Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Зацепина Е.М.,
судей Вегель А.А., Ковалюк Л.Ю.,
при секретаре Усачевой К.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление Алтайского межрайонного природоохранного прокурора на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 06 декабря 2013 года по делу по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Первая", Администрации города Барнаула, Администрации Железнодорожного района города Барнаула о понуждении к совершению действий, признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с иском к ООО "УК "Первая", ООО "УК "Город", ОАО "УК "Свой дом", Администрации города Барнаула, Администрации Железнодорожного района города Барнаула, в котором просил:
- признать незаконным бездействие Администрации города Барнаула по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов от домов по "адрес" ,
- признать незаконным бездействие Администрации Железнодорожного района города Барнаула по организации работы по санитарной очистке, по определению мест временного хранения бытовых отходов от вышеуказанных домов,
- обязать ООО "УК "Первая", ООО "УК "Город", ОАО "УК "Свой дом" обеспечить обустройство и содержание мест временного накопления отходов от вышеуказанных домов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, а именно: организовать размещение контейнерной площадки по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю, Администрацией Железнодорожного района города Барнаула, другими органами и организациями согласно постановлению Администрации города Барнаула от 30 октября 2006 года N 3043; оборудовать контейнерную площадку с твердым покрытием и ограждением; установить информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов; организовать систематический вывоз отходов, не допуская переполнение контейнеров.
В дальнейшем Алтайский межрайонный природоохранный прокурор отказался от исковых требований к ОАО "УК "Свой дом", управлявшей домом по "адрес" , уточнив исковые требования, просил:
- признать незаконным бездействие Администрации города Барнаула по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов от домов по "адрес" ;
- признать незаконным бездействие Администрации Железнодорожного района города Барнаула по организации работы по санитарной очистке, по координации работы по вывозу мусора на территории района, определению мест временного хранения бытовых отходов от указанных выше домов, а также контролю за соблюдением Правил благоустройства территории городского округа - города Барнаула, утвержденных Решением Барнаульской городской Думы от 07 июня 2013 года N110, Порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, утвержденного Решением Барнаульской городской Думы от 27 августа 2010 года N349, на указанной территории,
- обязать ООО "УК "Первая", ООО "УК "Город" обеспечить обустройство и содержание мест временного накопления отходов от указанных выше домов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, а именно: организовать размещение контейнерной площадки по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю, Администрацией Железнодорожного района города Барнаула, другими органами и организациями согласно постановлению Администрации города Барнаула от 30 октября 2006 года N 3043; оборудовать контейнерную площадку с твердым покрытием и ограждением; установить информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов; организовать систематический вывоз отходов, не допуская переполнение контейнеров.
В обоснование требований указано на то, что в ходе проверки ДД.ММ.ГГ установлено, что на контейнерной площадке во дворе "адрес" размещено 3 контейнера, один из которых перевернут. Прилегающая территория площадью около 20 кв.м загрязнена твердыми бытовыми отходами (пищевые отходы, ПЭТ-тара, картон, бутылки). На момент осмотра ДД.ММ.ГГ контейнеры заполнены, прилегающая территория площадью около 4 кв.м загрязнена бытовыми отходами. На расстоянии около 1 метра от перевернутого контейнера и 5 метров от других контейнеров находится детская площадка. Контейнеры размещены в непосредственной близости от места прохождения газопровода. Один из трех контейнеров не промаркирован, отсутствуют ограждение, информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы. Данная контейнерная площадка установлена для жителей домов *** по "адрес" , находящегося в управлении ООО "УК "Первая", и *** по "адрес" , находящегося в управлении ООО "УК "Город". Из письма Администрации Железнодорожного района города Барнаула от ДД.ММ.ГГ N *** следует, что разрешение на размещение спорной контейнерной площадки и акт ее согласования отсутствуют. Несмотря на длительное размещение контейнеров во дворе "адрес" без согласования с необходимыми органами и учреждениями, Администрация Железнодорожного района города Барнаула не приняла меры по обеспечению установки контейнерной площадки в соответствии с требованиями законодательства. Администрация города Барнаула и Администрация Железнодорожного района города уполномочены на осуществление контроля за соблюдением Порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 27 августа 2010 года N 349 (п.п. 6, 2.3.1 данного Порядка), за соблюдением Правил благоустройства городского округа - города Барнаула, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 07 июня 2013 года N 110 (п. 22.1 данных Правил). Вместе с тем данный контроль ими не осуществляется, предписания об устранении нарушений не выдаются, протоколы об административном правонарушении не составляются. Кроме того, сам факт длительного нахождения контейнеров для накопления отходов с нарушениями свидетельствует об отсутствии надлежащей организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов, должной координации работы по санитарной очистке указанной территории, определению мест временного хранения бытовых отходов, и соответственно - о бездействии Администрации города Барнаула, Администрации Железнодорожного района города Барнаула.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГ прокурор отказался от исковых требований к ООО "УК "Город", управлявшей домом по "адрес" .
Определением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ производство по делу по вышеуказанному иску к ООО "УК "Город", ООО "УК "Свой дом" о возложении обязанности обеспечить содержание контейнерной площадки в соответствии с требованиями законодательства прекращено.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 06 декабря 2013 года исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены частично. На ООО "УК "Первая" возложена обязанность обеспечить обустройство и содержание мест временного накопления отходов от "адрес" в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, а именно:
-организовать размещение контейнерной площадки по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю, Администрацией Железнодорожного района города Барнаула, другими органами и организациями согласно постановлению Администрации города Барнаула от 30 октября 2010 года N3042;
-оборудовать контейнерную площадку с твердым покрытием и ограждением;
-установить информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организаций, вывозящей отходы и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов;
-организовать систематический вывоз отходов, не допуская переполнение контейнеров.
С ООО "УК "Первая" взыскана государственная пошлина в доход муниципального образования городского округа города Барнаула в размере "данные изъяты" .
В удовлетворении исковых требований к Администрации Железнодорожного района города Барнаула и Администрации Железнодорожного района города Барнаула отказано.
В апелляционном представлении Алтайский межрайонный природоохранный прокурор просит решение суда отменить в части, в которой ему отказано в удовлетворении иска, принять по делу новое решение в данной части об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование ссылается на прежние доводы, дополнительно указывает на то, что в целом очистка контейнерной площадки организована не надлежащим образом. Так, 3 месяца в 2013 году, когда согласно графику дежурило ООО "УК "Управдом" (февраль, июнь, октябрь) фактически обязанность по вывозу отходов не была возложена ни на одну управляющую компанию, поскольку жители дома по "адрес" , которым управляет ООО "УК "Управдом", пользуются другой контейнерной площадкой ( "адрес" ). Администрацией города Барнаула и Администрацией Железнодорожного района города не представлено доказательств составления протоколов об административном правонарушении, выдачи предписаний, в том числе по фактам установки контейнеров вне специального твердого покрытия, без ограждения, без информационных аншлагов и маркировки контейнеров. Администрацией района не приняты меры, направленные на размещение контейнерной площадки в установленном порядке. При этом заявительный порядок согласования размещения площадок на данный случай не распространяется, так как спорные контейнерные площадки установлены задолго до введения в действие указанного выше Порядка.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Администрация Железнодорожного района города Барнаула просит оставить апелляционное представление без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционного представления в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав прокурора М.Е.С. , поддержавшую апелляционное представление, представителя Администрации города Барнаула С.М.В. , возражавшую против удовлетворения представления, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю Н.Н.Н. , не возражавшую против удовлетворения представления, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения.
Право граждан на благоприятную окружающую среду предусмотрено ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статьей 51 указанного Федерального закона запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Аналогичная норма закреплена в ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с п.п. 2.1.4, 2.2.3 Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690), утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР, заместителем Министра здравоохранения СССР 05 августа 1988 года N4690-88, организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов, и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих санитарных правил. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача).
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 24 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Данные нормы закреплены также в п. 24 ст. 19 Устава муниципального образования городского округа - г. Барнаул Алтайского края. Кроме того, в силу ст. 54 Устава администрация города должна обеспечивать проведение на территории города мероприятия по охране окружающей среды.
Решением Барнаульской городской Думы N 110 от 07 июня 2013 года утверждены Правила благоустройства городского округа - города Барнаула (далее - Правила), которые устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, в том числе прилегающих к границам земельных участков, зданиям и сооружениям, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, определяют порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
С целью организации регулярной очистки территории городского округа - города Барнаула от отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности, в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями нормативных правовых актов в области обращения с отходами, решением Барнаульской городской Думы от 27 августа 2010 года N 349, в пределах предоставленных полномочий утвержден Порядок сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах города Барнаула (далее - Порядок).
Согласно п. 2.3 Порядка к полномочиям Администрации "адрес" в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В целях исполнения данных полномочий органы Администрации "адрес" и иные органы местного самоуправления осуществляют следующие функции. В частности, администрации районов города:
- осуществляют на территории района контроль за соблюдением требований настоящею Порядка;
- проводят с производителями (собственниками) отходов информационную работу в области обращения с отходами;
- определяют места временного хранения бытовых отходов для их производителей в порядке, установленном постановлением администрации города;
- ведут реестры мест временного хранения бытовых отходов, с присвоением им номеров;
- организуют работу по учету мест временного хранения бытовых отходов, расположенных на территории районов;
- осуществляют иные полномочия в сфере обращения с отходами (п. 2.3.1).
В соответствии с п. 2.4 Порядка товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации оборудуют объекты накопления отходов в жилищном фонде по согласованию с администрациями районов; обеспечивают санитарную уборку контейнеров, их своевременный ремонт и замену; обеспечивают надлежащее санитарное состояние контейнерных площадок и специальных площадок для крупногабаритных отходов без переполнения контейнеров и загрязнения территории; заключают договоры со специализированными организациями на сбор и вывоз отходов, контролируют выполнение данных договоров, включая контроль за выполнением графика сбора и вывоза отходов; ведут в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством, учет образовавшихся, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных от лица населения отходов; исполняют другие обязанности, предусмотренные действующим законодательством и настоящим Порядком.
Согласно п. 3.11 Порядка контейнерные площадки должны быть очищены от отходов и содержаться владельцами контейнерной площадки, домовладельцами, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, либо специализированными организациями, осуществляющими вывоз мусора, в чистоте и порядке.
В силу п. 7.5 Правил сбор и вывоз отходов в зоне застройки многоквартирными домами осуществляется на основании договоров на вывоз мусора, заключенных лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, со специализированными организациями, либо лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, самостоятельно при условии приобретения ими талонов для утилизации отходов на городском полигоне твердых бытовых отходов.
Согласно п. 2.2.10 СанПиН 42-128-4690-88 ответственность за содержание мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов, несет организация, в ведении которой находится дом.
Проанализировав приведенные нормы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответственность за надлежащее содержание контейнерной площадки во дворе "адрес" , оборудование объектов накопления отходов, обеспечение санитарной уборки контейнеров, их своевременного ремонта и замены, за выполнение графика сбора и вывоза отходов возложена на организацию, обслуживающую многоквартирный дом по адресу: "адрес" .
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно установлено, что на контейнерной площадке во дворе "адрес" размещены контейнеры для бытовых отходов, принадлежащие ООО "УК "Первая", своевременная очистка которых не производится, как не производится и очистка контейнерной площадки с прилегающей к ней территории. Контейнерная площадка не ограждена, контейнеры не промаркированы, информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов отсутствуют, что подтверждается актами осмотра контейнерной площадки от ДД.ММ.ГГ (л.д. 14-17), от ДД.ММ.ГГ (л.д. 18-20), ДД.ММ.ГГ (л.д. 66-69), от ДД.ММ.ГГ (л.д. 113-116), от ДД.ММ.ГГ (л.д. 125-135), составленными помощником Алтайского межрайонного природоохранного прокурора М.Е.С.
Дом по "адрес" находится в управлении ООО "УК "Первая", что подтверждается договором управления от ДД.ММ.ГГ (л.д. 31-37).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, что ООО "УК "Первая" обязано произвести очистку контейнерной площадки и прилегающей территории, организовать систематический вывоз отходов, не допуская переполнение контейнеров. Требования прокурора в этой части судом обоснованно удовлетворены.
Верным также является вывод суда первой инстанции об отсутствии бездействия со стороны Администрации Железнодорожного района города Барнаула.
Согласно п. 2.3.1 Порядка администрации районов города определяют места временного хранения бытовых отходов для их производителей в порядке, установленном постановлением администрации города. Данный порядок был закреплен в постановлении Администрации города Барнаула от 30 октября 2006 года N 3043 "Об утверждении порядка размещения мест временного хранения отходов" (утратило силу с 21 января 2014 года).
В соответствии с п.п. 1-3 Порядка размещения мест временного хранения отходов физическое или юридическое лицо, заинтересованное в размещении места временного хранения отходов обращается в администрацию района в городе, с заявлением, в котором указывает предполагаемое место расположения контейнерной площадки и число контейнеров для сбора отходов, к заявлению прилагается топографическая съемка. Администрация района в городе в течение недели с момента поступления заявления рассматривает его и выдает заявителю акт для согласования места временного хранения отходов, а в десятидневный срок после представления заявителем акта согласования на размещение места временного хранения отходов выдает разрешение на размещение места временного хранения отходов или готовит мотивированный отказ.
Из изложенного следует, что размещение места временного хранения отходов носит заявительный характер, поэтому на администрацию района не возложена обязанность по собственной инициативе определять места временного хранения отходов. Заявления по размещению контейнерной площадки во дворе дома "адрес" в Администрацию Железнодорожного района города Барнаула не поступали.
Довод прокурора о том, что действие постановления Администрации города Барнаула от 30 октября 2006 года N 3043 "Об утверждении порядка размещения мест временного хранения отходов" не может распространяться на спорную контейнерную площадку в части согласования ее размещения, - несостоятелен. На спорную контейнерную площадку должен распространяться порядок согласования, действующий на момент согласования.
Кроме того, у администрации района имеются полномочия по координации вывоза мусора и отсутствуют полномочия по координации санитарной очистки территории района.
Верным является вывод суда, что контроль за соблюдением Правил Администрацией Железнодорожного района города Барнаула осуществляется надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Так, в материалах дела имеется постановление административной комиссии при Администрации Железнодорожного района города Барнаула от ДД.ММ.ГГ N *** , которым ООО "УК "Первая" привлечено к административной ответственности по ст. 27 Закона Алтайского края от 10 июня 2002 года N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" в связи с ненадлежащей очисткой контейнерной площадки между домами, расположенными по адресу: "адрес" , от бытового мусора, за несвоевременный вывоз твердых бытовых отходов на протяжении 8 дней. Также имеется постановление административной комиссии при "адрес" от ДД.ММ.ГГ N *** , которым мастер участка ООО "УК "Краевой дом моделей" В.Е.Б. привлечена к административной ответственности по той же статье, за несвоевременную зачистку контейнерной площадки по адресу: "адрес" , от бытового мусора.
Кроме того, в суд апелляционной инстанции представлено постановление административной комиссии при Администрации Железнодорожного района города Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** (л.д. 180), которым ООО "УК "Первая" привлечено к административной ответственности по той же статье за не проведение работ по очистке контейнерной площадки, расположенной по адресу: "адрес" .
Более того, специалистами управления коммунального хозяйства Администрации Железнодорожного района города Барнаула ДД.ММ.ГГ было проведено обследование контейнерной площадки, расположенной по "адрес" и организованы работы по зачистке указанной контейнерной площадки, что подтверждается соответствующими актом (л.д. 72-73).
Также не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела доводы прокурора о бездействии со стороны Администрации города Барнаула, поскольку ни из искового заявления, ни из пояснений, данных в судебном заседании стороной истца, не усматривается, в чем конкретно заключается виновное незаконное бездействие Администрации города Барнаула и как это бездействие привело к возникновению свалки во дворе "адрес" . Напротив, Администрацией города Барнаула со своей стороны приняты необходимые организационные мероприятия, связанные с вышеуказанными вопросами местного значения: разработаны и внесены на утверждение Барнаульской городской Думы соответствующие нормативные правовые акты и заложено финансирование в бюджете города.
Поскольку бездействие со стороны Администрации города Барнаула и Администрации Железнодорожного района города Барнаула не нашло своего подтверждения при рассмотрении данного дела, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных прокурором требованиях к данным ответчикам.
Довод апелляционного представления о том, что фактически три месяца (февраль, июнь, октябрь) обязанность по вывозу отходов не была возложена ни на одну управляющую компанию, ни чем не подтвержден, и противоречит графику уборки контейнерной площадки по "адрес" на 2013-2014 годы.
Ссылка на то, что не представлено доказательств составления протоколов об административном правонарушении, выдачи предписаний по факту установки контейнеров вне специального твердого покрытия, без ограждения, без информационных аншлагов и маркировки контейнеров, - не свидетельствует в целом о бездействии со стороны Администрации города Барнаула и Администрации Железнодорожного района города Барнаула.
Длительность нахождения контейнеров для накопления отходов в ненадлежащем состоянии не свидетельствует о том, что Администрацией города Барнаула и Администрацией Железнодорожного района города Барнаула не принимались меры по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, по контролю за соблюдением установленных правил, поскольку непосредственно обязанность по надлежащему содержанию контейнерной площадки возложена на управляющую компанию.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции основаны на законе и подтверждаются соответствующими доказательствами, которым дана надлежащая оценка, существенных нарушений норм процессуального права при вынесении решения не установлено, при том, что апелляционное представление не содержат доводов, влекущих отмену решения, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционного представления.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное представление Алтайского межрайонного природоохранного прокурора на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 06 декабря 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.