Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Варнавского В.М.,
судей Бусиной Н.В., Александровой Л.А.,
при секретаре Петровой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ООО "Управляющая компания "УправДом" на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 29 ноября 2013 года по делу
по иску Соловьева Р. Ю. к ООО "Управляющая компания "УправДом" о защите прав потребителей.
Заслушав доклад судьи Александровой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Соловьев Р.Ю. обратился в суд к ООО "Управляющая компания "УправДом" с иском о защите прав потребителей, в котором с учетом уточнения просил признать незаконным бездействие ООО "Управляющая компания "УправДом" в части не проведения санитарной уборки лестничных площадок и маршей в подъезде *** жилого дома по "адрес" , возложить обязанность производить в подъезде *** жилого дома по "адрес" сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов не реже, чем через пять дней, стен - не менее двух раз в год, мокрую уборку всех поверхностей выполнять не реже одного раза в месяц, взыскать компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" руб., судебные расходы на оплату услуг представителя в размере "данные изъяты" руб.
В обоснование исковых требований указал, что является собственником квартиры *** , расположенной по адресу: "адрес" . ООО "Управляющая компания "УправДом" обслуживает указанный жилой дом на основании решения общего собрания собственников. На основании договора управления ООО "Управляющая компания "УправДом" приняла на себя обязанность за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию жилого дома. В соответствии с действующим законодательством предоставление услуг по санитарной обработке мест общего пользования возложено на организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом. Однако управляющая компания не производит работы, которые отнесены к содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в частности, не производит сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, обметание пола и стен, окон, подоконников, отопительных приборов в доме.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования Соловьева Р.Ю. удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие ООО "Управляющая компания "УправДом" в части не проведения санитарной уборки лестничных площадок и маршей в подъезде *** жилого дома по "адрес" .
На ООО "Управляющая компания "УправДом" возложена обязанность производить в подъезде *** жилого дома по "адрес" сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов не реже чем через пять дней, стен - не менее двух раз в год, мокрую уборку всех поверхностей выполнять не реже одного раза в месяц.
С ООО "Управляющая компания "УправДом" в пользу Соловьева Р.Ю. взыскано в счет компенсации морального вреда "данные изъяты" руб., расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" руб.
В удовлетворении остальной части иска Соловьеву Р.Ю. отказано.
С ООО "Управляющая компания "УправДом" в доход муниципального образования "данные изъяты" взыскана государственная пошлина в размере "данные изъяты" руб.
В апелляционной жалобе ответчик ООО "Управляющая компания "УправДом" просит решение суда отменить, принять новое решение, указывая на свое несогласие в части возложения на него обязанности производить в подъезде *** дома по "адрес" мойку пола лестничных площадок и маршей, обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов не реже чем через пять дней, стен - не менее двух раз в год, мокрую уборку всех поверхностей выполнять не реже одного раза в месяц. В качестве доводов жалобы ссылается на то, что в соответствии с пунктами 17,31,35 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования; решение общего собрания собственников помещений в доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации; размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам, качеству услуг и работ. Услуга в виде уборки мест общего пользования является платной. По квитанциям жильцы оплачивают только те услуги, которые определены решением общего собрания собственников многоквартирного дома *** по "адрес" от 14.04.2013, которым установлен тариф на содержание, текущий ремонт и управление многоквартирным домом из расчета на 1 кв.м общей площади в размере 9,34 руб., из которых 0,42 руб. на статью уборка лестничных клеток, что предусматривает подметание с предварительным увлажнением лестничных площадок и маршей два раза в неделю. Следовательно, требования истца, касающиеся производить мойку пола лестничных площадок и маршей, мокрую уборку всех поверхностей не реже одного раза в месяц в тариф договором не включены, собственниками не оплачены. Ссылка в решении суда на Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** несостоятельна, так как в соответствии с п.2 указанного постановления Перечень и Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу настоящего постановления, то есть после 20.04.2013.
В возражении на апелляционную жалобу представитель истца Соловьева Р.Ю. - Соснов Е.А. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца Соловьева Р.Ю. - Соснова Е.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив доводы жалобы и возражения, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия, проверяя законность судебного решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ст.327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Соловьев Р.Ю. является собственником квартиры *** по "адрес" .
Управление многоквартирным домом по "адрес" осуществляет ООО "Управляющая компания "УправДом" на основании решения общего собрания собственников жилого дома от ДД.ММ.ГГ .
Собственниками многоквартирного дома в рамках ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации заключен договор управления домом по "адрес" в "адрес" , из содержания которого усматривается, что целью управления домом является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества дома.
В соответствии с разделом 2 договора, управляющая компания обязана оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, в соответствии с действующими нормативными документами, Перечнем работ и услуг с учетом утвержденного общим собранием собственников дома. Работы и услуги, не вошедшие в перечень, выполняются и оплачиваются в соответствии с дополнительным соглашением сторон.
Согласно п. 2.2.5 договора, управляющая компания вправе вносить на общее собрание собственников предложения о пересмотре размера оплаты за содержание и ремонт дома.
Тарифы на содержание жилья в указанном многоквартирном доме, а также периодичность по санитарному содержанию подъездов на ДД.ММ.ГГ год установлены собранием собственников ДД.ММ.ГГ . В соответствии с расчетом за содержание жилья оплачивается 5,53 руб. за кв.м в месяц, в том числе за уборку лестничных клеток 0,42 руб./кв.м. Периодичность по санитарному содержанию подъездов жилого дома составляет: подметание с предварительным увлажнением лестничных площадок и маршей нижних 3-х этажей - 2 раза в неделю (согласно графику), подметание с предварительным увлажнением лестничных площадок и маршей выше 3-го этажа - 1 раз в неделю (согласно графику).
Судом установлено, что управляющей организацией услуга по уборке мест общего пользования, в том числе лестничных площадок и маршей, полов, стен, окон, подоконников, отопительных приборов, в указанном многоквартирном жилом доме не предоставляется, что подтверждается показаниями свидетеля ФИО1 , допрошенного в судебном заседании.
Удовлетворяя исковые требования Соловьева Р.Ю. в части возложения обязанности на ООО "Управляющая компания "УправДом" проводить в подъезде *** жилого дома по "адрес" сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов не реже чем через пять дней, стен - не менее двух раз в год, мокрую уборку всех поверхностей выполнять не реже одного раза в месяц, суд первой инстанции верно руководствовался положениями статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
В пункте 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N491 указано, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
При этом Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N170 утверждены Правила и норм технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда.
Указанные Правила (пункты 1.8, 3.2.2, 3.2.7) предусматривают, что эксплуатация жилищного фонда включает в себя его санитарное содержание, в том числе уборку мест общего пользования; обязанность обслуживающей организации обеспечить требуемое санитарное состояние лестничных клеток, нормативный температурно-влажностный режим, а также периодичность работ, выполняемых при уборке лестничных клеток. При использовании для уборки лестничных клеток централизованных вакуумных систем, сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц.
Кроме того, с 20 апреля 2013 года вступил в действие Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N290.
В силу п. 23 указанного Постановления, к числу минимальных услуг и работ отнесены работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов, влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек, мытье окон.
Следовательно, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний, установлен законодательно. Поэтому все работы, предусмотренные в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда должны выполняться управляющими компаниями в обязательном порядке вне зависимости от того, предусмотрены они в договоре или нет. В договоре управления многоквартирным домом перечень работ не может быть уменьшен по сравнению с перечнем, установленным законодательно.
Таким образом, обязанность управляющей организации предоставлять услугу по уборке и санитарно-гигиенической очистке помещений общего пользования является частью содержания общего имущества в многоквартирном доме, входит в состав обязательных услуг, предоставляемых управляющей организацией при управлении многоквартирным домом, и не зависит от волеизъявления сторон договора.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы ответчика о том, что собственники многоквартирного дома оплачивают только уборку лестничных клеток, включающую подметание с предварительным увлажнением лестничных площадок и маршей 2 раза в неделю, то есть ту услугу, которая определена решением общего собрания собственников от ДД.ММ.ГГ и установлен тариф из расчета на 1 кв.м общей площади в размере 9,34 руб., из которых 0,42 руб. на статью "уборка лестничных клеток", по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
При определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома (п. 31 Правил).
Поскольку услуги по санитарной уборке мест общего пользования отнесены к услугам по содержанию общего имущества многоквартирного дома, то исходя из анализа приведенных норм права, плата за данные услуги должна производиться за счет средств, вносимых собственниками в счет платы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Как следует из материалов дела, тариф на содержание, текущий ремонт и управление многоквартирным домом из расчета на 1 кв.м общей площади в размере 5,53 руб. определен решением общего собрания собственников многоквартирного дома *** по "адрес" от ДД.ММ.ГГ , из указанного тарифа на статью "уборка лестничных клеток" отнесено 0,42 руб.
Иного решения общего собрания собственников дома, в том числе о составе затрат, либо об ином расходовании взимаемых с жильцов сумм, включенных в размер платы, в материалах дела не имеется.
Поскольку услуга по уборке лестничных клеток входит в состав обязательных при управлении многоквартирным домом, является частью содержания общего имущества и не зависит от волеизъявления сторон договора, управляющей организацией взимается плата за оказание данной услуги из расчета 0,42 руб. за 1 кв.м, поэтому виды проводимых санитарных работ по уборке лестничных клеток и их периодичность должны соответствовать Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда Российской Федерации, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации N170 от 27.09.2003.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N290 применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу названного постановления, то есть после 20.04.2013, на законность выводов суда не влияет, поскольку объем работ и их периодичность, возложенная судом на ответчика, соответствует Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда Российской Федерации, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации N170 от 27.09.2003, которые действовали на момент возникновения спорных правоотношений.
Выводы суда первой инстанции в обжалуемой части подробно мотивированы в судебном решении, являются правильными, с ними соглашается суд апелляционной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем, судебная коллегия указывает на то, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, не разрешил вопрос о взыскании штрафа.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Согласно п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
Таким образом, судебная коллегия находит необходимым дополнить резолютивную часть решения суда указанием о взыскании с ООО "Управляющая компания "УправДом" в пользу Соловьева Р.Ю. штрафа в пользу потребителя в размере "данные изъяты" руб.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика ООО "Управляющая компания "УправДом" на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 29 ноября 2013 года оставить без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения указанием о взыскании с ООО "Управляющая компания "УправДом" в пользу Соловьева Р. Ю. штрафа в размере "данные изъяты" руб.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.