Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Секериной О.И.
судей Решетниковой И.Ф., Тертишниковой Л.А.
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Махлаева П.И. на решение Михайловского районного суда Алтайского края от 11 декабря 2013 года
по иску Махлаева П.И. к администрации Михайловского района Алтайского края, Главному Управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, об обязании включить в список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, для обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Махлаев П.И. обратился в суд с иском к администрации Михайловского района Алтайского края, Главному Управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и с учетом уточнения просил суд признать за ним право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", признать незаконным решение жилищной комиссии администрации Михайловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ об отказе во включении Махлаева П.И. в списки граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, возложить обязанность на администрацию Михайловского района Алтайского края включить его в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в Михайловском районе Алтайского края, на Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне включить Махлаева П.И. в сводный список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, для обеспечение жильем за счет средств Федерального бюджета в 2014 году.
В обоснование заявленных требований указал, что решение районной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГ г., которым отказано во включении в списки граждан, имеющих право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета, в связи с тем, что им не предоставлена справка квартирно-эксплyатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, является не обоснованным и создаёт препятствия в осуществлении его прав.
В соответствии с абзацем первым пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" он имеет право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета, так как является офицером запаса с 28.03.1994г. (уволен со службы в связи с организационно-штатными мероприятиями).
ДД.ММ.ГГ г. он обращался в органы местного самоуправления по месту жительства (г.Тольятти) с заявлением о постановке на учет для получения жилой площади, в связи с необходимостью улучшения (расширения) жилищных условий. Постановлением главы, администрации г.Тольятти от 16.08.1994г. *** он был принят на учёт для получения жилья военнослужащим.
В 2004г. выехал на постоянное место жительства в "адрес" , Алтайского края, где прописан с ДД.ММ.ГГ г. и проживает до сих пор в доме, который ему не принадлежит по адресу: "адрес" .
До настоящего момента его право на улучшение жилищных условий реализовано не было. Обратившись в 2013 году в органы местного самоуправления Михайловского района Алтайского края с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении он был включён в соответствующий список лиц, нуждающихся в обеспечении жильём (решение от 23.04.2013г.). Однако, решением от 16.07.2013г. ему было отказано во включении в списки нуждающихся в жилье, а предыдущее решение от 23.04.2013г. отменено.
Полагает, что причина отказа во включении его в списки нуждающихся в жилье, указанная администрацией Михайловского района, является формальной и надуманной. Так как им были представлены все необходимые документы для постановки на учет, в том числе справка с последнего места службы - г. Салават о том, что он жилой площадью по линии Министерства обороны на момент увольнения не обеспечивался в связи с чем он ранее состоял на очереди в г. Тольятти, а впоследствии был поставлен на учет Администрацией Михайловского района.
При этом в п.п. 11 п.6 Порядка, утверждённого Постановлением Администрации Алтайского края N516 от 13.09.2011г. отмечено, что данная справка предоставляется гражданами "не имеющими жилых помещений для постоянного проживания". То есть, он не подпадает под действие пп.11 п.6 указанного Порядка и его требование на него не распространяется.
Более того, согласно п. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации запрашивать требуемую справку, при необходимости, должна сама администрация Михайловского района Алтайского края.
Решением Михайловского районного суда Алтайского края от 11 декабря 2013 года в удовлетворении исковых требований Махлаеву П.И. отказано.
В апелляционной жалобе истец Махлаев П.И. просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении иска.
В обоснование жалобы ссылается на то, что суд отказывая в иске неверно определил обстоятельства имеющие значение для дела и указал, что в 2002 году им было приватизировано жилье, предоставленное государством, поэтому отсутствует право на обеспечение жильем, так как законодательство предусматривает право граждан на льготное получение жилья только один раз. Однако суд не учел, что норма предоставления площади жилого помещения на одного человека составляет 18 кв.м., а приватизированное истцом жилье имело меньшую площадь - 31 кв.м. на 2 человека, то есть, приватизировано 15,5 кв.м. общей площади. Суд не дал оценку доводам истца о том, что согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае преднамеренного ухудшения жилищных условий истец имеет право встать на учет как нуждающийся в жилье через 5 лет. Оставлены без внимания его доводы, относительно процессуальных нарушений администрацией Михайловского района при вынесении решения о снятии его с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Представитель третьего лица ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в возражениях на апелляционную жалобу истца просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец Махлаев П.И. и его представитель Лобов Д.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали в полном объеме.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав истца и его представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения, проверяя законность и обоснованность решения суда в пределах ее доводов в силу ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Махлаев П.И. с 06.11.1973г. по 13.04.1994г. проходил военную службу, уволен в запас в связи организационно-штатными мероприятиями, что подтверждается удостоверением, выписками из приказа от 28.03.1994г., от 13.04.1994г..
ДД.ММ.ГГ Администрацией Центрального района г. Тольятти истцу Махлаеву П.И., на состав семьи 1 человек, как военнослужащему (проходил службу в г. Тольятти), в соответствии со ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" была предоставлена однокомнатная "адрес" в г. Тольятти. Впоследствии, указанная квартира, истцом Махлаевым П.И. и его сыном была оформлена в общую долевую собственность на основании договора *** о безвозмездной передаче квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГ года.
ДД.ММ.ГГ Администрацией Центрального района г. Тольятти истец в составе семьи (3 чел.) был принят на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий за счет средств Федерального бюджета.
В 2004 году истец Махлаев П.И. решил изменить свое место жительства и выехал на жительство в "адрес" Алтайского края. В связи с чем ДД.ММ.ГГ распоряжением заместителя мэра г.Тольятти, на основании п. 3 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. "в" Правил учета ... граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку (утв. постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года N 1054) был исключен из списков, нуждающихся в обеспечении жильем в городском округе Тольятти за счет средств федерального бюджета, как выехавший в другое муниципальное образование.
Квартира *** в "адрес" в г. Тольятти истцом и его сыном Махлаевым И.П. была отчуждена по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГ года.
ДД.ММ.ГГ администрацией Ракитовского сельского совета Махлаев П.И. признан нуждающимся в жилом помещении.
26.03.2013г. истец обратился в Администрацию Михайловского района Алтайского края с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья.
23.04.2013г. Администрацией Михайловского района Алтайского края Махлаев И.П. поставлен в очередь по программе "Граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица в Алтайском крае". ДД.ММ.ГГ решением жилищной комиссии Администрации Михайловского района Алтайского края, в связи с не представлением справки с квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы - для граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания, Махлаеву П.И. отказано во включении в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Решение комиссии от ДД.ММ.ГГ в части включения Махлаева П.И. в указанный список, отменено, о чем Махлев П.И. был уведомлен.
В соответствии с п. 2.1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до ДД.ММ.ГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после ДД.ММ.ГГ , и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1-3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с п. 4 ст. 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 23 ФЗ "О статусе военнослужащих" при желании военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с названным пунктом обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Необходимость представления справки о сдаче жилого помещения по последнему месту службы, если она отсутствует в учетном деле, определена также п. 11 Порядка обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц в Алтайском крае", утвержденного Постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 516.
Исходя из смысла п. 9 названного Порядка, непредставление такой справки является основанием для отказа гражданину во включении в список уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Махлаев П.М. справку о сдаче жилого помещения, полученного им в период прохождения военной службы, не представил.
При этом, как указывалось выше, квартира, предоставленная истцу в период прохождения военной службы, была приватизирована истцом и его сыном, а впоследствии продана.
Изложенное свидетельствует о том, что истцом реализовано право на однократное обеспечение жилым помещением в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих".
В случае, если гражданин не может сдать в установленном порядке жилое помещение, полученное им в период прохождения военной службы, и представить соответствующую справку в жилищный орган, он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения в порядке, определенном ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Последующее обеспечение жильем в данном случае возможно только на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть по решению органа местного самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего.
Довод жалобы относительно того, что в данном случае отсутствует неоднократность обеспечения жильем за счет федерального бюджета, поскольку квартира в г. Тольятти предоставлена из муниципального фонда, не состоятельны. Поскольку, как следует из сообщения Мэрии городского округа Тольятти управления по жилищным вопросам, указанная квартира была предоставлена истцу именно как военнослужащему, проходившему службу в г.Тольятти.
Довод истца о том, что в период военной службы он был обеспечен жилым помещением меньшей площади, чем ему полагалось, не состоятелен, поскольку ему было предоставлено жилое помещение общей площадью 31 кв.м. на состав семьи 1 человек, что соответствует норме предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих".
С октября 1997 года(после расторжения брака), состав семьи истца был изменен и составил 2 человека, что подтвердил истец в суде апелляционной инстанции и свидетельствует договор о безвозмездной передаче квартиры в собственность, поэтому с учетом площади вышеуказанной квартиры, оснований полагать о наличии нуждаемости в жилых помещениях семьи истца не имеется. Доказательств того, что размер площади квартиры на каждого члена семьи истца на момент ее отчуждения, составлял менее учетной нормы устанавливаемой органом местного самоуправления, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях(ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации), не предоставлено.
Иные доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Таким образом, судебная коллегия находит, что правоотношения сторон, закон, подлежащий применению, и обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом первой инстанции правильно, подтверждаются исследованными доказательствами, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений процессуальных норм не допущено.
Доводы жалобы направлены на иное толкование норм материального права и иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не могут служить основанием к отмене решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Михайловского районного суда Алтайского края от 11 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Махлаева П.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.