Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 03 марта 2014 г. по делу N 33А-167/2014
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Моши А.М., судей Томашевича В.В. и Ушаковой М.В., при секретаре Санфирове В.И., с участием заявителя Архипова В.Н и его представителя Гарбалы Н.В. в судебном заседании рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 18 октября 2013 года по гражданскому делу по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части - Архипова В. Н. об оспаривании действий начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ (далее - ФГКУ "ЮРУЖО"), связанных с принятием решения о снятии его с учета нуждающихся в получении жилья в избранном постоянном месте жительства.
Заслушав доклад судьи Ушаковой М.В., выступления заявителя и его представителя, поддержавших жалобу по изложенным в ней основаниям, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением начальника ФГКУ "ЮРУЖО" от 29 июля 2013 года N 884 Архипов и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства. Основанием для принятого решения явилось то обстоятельство, что на момент увольнения с военной службы заявитель был обеспечен квартирой для постоянного проживания в городе -, который распоряжением Правительства РФ в августе 2011 года исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности.
Полагая свои права нарушенными, Архипов обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать указанное решение незаконным и обязать начальника ФГКУ "ЮРУЖО" восстановить его вместе с членами семьи в списках нуждающихся в жилом помещении по избранному после увольнения с военной службы месте жительства - г. -., и внести соответствующие сведения в Единый реестр военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал.
Не соглашаясь с принятым судебным решением, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новое решение - об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование своей просьбы заявитель приводит доводы о том, что суд первой инстанции неправильно установил обстоятельства, имеющие значения для дела, а также неверно применил нормы материального права и нарушил нормы процессуального права. Суть этих доводов заключается в следующем.
Так, ссылаясь на различные положения Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054, Архипов утверждает, что он имеет право состоять на учете нуждающихся в получении жилья в избранном постоянном месте жительства, которое и было им реализовано путем обращения к начальнику 924 КЭО СК КЭУ в декабре 2010 года.
Данное право было признано вступившим в законную силу судебным решением, которое не могло быть вынесено судом при отсутствии законных оснований.
Установленных в ст.56 Жилищного кодекса РФ оснований для снятия его с жилищного учета также не имелось, в связи с чем выводы суда о правомерности оспариваемого им решения начальника ФГКУ "ЮРУЖО" необоснованны.
При вынесении решения суд не учел, что на момент увольнения с военной службы решением жилищной комиссии воинской части он был принят на учет нуждающихся в получении жилья в связи с тем, что площадь занимаемой им квартиры не соответствует установленным нормам.
Далее автор жалобы указывает, что судом первой инстанции не истребованы дополнительные доказательства, имеющие значение для правильного разрешения заявленных им требований. Кроме того, ни он, ни его представитель не были ознакомлены с поступившими в суд возражениями начальника ФГКУ "ЮРУЖО" на его заявление, в связи с чем им не предоставлено достаточно времени для подготовки к судебным прениям, что, по его мнению, свидетельствует о нарушении принципа состязательности сторон.
В заключение жалобы Архипов высказывает мнение о том, что судом нарушен п.1. ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку в судебном заседании отсутствовали тексты законов в полной редакции на листах бумаги.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и заслушав заявителя и его представителя, судебная коллегия по административным делам находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Принимая решение по заявленным Архиповым требованиям, суд первой инстанции указал, что распоряжение Правительства РФ от 19 августа 2011 года N1470-р, послужившее поводом к принятию начальником ФГКУ "ЮРУЖО" решения от 29 июля 2013 года N 884, не имеет какого-либо отношения к вопросу обеспечения Архипова жильем. Вместе с тем, суд посчитал, что заявитель был обоснованно снят с жилищного учета, поскольку до 2005 года он не обратился с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления, а в настоящее время, в связи с утратой статуса военнослужащего, права на обеспечение жилым помещением за счет военного ведомства не имеет. При этом, факт наличия вступившего в законную силу решения суда от 28 декабря 2010 года, обязавшего жилищный орган поставить заявителя и членов его семьи на учет нуждающихся в получении жилья в избранном постоянном месте жительства, по мнению суда, не исключал возможности принятия руководителем ФГКУ "ЮРУЖО" оспариваемого решения.
Однако с данными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя.
В соответствии с ч. 2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.
Согласно положениям ч.2 ст.13 этого же Кодекса вступившие в законную силу судебные постановления судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, приказом Министра обороны РФ от 14 октября 1999 года N01135 Архипов уволен с военной службы по достижении предельного возраста и в соответствии с приказом командира войсковой части - от 6 января 2000 года N 4 с этой же даты - исключен из списков личного состава воинской части. При этом на момент увольнения с военной службы заявитель вместе с членами семьи (женой, сыном и дочерью) проживали в квартире по месту службы в городе Ахтубинске и состояли в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Право Архипова на получение жилья от Министерства обороны РФ установлено и вступившим в законную силу решением Знаменского гарнизонного военного суда от 28 декабря 2010 года, в соответствии с которым на начальника 924 КЭОСК КЭУ Министерства обороны РФ возложена обязанность внести сведения об Архипове в компьютерную базу данных автоматизированного учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства - г. -.
Данное судебное решение было принято после признания заявленных требований начальником жилищного органа Министерства обороны РФ, не оспаривалось и было должностным лицом исполнено в полном объеме.
По убеждению судебной коллегии о признании Министерством обороны РФ своих обязательств по обеспечению Архипова жильем со всей очевидностью свидетельствует и ответ врид директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от 28 декабря 2013 года на обращение супруги заявителя (л.д.18), из которого следует что Архипов признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма в городе Балашихе с 12 декабря 2010 года и будет обеспечен жильем установленным порядком при наличии квартир полагающейся ему площадью.
При таких обстоятельствах, с учетом наличия вступившего в законного силу судебного постановления, а также отсутствия каких-либо изменений жилищных условий заявителя с момента увольнения и оснований, установленных ст.56 Жилищного кодекса РФ, для снятия его с учета нуждающихся в жилых помещениях, судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции о законности оспариваемого Архиповым решения жилищного органа противоречащим установленным обстоятельствам дела, что в силу п. 3 ч.1 ст.330 ГПК РФ является поводом для отмены решения в апелляционном порядке.
Поскольку оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции не имеется, судебная коллегия полагает необходимым решение гарнизонного военного суда об отказе в удовлетворении заявления Архипова об оспаривании действий начальника ФГКУ "ЮРУЖО", связанных с принятием решения о снятии заявителя с учета нуждающихся в получении жилья в избранном постоянном месте жительства, отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении этих требований заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам 3-го окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Знаменского гарнизонного военного суда от 18 октября 2013 года по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части - Архипова В. Н. об оспаривании действий начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ, связанных с принятием решения о снятии его с учета нуждающихся в получении жилья в избранном постоянном месте жительства, отменить.
Принять по делу новое решение, в соответствии с которым действия начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ, связанные со снятием заявителя и членов его семьи с учета нуждающихся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, признать незаконными.
Обязать начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ отменить принятое им решение от 29 июля 2013 года N 884 и восстановить Архипова В. Н. и членов его семьи в Едином реестре жилья военнослужащих в качестве нуждающихся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства с даты первоначальной постановки на учет.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.