Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего
Секериной О.И.
Судей
Тарасовой О.Н., Решетниковой И.Ф.
При секретаре
Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Алейского городского суда Алтайского края от 29 марта 2013 года по делу по иску Перегудовой Н.Ф. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Администрации города Алейска Алтайского края о признании постановления Администрации города Алейска Алтайского края о включении жилого помещения в число служебных незаконным и подлежащим отмене,
Заслушав доклад судьи Секериной О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Перегудова Н.Ф. обратилась в суд с иском к ответчикам о признании постановления администрации г. Алейска от ДД.ММ.ГГ N *** в части включения квартиры N *** по "адрес" в число служебных жилых помещений незаконным и подлежащим отмене.
В обоснование заявленных требований истец указала, что на основании ордера N *** от ДД.ММ.ГГ она занимает ведомственное жилое помещение по "адрес" . Распоряжением Правительства Российской Федерации N 1779-р от 11 октября 2011 года военный городок Алейск-4 был исключен из числа закрытых, в связи с чем она решила приватизировать занимаемое жилое помещение. Однако согласно данным архивного отдела администрации г. Алейска, жилое помещение - квартира N *** по "адрес" постановлением администрации г. Алейска от ДД.ММ.ГГ N *** была включена в число служебных жилых помещений на основании ходатайства руководства Алейского гарнизона, что является препятствием для приватизации занимаемого жилого помещения. Считает постановление администрации г. Алейска от ДД.ММ.ГГ N *** в части включения квартиры N *** по "адрес" в число служебных жилых помещений незаконным и подлежащим отмене.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 25 ноября 2013 года исковое заявление Перегудовой Н.Ф. удовлетворено. Признано постановление администрации г. Алейска Алтайского края N *** от ДД.ММ.ГГ в части включения квартиры N *** по "адрес" в число служебных жилых помещений незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе ответчик Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации просит решение Алейского городского суда Алтайского края от 29 марта 2013 года отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований; признать Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации ненадлежащим ответчиком.
В обоснование апелляционной жалобы указывают, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Спорное жилое помещение представлено истцу на основании ордера в качестве служебного из состава ведомственного жилого фонда как служащему Российской Армии на время исполнения трудовых обязанностей. Статус жилого помещения "служебное" закреплен до момента вселения истца. Истцом пропущен срок для обжалования постановления администрации г. Алейска, поскольку о нем стало ей известно с момента получения ордера на служебное жилое помещение. Судом не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела. Ссылаясь на статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статьи 6, 101 Жилищного кодекса РСФСР, статьи 92, 93 Жилищного кодекса Российской Федерации полагает, что постановление администрации г. Алейска Алтайского края является законным и не подлежащим отмене. Министерство обороны Российской Федерации решения об исключении спорного жилого помещения из числа "служебных" не принимало. Таким образом, считает, что основания для удовлетворения исковых требования истца у суда отсутствовали. Также полагает, что Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Перегудова Н.Ф., ее представитель Алифанов Д.В., ссылаясь на законность и обоснованность решения, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права, а также несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (пункт 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
На основании статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу статьи 4 указанного Закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации г. Алейска Алтайского края N *** от ДД.ММ.ГГ ., на основании ходатайства руководства Алейского гарнизона, квартира N *** в доме N *** по "адрес" включена в список служебных помещений.
На основании ордера N *** от ДД.ММ.ГГ "данные изъяты" Перегудовой Н.Ф., выданным Алейским КЭЧ, предоставлена квартира N *** в доме N *** по "адрес" .
Согласно выписке из поквартирной карточки Перегудова Н.Ф. зарегистрирована в указанном жилом помещении с "адрес" ., лицевой счет открыт на Перегудову Н.Ф.
Приказом командира войсковой части "данные изъяты" N *** от ДД.ММ.ГГ "данные изъяты" по контракту Перегудова Н.Ф. уволена в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.
Удовлетворяя исковые требования о признании постановления администрации г. Алейска Алтайского края N *** от ДД.ММ.ГГ незаконным и его отмене, суд первой инстанции исходил из того, что не был соблюден порядок предоставления служебного жилого помещения. Договор найма служебного жилого помещения с истцом не заключался.
Судебная коллегия не соглашается с указанными выводами суда.
В соответствии со статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент принятия оспариваемого постановления, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Как следует из положений статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР выдача ордеров в закрытых военных городках производилась не органами местного самоуправления, а квартирно-эксплуатационной частью района (гарнизона).
Истцу Перегудовой Н.Ф. ордер на занятие жилого помещения выдавался в установленном порядке КЭЧ Алейского гарнизона.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.1984 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из анализа указанных правовых норм жилищного законодательства следует, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
В соответствии со статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются Правительством Российской Федерации (ст. 100 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На момент введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации спорная квартира являлась служебным жилым помещением.
В соответствии со статьями 92, 100 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительством Российской Федерации от 26.01.2006 г. N 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
В соответствии с пунктом 12 Правил, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 1053 от 29 декабря 2008 года "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находившимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В отношении такого имущества именно Министерство обороны Российской Федерации вправе принимать решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
По сведениям, представленным 2 отделом ФГКУ "Центррегионжилье" по запросу суда, спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду на основании постановления главы администрации г. Алейска Алтайского края N *** от ДД.ММ.ГГ "О включении свободных жилых помещений в число служебных".
Передаточным актом от ДД.ММ.ГГ Алейская КЭЧ передала, а Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации приняло имущество, документацию, а также права и обязанности Алейской КЭЧ, в том числе и спорное имущество.
В реестре объектов муниципальной собственности жилое помещение по "адрес" , отсутствует. Сведения об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда не представлено.
Исходя из изложенного, решение администрации г. Алейска об отнесении занимаемого истцом жилого помещения к служебному, принято в установленном законом порядке и по решению уполномоченного на тот момент органа.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301, служебные жилые помещения подлежат государственному учету наряду с другими жилыми помещениями, которые по целям использования относятся к другим фондам.
Исключение г. Алейска из перечня закрытых военных городков само по себе не влечет изменение статуса жилого помещения.
Исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда производится лишь по решению органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находившимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В отношении такого имущества именно Министерство обороны Российской Федерации в настоящее время вправе принимать решения об исключении жилых помещений из указанного фонда.
В ходе разрешения данного спора достоверно установлено, что органом, осуществляющим управление государственным имуществом по настоящее время, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных, не принималось.
Внесения либо невнесение соответствующих сведений в данные государственного учета недвижимости не влияет на установление жилому помещению статуса служебного жилого помещения.
Кроме того, на момент издания оспариваемого истцом постановления администрацией г. Алейска от ДД.ММ.ГГ его права не могли быть нарушены, в связи с тем, что какие - либо правовые отношения в отношении жилого помещения у Перегудовой Н.Ф. отсутствовали. Правоотношения, возникшие у предыдущих нанимателей жилого помещения, не имеют отношения к настоящему спору о признании незаконным постановления органа местного самоуправления. Иных требований в настоящем деле истцом не заявлено.
При наличии таких обстоятельств, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене. Поскольку все юридически значимые обстоятельства по делу установлены, судебная коллегия принимает новое решение об отказе Перегудовой Н.Ф. в удовлетворении требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" удовлетворить.
Решение Алейского городского суда Алтайского края от 29 марта 2013 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований Перегудовой Н.Ф. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Администрации города Алейска Алтайского края о признании постановления Администрации города Алейска Алтайского края о включении жилого помещения в число служебных незаконным, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.