Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 17 февраля 2014 г. по делу N 33А-121/2014
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Моши А.М., судей Пересады А.Н., Томашевича В.В., при секретаре Иванове И.О., в судебном заседании рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министра обороны РФ Щербина А.С. на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 23 августа 2013 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части - Шамшадынова С. Р. об оспаривании бездействий Министра обороны РФ и руководителя ФКУ "Единый расчетный центр" МО РФ (далее - ФКУ "ЕРЦ" МО РФ), связанных с не установлением и невыплатой заявителю ежемесячной надбавки за особые условия военной службы.
Заслушав доклад судьи Томашевича В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шамшадынов обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать Министра обороны РФ внести изменения в приказ от 11 февраля 2013 года N 79, дополнив его указанием об установлении ему с 1 января 2013 года надбавки за особые условия военной службы (далее - надбавка) за исполнение должностных обязанностей, связанных с руководством подразделением - в размере двадцати процентов должностного оклада.
Одновременно с этим заявитель просил суд обязать ФКУ "ЕРЦ" МО РФ выплатить эту надбавку с января по июль 2013 года, а также произвести возврат незаконно удержанной в апреле 2013 года суммы надбавки, выплаченную за период с июня по декабрь 2012 года.
Суд первой инстанции эти требования заявителя удовлетворил, признав незаконным бездействие Министра обороны РФ по невыплате заявителю спорной надбавки с 1 января 2013 года и обязал его установить Шамшадынову указанную надбавку с того же числа.
Кроме того, суд признал незаконным и действия руководителя ФКУ "ЕРЦ МО РФ" по удержанию из денежного довольствия Шамшадынова 33600 рублей, которые взыскал с ФКУ в пользу заявителя.
Выражая несогласие с судебным решением, представитель Министра обороны Щербин в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование своих доводов Щербин, комментируя действующее законодательство, считает, что правом на получение надбавки с 1 января 2013 года Шамшадынов не обладает, в связи с чем противоположный вывод суда по данному вопросу является ошибочным.
В жалобе Щербин указывает на то, что спорная надбавка устанавливается только тем командирам и начальникам, которые осуществляют непосредственное руководство подразделениями и личным составом на постоянной основе.
В этой связи, обращает внимание Щербин, следует руководствоваться штатом воинской части, обязанностями военнослужащего, степенью ответственности, а также условиями прохождения военной службы.
Кроме того, автор жалобы утверждает, что из материалов дела не усматривается, что в подчинении Шамшадынова находится подразделение, которое по численности соответствовало бы определению "подразделение" (взвод, рота, батальон).
Поскольку заявитель не относится к категории командиров (руководителей) согласно смыслу, который придается законодательством понятию командира полка (батальона, роты, взвода), это, по убеждению Щербина, не позволяет заявителю претендовать на установление ему спорной надбавки несмотря на то, что в его подчинении находится личный состав.
Также, по мнению Щербина, в соответствии с приказом МО РФ N 3733 от 17 декабря 2012 года и его требованием от 30 декабря 2012 года N 205/2/835 правом издания приказа об установлении заявителю спорной надбавки обладает Главнокомандующий ВВС РФ, который не был привлечен к участию в деле, несмотря на заявленное ходатайство об этом.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Обстоятельства, имеющие значение по делу, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а оспариваемое решение базируется на правильном применении норм материального и процессуального права.
Так, в соответствии с частью 18 статьи 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", ежемесячная надбавка за особые условия военной службы устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила выплаты надбавки определяются Правительством РФ в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.
Согласно подпункту "г" пункта 3, пунктов 2 и 5 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года N 1073, надбавка выплачивается в размере до 30 процентов оклада по воинской должности военнослужащим, находящимся на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями.
Надбавка выплачивается военнослужащим в размере, который определяется по каждому из оснований в установленных пределах согласно правовому акту государственного органа, принятому на основании этих Правил.
Подпунктом "д" пункта 53 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года N 2700, определено, что военнослужащим, проходящим военную службу в особых условиях военной службы, на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, надбавка выплачивается в размере двадцати процентов оклада по воинской должности.
Сравнительный анализ положений вышеуказанных Правил и Порядка показывает, что право на получение указанной надбавки не зависит от какого-либо Перечня должностей, утверждаемого Министром обороны РФ.
Кроме того, по мнению судебной коллегии, нахождение заявителя на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделениями, является именно тем особым условием военной службы, с которым связано право на спорную надбавку и никаких других особых условий не подразумевает, вопреки обратному мнению автора жалобы.
В отношении полномочий должностных лиц Министерства обороны РФ по установлению оспариваемой надбавки, судебная коллегия исходит из следующего.
Частью 3 статьи 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 установлено, что перечень должностных лиц, имеющих право издавать приказы по личному составу, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Приказом Министра обороны РФ от 5 октября 2011 года N 1818 "О приказах по личному составу" установлено, что проекты приказов по личному составу представляются ему на подпись.
В соответствии с указаниями Министра обороны РФ от 30 декабря 2012 года N 205/2/835 приказы по обеспечению денежным довольствием военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вправе издавать, в том числе и должностные лица, имеющие в своем подчинении воинские части при условии оснащения их совмещенным программным изделием ресурсного обеспечения " -" (ПО " -"), а при его отсутствии командиры воинских частей обязаны представить проекты приказов в порядке подчиненности в адрес должностного лица, имеющего право издавать приказы, для его издания и введения содержащихся в нем сведений в ПО " -".
Данных о том, что такое программное изделие находится в войсковой части - либо у Главнокомандующего ВВС, из материалов дела не усматривается. Не приведены они и в апелляционной жалобе. При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не было оснований для привлечения Главнокомандующего ВВС для участия в деле.
Как установлено по делу, Шамшадынов, проходящий военную службу по контракту с Минобороны России, на основании приказа Главнокомандующего ВВС N 157 от 28 февраля 2011 года (пункт 1, подпункт 74) назначен на воинскую должность заместителя начальника отдела - начальника отделения (старшего инженера-испытателя) научно-исследовательского испытательного отдела 1 управления - научно-исследовательского испытательного войсковой части 15650, штатная категория "майор", 26 тарифный разряд.
Из материалов дела видно, что командир войсковой части - включил Шамшадынова в проект приказа об установлении и выплате ему с 1 января 2013 года надбавки за особые условия военной службы (л.д. 25).
Так, проектом приказа предлагалось установить Шамшадынову надбавки за выслугу лет, классную квалификацию, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также ежемесячные надбавки за особые условия военной службы как наземному авиационному специалисту, обеспечивающему безопасность полетов самолетов и вертолетов, а также за исполнение должностных обязанностей, связанных с руководством подразделением.
Приказом Министра обороны РФ N 79 от 11 февраля 2013 года (раздел 5, пункт 1) Шамшадынову спорная надбавка за руководство подразделением не установлена (л.д. 26).
Из этого следует, что проект приказа был рассмотрен Министром обороны РФ и по нему было принято решение.
В этой связи судебная коллегия отмечает, что командиром воинской части -, который представлял Шамшадынова к выплате этой надбавки, в достаточной степени были учтены сведения из штата воинской части, а также то, что исполнение им обязанностей по занимаемой должности непосредственно связано с руководством подразделением - отделением на постоянной основе.
Что же касается утверждения в жалобе о том, что отделение, которым руководит заявитель, по численности не соответствует определению "подразделение" (взвод, рота, батальон) и не является таковым, то оно является несостоятельным, поскольку никаких объективных критериев для этого вышеназванный Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих не устанавливает.
Очевидно, что являясь непосредственным начальником, Шамшадынов в силу требований ст. 33 Устава внутренней службы наделен всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и на него возложена персональная ответственность перед государством за все стороны жизни и деятельности своего воинского подразделения и личного состава.
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства и требования нормативных правовых актов, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии у Шамшадынова права на получение оспариваемой надбавки и необоснованности действий Министра обороны РФ по не установлению заявителю данной выплаты.
Доводы Щербина о том, что полномочиями по изданию приказов о выплате спорной надбавки обладает также и Главнокомандующий ВВС РФ, по мнению судебной коллегии, также являются несостоятельными, поскольку на момент издания приказа о назначении Шамшадынова на должность и установления ему надбавок к денежному довольствию соответствующими правами обладал только Министр обороны РФ.
Более того, приказ Министра обороны РФ от 17 декабря 2012 N 3733 "О мерах по реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий", на который ссылается автор жалобы, порядок издания приказов по вопросам выплаты денежного довольствия не регулирует вовсе.
Иные доводы апелляционной жалобы законность и обоснованность оспариваемого судебного решения под сомнение также не ставят.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Знаменского гарнизонного военного суда от 23 августа 2013 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части - Шамшадынова С. Р. об оспаривании бездействий Министра обороны РФ и руководителя ФКУ "Единый расчетный центр" МО РФ, связанных с не установлением и невыплатой заявителю ежемесячной надбавки за особые условия военной службы, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министра обороны РФ Щербина А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.