Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г.
судей Костогладовой О.Г., Кузнецовой С.В.,
при секретаре Шадриной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края на решение Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 30 декабря 2013 года по иску Дементьевой М. Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Барнауле Алтайского края о признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии, обязании включить периоды работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии,
Заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В.,
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГ решением Управления *** п. *** . Дементьевой М.Н. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В льготный стаж не включены следующие периоды работы:
- в должности музыкального руководителя в детских садах " "данные изъяты" " с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , " "данные изъяты" " с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , *** с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , в детском саду *** "адрес" в должности музыкального работника (по совместительству) с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , так как Списком должностей и учреждений и Правилами, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР N 463 от 06.09.1991, работа в должности музыкального руководителя не была предусмотрена,
- в должности музыкального руководителя в МДОУ *** с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , так как в наименовании учреждения не было указано на вид образовательного учреждения;
- в должности руководителя кружка во дворце пионеров с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , учителем музыки в детской музыкальной школе с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , так как по постановлению Совмина СССР N 1397 от 17.12.1959 на 01.10.1993 не выработано 2/3 стажа, требуемого для назначения льготной пенсии;
- период прохождения курсов повышения квалификации в должности ст. воспитателя в школе-интернате *** ст. "адрес" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ .
Не согласившись с решением ответчика, истец просит признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ Индустриального района в г. Барнауле Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** п. *** об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле Алтайского края включить в стаж, дающий ей право на получение досрочной трудовой пенсии по старости следующие периоды работы: музыкальным руководителем в детских садах " "данные изъяты" ", *** "адрес" и " "данные изъяты" " - с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , музыкальным руководителем в детском саду *** с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , руководителем кружка во Дворце пионеров с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , учителем музыки в детской музыкальной школе с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , прохождение курсов повышения квалификации в должности ст. воспитателя в школе - интернате *** ст. Алтайская с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ признать право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в "адрес" Алтайского края назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента ее обращения, то есть с ДД.ММ.ГГ , взыскать с ответчика понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины.
При рассмотрении дела по существу истец уточнила период, подлежащий зачету в специальный педагогический стаж, дающий ей право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, в должности музыкального руководителя в детских садах " "данные изъяты" ", *** "адрес" и " "данные изъяты" " - с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГ ), в оставшейся части требования оставила без изменения, настаивала на удовлетворении исковых требований с учетом уточненного периода.
Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Барнауле Бахарева Н.В. возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме по основаниям, которые указаны в отзыве по иску.
Решением Индустриального районного суда г.Барнаула от 30 декабря 2013 года исковые требования удовлетворены.
Признано решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Барнауле Алтайского края *** п *** от ДД.ММ.ГГ об отказе Дементьевой М. Н. в назначении досрочной пенсии по старости незаконным.
На Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края возложена обязанность засчитать Дементьевой М. Н. в стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, период работы: с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ .
На Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края возложена обязанность назначить Дементьевой М. Н. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГ .
Взыскана с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Барнауле Алтайского края в пользу Дементьевой М. Н. государственная пошлина в размере *** рублей.
С решением суда не согласился ответчик. В апелляционной жалобе содержится просьба об отмене решения суда и вынесении нового решения об отказе в иске.
В обоснование жалобы указано, что при вынесении решения в указанной части допущено неправильное применение норм материального права.
Неправильно судом включены в стаж педагогической деятельности периоды работы Дементьевой М.Н. во Дворце пионеров в должности руководителя кружа с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ года, в качестве учителя музыки в детской музыкальной школе с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ года, так как истцом на ДД.ММ.ГГ не выработано 2\3 стажа требуемого для назначения пенсии в соответствии с постановлением Совета Министров СССР 17.12.1959 года N 1397.
Неправомерно судом засчитан период работы Дементьевой М.Н. в качестве музыкального руководителя с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , так как Списком должностей и учреждений и Правилами, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 463 должность "музыкальный руководитель" не предусмотрена.
Проверив в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Дементьева М.Н. ДД.ММ.ГГ обратилась с заявлением в ГУ УПФ Российской Федерации в городе Барнауле Алтайского края о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года N 173-ФЗ.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГ *** п. *** в досрочном назначении трудовой пенсии по старости истцу отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Указанным решением педагогический стаж истицы определен продолжительностью *** года *** месяцев *** дня. Истцу отказано во включении в специальный стаж периода работы в качестве музыкального руководителя по совместительству в детском саду " "данные изъяты" " с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , в детском саду " "данные изъяты" " с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , в детском саду *** с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , поскольку Списком должностей и учреждений и Правилами, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 463, должность "музыкальный руководитель" не предусмотрена.
Период работы истца во Дворце пионеров в должности руководителя кружка с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , в качестве учителя музыки в детской музыкальной школе с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не включен ответчиком в специальный стаж, так как Дементьевой М.Н. на 01.10.1993 не выработано 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с постановлением Совета Министров СССР 17.12.1959 N 1397.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" ФЗ N -173 ФЗ от 17.12.2001 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
На момент работы истицы в качестве руководителя кружка и учителя музыки действовали Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. N 1397, утратившие силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 953.
Согласно п.2 Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются: работа по специальности в школах, во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах.
В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работников просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 указанного Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Из смысла данной правовой нормы следует, что для досрочного назначения пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, не менее 2/3 от 25 лет педагогического стажа, то есть не менее 16 лет 8 месяцев, должно составлять время работы на должностях, дающих право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Учитывая, что на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцом было выработано 2/3 стажа в учреждениях, организациях и должностях, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для включения в специальный стаж периода работы истца во Дворце пионеров в должности руководителя кружка с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , в качестве учителя музыки в детской музыкальной школе с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ .
Довод жалобы о том, что на момент обращения Дементьевой М.Н. за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу, поэтому условие о включении в специальный стаж периода работы при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено на момент утраты силы названного Постановления, судебной коллегией признается несостоятельным.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В данном постановлении указано, что положения Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).
Принимая во внимание, что на момент обращения истицы в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ею было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, спорный период подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Не соглашается судебная коллегия с доводом жалобы о том, что работа в качестве музыкального руководителя с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ неправомерно включена судом в специальный страховой стаж.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пункт 3 указанной статьи предусматривает, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 статьи 28, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Судом установлено, что истица работала в должности музыкального руководителя в детском саду " "данные изъяты" " с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на 0,75 ставки; в детском саду *** ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на 0,5 ставки, в детском саду " "данные изъяты" " с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на 0,75 ставки, в детском саду *** с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на полной ставке.
В Перечне учреждений и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 и разъяснениями Госкомтруда СССР от 17 мая 1960 года N 19, предусматривалось включение работы в должности музыкального руководителя в льготный стаж без каких-либо условий относительно нормы выработки.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", в котором указание на должность музыкального руководителя отсутствовала.
В то же время пунктом 3 вышеназванного Постановления, за другими педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", но с 1 октября 1993 года указанный пункт признан утратившим силу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, пункт 3 которого предусматривал, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Названным Списком должность музыкального руководителя поименована, при этом в пункте 1 Правил указано на необходимость выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Таким образом, за период с 1 октября 1993 года по 1 ноября 1999 года законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
С принятием Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, данный пробел законодателем в пределах своих полномочий ликвидирован путем указания в пункте 5 на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Таким образом, законодателем не исключена возможность включения вышеназванных периодов, имевших место до 1 ноября 1999 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по указанному пункту Правил. Поскольку имеющиеся в материалах дела документы подтверждают выполнение Дементьевой суммарно полной нормы рабочего времени, постольку вывод суда о включении спорного периода в специальный страховой стаж является верным.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии предусмотренных законом оснований для включения указанных периодов в педагогический стаж истицы судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, являлись предметом исследования в суде первой инстанции и обоснованно с приведением убедительных выводов не приняты им во внимание.
Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Барнауле Алтайского края на решение Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 30 декабря 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.