Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Кавуновой В.В.
судей Дмитриевой О.С., Чубукова С.К.
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Главного управления имущественных отношений Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 09 января 2014 года
по делу по иску Лукьянова Н.А. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном рыночной.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лукьянов Н.А. обратился в суд с иском к ответчику, указав, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" , общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" . Кадастровая стоимость участка составляет "данные изъяты" руб., утверждена постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N *** . Рыночная стоимость указанного участка согласно отчету об оценке по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты" руб., что не соответствует кадастровой. Положениями ч. 3 ст. 66 ЗК РФ предусмотрена возможность установления рыночной стоимости земельного участка в качестве его кадастровой стоимости.
По указанным основаниям истцом заявлены требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной на основании представленного отчета об оценке земельного участка на ДД.ММ.ГГ
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 09 января 2014 года исковые требования Лукьянова Н.А. удовлетворены.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" , общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес" , в размере его рыночной стоимости - "данные изъяты" руб.
В апелляционной жалобе третье лицо Главное управление имущественных отношений Алтайского края просит решение суда отменить и принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований. Жалоба мотивирована тем, что представленный в материалы дела отчет об оценке спорного участка свидетельствует о том, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость земельного участка, однако суд не дал оценки данному отчету с точки зрения его соответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности, судом не учтено, что отчет оценщика подлежит обязательной экспертизе, которая судом не была назначена; рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на ДД.ММ.ГГ , в то время как кадастровая стоимость установлена по состоянию на ДД.ММ.ГГ .
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Лукьянов Н.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" , общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: ДД.ММ.ГГ , на основании договора аренды N *** от ДД.ММ.ГГ , дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГ , заключенного между истцом и Главным управлением имущественных отношений Алтайского края.
Кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере "данные изъяты" руб.
Согласно отчету об оценке ООО " Л. " N *** от ДД.ММ.ГГ рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты" руб.
Истец, ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, которая значительно превышает рыночную стоимость, обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, основываясь на положениях п.п. 2, 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", удовлетворил заявленные требования, приняв отчет об оценке в качестве письменного доказательства размера рыночной стоимости земельного участка, который не оспорен участвующими в деле лицами.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 г. N316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится не реже одного раза в 5 лет.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Росреестра утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
На основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Доказательством определения рыночной стоимости земельного участка является отчет независимого оценщика.
Лукьяновым Н.А. в подтверждение своих доводов в материалы дела представлен отчет об оценке N *** от ДД.ММ.ГГ согласно которому рыночная стоимость земельного участка составляет "данные изъяты" руб.
В силу ст.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленному истцом отчету об оценке.
Доводы жалобы о необходимости проверки указанного отчета об оценке с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе путем проведения экспертизы, отклоняются судебной коллегией, поскольку Главное управление имущественных отношений Алтайского края в соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательств в подтверждение того, что результаты отчета оценщика не соответствуют требованиям действующего законодательства, не воспользовалось предусмотренным ст.171 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" правом и не заявило ходатайство о проведении экспертизы отчета оценщика.
Нормами статьи 171 указанного Федерального закона не предусмотрено обязательное проведение экспертизы отчета оценщика.
При таких обстоятельствах оснований ставить под сомнение представленный истцом отчет об оценке у суда не имелось. Порядок проведения оценки и содержание отчета об оценке соответствуют общим требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и, в частности, положениям ст.11 этого Закона, устанавливающей основные требования к содержанию отчета.
Довод апелляционной жалобы третьего лица о том, что рыночная стоимость земельного участка установлена на ДД.ММ.ГГ , в то время как кадастровая стоимость установлена на ДД.ММ.ГГ , отклоняется судебной коллегией. Согласно ст.2419 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена на основании постановления администрации Алтайского края от 28.12.2009 г. N546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края", вступившего в силу с 01 января 2010 года.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 09 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу третьего лица Главного управления имущественных отношений Алтайского края ? без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.