Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Костиной Л.И.,
судей областного суда Лапшиной Л.Б., Белякова А.А.,
при секретаре Даниловой О.А.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Лапшиной Л.Б.
дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Камызяскском районе Астраханской области на решение Камызякского районного суда Астраханской области от 12 декабря 2013 года по иску Темирбулатова Дамира Хайдаровича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Камызякском районе Астраханской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и включении периодов работы в специальный стаж,
УСТАНОВИЛА:
Темирбулатов Д.Х. обратился в суд с иском к ответчику, указав, что ему необоснованно отказано в назначении льготной пенсии, связанной с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Из специального стажа исключены периоды службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и период работы в должности освобожденного секретаря комсомольской организации "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истец считает, что ответчиком нарушено его право на получение досрочной пенсии по старости, поэтому просит признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Камызякском районе Астраханской области незаконным, обязать ответчика включить спорные периоды в специальный стаж и назначить пенсию с момента первоначального обращения в пенсионные органы, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Темирбулатов Д.Х. поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Камыякском районе Астраханской области Гондарева Е.А. исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска.
Решением Камызякского районного суда Астраханской области от 12 декабря 2013 года исковые требования Темирбулатова Д.Х. удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Камызякском районе Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда, считая, что включение спорных периодов в педагогический стаж истца противоречит действующему законодательству.
Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Камызякском районе Астраханской области направил в судебную коллегию заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Темирбулатов Д.Х., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, на заседание судебной коллегии не явился, о причинах неявки не уведомил, возражений не представил, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года за N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости указанной категории лиц.
Согласно данного Списка право на досрочное назначение пенсии по старости имеют мастера производственного обучения музыкальные руководители, преподаватели-организаторы основ безопасности жизнедеятельности училищ всех наименований.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно записям в трудовой книжке Темирбулатова Д.Х., с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он осуществляет педагогическую деятельность в учреждениях для детей в должностях мастера производственного обучения, музыкального руководителя и преподавателя основ безопасности жизнедеятельности.
Из материалов дела следует, что Темирбулатову Т.Х. решением пенсионных органов N от ДД.ММ.ГГГГ отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
В специальный стаж Темирбулатова Т.Х. не включен период службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период работы в должности освобожденного секретаря комсомольской организации "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19, части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В этой связи, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", действовавшим в спорный период и утратившим силу 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, подпунктом "а" пункта 1 того же Положения предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения периодов работы на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах.
Согласно пункту 3.1 Инструктивного письма N 1-63-И от 30 июня 1986 года Министерства социального обеспечения РСФСР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" при применении подпункта "а" пункта 1 Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 указанного Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Из материалов дела следует, что на момент обращения Темирбулатова Т.Х. в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Камызякском районе Астраханской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должностях и учреждениях, работа в которых дает право на эту пенсию.
С учетом изложенного, выводы районного суда о включении в педагогический стаж Темирбулатова Т.Х. периода службы в Вооруженных силах СССР и работы в должности освобожденного секретаря комсомольской организации учебного заведения являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда в данной части являются несостоятельными и основаны на неправильном толковании норм права.
Специальный педагогический стаж Темирбулатова Т.Х., дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на момент обращения в пенсионные органы - ДД.ММ.ГГГГ составлял более 25 лет, в связи с чем, суд первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", обоснованно обязал пенсионные органы назначить истцу трудовую пенсию по старости с момента обращения с заявлением о назначении пенсии.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводы судебного решения, то оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камызякского районного суда Астраханской области от 12 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Камызякском районе Астраханской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.