Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г.
судей Костогладовой О.Г., Кузнецовой С.В.
при секретаре Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Потребительского жилищно-накопительного кооператива "Наш дом" на решение Бийского городского суда Алтайского края от 20 декабря 2013 года по делу
по иску Л.Н. к Потребительскому жилищно-накопительному кооперативу "Наш дом" о взыскании стоимости пая.
Заслушав доклад судьи Костогладовой О.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л.Н. обратилась в суд с иском к Потребительскому жилищно-накопительному кооперативу "Наш дом" (далее по тексту - ПЖНК "Наш дом"), просила взыскать с ответчика в ее пользу стоимость пая в размере "данные изъяты" .
В обоснование заявленных требований указала, что являлась членом ПЖНК "Наш дом". При вступлении в кооператив она оплатила вступительный членский взнос в сумме "данные изъяты" ., паевой взнос в размере "данные изъяты" . ДД.ММ.ГГ истец обратилась в ПЖНК "Наш дом" с заявлением о выходе из членов кооператива и выплате ей стоимости паевого взноса. Приказом от ДД.ММ.ГГ . *** директор ПЖНК "Наш дом" исключил ее из членов кооператива с ДД.ММ.ГГ . с возвратом внесенной ею части паевого взноса в сумме "данные изъяты" . Срок выплаты действительной стоимости пая истцу наступил ДД.ММ.ГГ ., однако стоимость пая ей не выплачена.
Возражая против заявленных исковых требований, представитель ответчика ПЖНК "Наш дом" ссылался на то, что в соответствии с п. 4 ст. 32 Федерального закона "О жилищных накопительных кооперативах" и Уставом ПЖНК "Наш дом" кооператив вправе не выплачивать стоимость пая до истечения двух лет со дня окончания финансового года, в течение которого возникли основания для прекращения членства в кооперативе. В ПЖНК "Наш дом" сложное финансовое положение, не позволяющее выплатить истцу действительную стоимость пая в настоящее время, в связи с чем, просил суд отказать в удовлетворении иска.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 20 декабря 2013 года взысканы с ПЖНК "Наш дом" в пользу Л.Н. стоимость пая в размере "данные изъяты" ., а также в возмещение расходов по оплате государственной пошлины "данные изъяты"
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе истцу в иске.
В качестве доводов жалобы указывает на необоснованный вывод суда о том, что п.4.4 Устава ПЖНК "Наш дом", воспроизводящий ч.4 ст.32 ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах", устанавливающий, что срок выплаты не может превышать два года со дня окончания финансового года, в течение которого возникли основания для прекращения членства в кооперативе, правового значения не имеет. Суд не установил, что истец не была ознакомлена с Уставом кооператива или оспаривала его положения.
Кроме того, на момент вынесения обжалуемого решения имелись вступившие в законную силу судебные постановления, которыми уже была дана иная оценка п.4.4. Устава ПЖНК "Наш дом", в частности по делу по иску С.В. о расторжении договора и взыскании денежных средств (решение Приобского районного суда г.Бийска от ДД.ММ.ГГ определение кассационной инстанции от ДД.ММ.ГГ .). В связи с чем суд должен был применить ст.61 ГПК РФ.
Суд не установил юридически значимых по делу обстоятельств и иначе истолковал положения Устава кооператива, поставив права истца в преимущественное положение перед правами иных граждан, вышедших из кооператива, не привлекая их к участию в деле. При этом не учел, что обращение Л.Н. с иском является преждевременным, поскольку на момент обращения и вынесения решения суда не наступил максимально возможный срок оплаты, следовательно, у истца не возникло права требования, так как не возникло нарушение ее прав.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца О.В. просит решение оставить без изменения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно ее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения представителей ответчика И.М. и Г.Г. настаивавших на удовлетворении жалобы, представителя истца Л.Н. - О.В. просившую решение оставить без изменения, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
Правовое положение жилищных накопительных кооперативов, права и обязанности их членов, порядок создания, реорганизации и ликвидации жилищных накопительных кооперативов, а также порядок осуществления ими деятельности по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений установлены Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах".
Согласно п.11 ст.7 названного Закона член кооператива имеет право получить при прекращении членства в кооперативе действительную стоимость пая, определяемую в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела усматривается, что ПЖНК "Наш дом" зарегистрирован в налоговом органе по г.Бийску ДД.ММ.ГГ .
Истец Л.Н. являлась членом ПЖНК "Наш дом" с ДД.ММ.ГГ
ДД.ММ.ГГ между ПЖНК "Наш дом" и Л.Н. было заключено соглашение, предметом которого являлось участие истца в финансировании строительства кооперативного дома, расположенного по адресу: "адрес" , в объеме, установленном соглашением, в соответствии с формой участия члена кооператива в его деятельности и передаче квартиры ДД.ММ.ГГ в доме стоимостью "данные изъяты" в собственность Л.Н. при условии полной выплаты паевых и иных взносов, или принятие по окончании строительства в пользование квартиры до полной выплаты паевых и иных взносов.
Во исполнение своих обязательств истец ДД.ММ.ГГ . в полном объеме внесла паевой взнос в размере "данные изъяты" ., что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру *** от ДД.ММ.ГГ
ДД.ММ.ГГ истец обратилась в ПЖНК "Наш дом" с заявлением о выходе из кооператива в связи с невыполнением кооперативом своих обязательств по осуществлению контроля за строительством кооперативного дома и сдаче его в эксплуатацию, а также по передаче квартиры в собственность истца, предусмотренных п.3.2 вышеуказанного соглашения.
Согласно приказу директора ПЖНК "Наш дом" *** от ДД.ММ.ГГ . истец исключена из членов кооператива с ДД.ММ.ГГ . с возвратом внесенной истцом части паевого взноса в сумме "данные изъяты" . в сроки, установленные п.4 ст.32 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах".
Разрешая спор, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска. При этом исходил из того, что пунктом 4.4 Устава ПЖНК "Наш дом" предусмотрено, что выплата выбывшему члену кооператива действительной стоимости пая производится в течение шести месяцев со дня окончания финансового года, в течение которого возникли основания для прекращения членства в кооперативе. Поскольку после выхода истца из членов кооператива указанный срок истек, кооператив обязан выплатить истцу действительную стоимость пая.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, основаны на нормах закона, с ними соглашается судебная коллегия.
Доводы апелляционной жалобы, указывающие на необоснованность вывода суда о том, что Уставом ПЖНК "Наш дом" предусмотрена выплата выбывшему члену кооператива действительной стоимости пая в течение шести месяцев со дня окончания финансового года, в течение которого возникли основания для прекращения членства в кооперативе, судебная коллегия находит несостоятельными.
В соответствии с п.4 ст.32 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" кооператив обязан выплатить выбывшему члену кооператива или другим имеющим право на пай лицам действительную стоимость пая в течение шести месяцев со дня окончания финансового года, в течение которого возникли основания для прекращения членства в кооперативе, если иной срок не предусмотрен уставом кооператива. При этом предусмотренный уставом кооператива срок не может превышать два года со дня окончания финансового года, в течение которого возникли основания для прекращения членства в кооперативе.
Из толкования данной нормы закона следует, что кооперативу предоставлено право предусмотреть в уставе иной, по сравнению с установленным в ней, срок выплаты выбывшим членам кооператива действительной стоимости пая, который не может превышать два года со дня окончания финансового года, в течение которого возникли основания для прекращения членства в кооперативе.
Согласно пункту 4.4 Устава ПЖНК "Наш дом", утвержденного общим собранием членов потребительского жилищно-накопительного кооператива "Наш дом" ДД.ММ.ГГ кооператив обязан выплатить выбывшему члену кооператива или другим имеющим право на пай лицам действительную стоимость пая в течение шести месяцев со дня окончания финансового года, в течение которого возникли основания для прекращения членства в кооперативе. При этом срок выплаты не может превышать два года со дня окончания финансового года, в течение которого возникли основания для прекращения членства в кооперативе.
Таким образом, Уставом ПЖНК "Наш дом" предусмотрен срок для выплаты выбывшему члену кооператива действительной стоимости пая - в течение шести месяцев со дня окончания финансового года, в течение которого возникли основания для прекращения членства в кооперативе. Указание в п.4.4 Устава (по аналогии с п.4 ст.32 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N215-ФЗ) на то, что срок выплаты не может превышать два года со дня окончания финансового года, в течение которого возникли основания для прекращения членства в кооперативе, иного срока не определяет, и, как правильно указал суд первой инстанции, правового значения для дела не имеет. При этом установленный Уставом кооператива срок (шесть месяцев) требований закона не нарушает, так как не выходит за пределы двух лет со дня окончания финансового года, в течение которого возникли основания для прекращения членства в кооперативе.
Учитывая изложенное, суд правильно исходил из того, что кооператив обязан произвести выплату действительной стоимости пая выбывшему члену ПЖНК "Наш дом" в течение шести месяцев со дня окончания финансового года, в течение которого возникли основания для прекращения членства в кооперативе, то есть в пределах установленного Уставам кооператива срока
Доводы жалобы о том, что решение суда нарушает права других граждан, вышедших из кооператива, не могут быть приняты во внимание, учитывая то, что реализация предусмотренных законом прав истца на выплату ей действительной стоимости пая при выходе из кооператива не может быть поставлена в зависимость от аналогичных прав других лиц.
Ссылки в жалобе на иную судебную практику на законность решения также не влияют, поскольку судебный прецедент в Российской Федерации не является источником права.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда, не содержат новых обстоятельств, которые не являлись предметом исследования судом первой инстанции, и направлены на переоценку доказательств, оснований для которой не имеется. В связи с чем, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Потребительского жилищно-накопительного кооператива "Наш дом" на решение Бийского городского суда Алтайского края от 20 декабря 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.