 Закона Алтайского края от 12 декабря 2006года N 136-ЗС).
Уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству (п.1 Положения об управлении Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденного постановлением Администрации края от 10 апреля 2006 года N 145).
Таким образом, судебная коллегия полагает, что именно у Управления возникла обязанность по предоставлению истцам жилья во внеочередном порядке.
Также, как указано выше, ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 23 февраля 2013 года) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 года N 551-О-О предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях, независимо от их имущественного положения.
Жилищный кодекс РФ не содержит специальное регулирование порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма.
Однако, как указал Конституционный суд РФ, данное обстоятельство не исключает обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным ч.2 ст.57 ЖК РФ, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ Перечне при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п.п.24 п.2 ст.26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Действующий на территории Алтайского края закон "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" с 01 января 2013 года не содержит прямого указания на обеспечение жилым помещениями иных категорий граждан, определенных федеральным законом или законом Алтайского края. Однако, указанное обстоятельство не исключает из полномочий органа субъекта федерации решение отнесенных к его ведению Конституцией Российской Федерации вопросов социальной поддержки в отношении инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Таким образом, инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ Перечне, чье право на внеочередное предоставление жилья, предусмотрено ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и ст. 57 ЖК РФ, относятся к категории граждан, которые имеют право на предоставление жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает необходимым возложить обязанность по внеочередному предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма на Управление Алтайского края по жилищно-коммунального хозяйства.
При этом судебная коллегия считает, что поскольку материалами дела установлены обстоятельства принятия истца на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма на состав семьи из двух человек, то в силу положений п.2 ч.1 ст.8 Закона Алтайского края от 12 декабря 2006 года N136-ЗС (ред. от 11 октября 2012 года) "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", на управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству следует возложить обязанность по предоставлению Баклановой Г.Е. с учетом члена ее семьи Маглониной А.Я. по договору социального найма в черте муниципального образования - город Рубцовск благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям, во внеочередном порядке, общей площадью не менее 42 кв.м.
Руководствуясь ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца Баклановой Г.Е. , апелляционное представление прокурора г.Рубцовска удовлетворить.
Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 31 октября 2013 года отменить, принять новое решение, которым признать за Баклановой Г.Е. право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Баклановой Г.Е. с учетом члена ее семьи Маглониной А.Я. по договору социального найма в черте муниципального образования - город Рубцовск благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям, во внеочередном порядке, общей площадью не менее 42 кв.м.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.