Апелляционное определение СК по гражданским делам Астраханского областного суда от 05 февраля 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Белякова А.А.
судей областного суда: Карповой И.Ю. и Лапшиной Л.Б.
при секретаре: Боковой А.Д.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Камызякском районе Астраханской области на решение Камызякского районного суда Астраханской области от 2 декабря 2013 года по иску Муравьевой Е.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Камызякском районе Астраханском области о назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Муравьева Е.И. обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что решением Государственного учреждения ? Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Камызякском районе Астраханской области (ГУ-УПФ РФ в Камызякском " ... ") N от 11 октября 2013 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения ввиду недостаточности специального стажа, из подсчёта которого исключены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, а периоды нахождения в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребёнком включены в льготный стаж в календарном исчислении. Считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, с учётом уточнения иска, просила суд включить периоды нахождения в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребёнком в льготном исчислении как один год три месяца за один год работы, периоды нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении, назначить пенсию со дня обращения в Пенсионный фонд, то есть с 8 октября 2013 года.
Истец Муравьева Е.И. участия в судебном заседании не принимала.
В судебном заседании представитель истца Демидович Л.В. иск поддержала, представитель ГУ-УПФ РФ в Камызякском районе Гурнова С.А. иск не признала.
Решением Камызякского районного суда Астраханской области от 2 декабря 2013 года исковые требования Муравьевой Е.И. удовлетворены.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в Камызякском районе ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку курсы повышения квалификации не предусмотрены нормами действующего законодательства. Применение судом первой инстанции льготного исчисления к отпуску по беременности и родам, отпуску по уходу за ребёнком необоснованно, поскольку истец в данные периоды не осуществляла трудовую деятельность по охране здоровья населения.
На заседание судебной коллегии стороны не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, представитель ГУ-УПФ РФ в Камызякском районе просил рассмотреть жалобу без его участия, при указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав докладчика, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из материалов дела следует, что решением ГУ-УПФ РФ в Камызякском районе ----- от 11 октября 2013 года Муравьевой Е.И. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях по причине отсутствия специального стажа, из подсчёта которого исключены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации: с 14 ноября 1995 года по 28 декабря 1995 года, с 14 сентября 1999 года по 16 ноября 1999 года, с 26 февраля 2001 года по 4 мая 2001 года, с 3 октября 2006 года по 28 ноября 2006 года, 8 октября 2010 года, с 11 апреля 2011 года по 11 мая 2011 года, поскольку истец не работала в течение полного рабочего дня. Отпуск по беременности и родам с 14 апреля 1992 года по 30 августа 1992 года, отпуск по уходу за ребёнком с 6 октября 1992 года по 30 апреля 1995 года включён в льготный стаж в календарном исчислении.
Судом первой инстанции установлено, что Муравьева Е.И. с 1988 года осуществляет трудовую деятельность в должности фельдшера, заведующей фельдшерско-акушерским пунктом в государственных учреждениях здравоохранения.
Разрешая вопрос о включении в подсчёт специального стажа Муравьевой Е.И. в льготном исчислении периодов нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, имевших место до 6 октября 1992 года , районный суд пришёл к правильному выводу об удовлетворении указанных требований.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 26 и 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", с учётом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Согласно действовавшему в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребёнком совместному Постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29 ноября 1989 года N 375/24-11, время отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах . Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска (пункт 7).
Записями в трудовой книжке установлено, что Муравьева Е.И. 1 апреля 1988 года принята на должность фельдшера фельдшерско-акушерского пункта ---- , 24 сентября 2002 года уволена по собственному желанию, 1 февраля 2006 года принята на должность заведующей фельдшерско- акушерским пунктом - фельдшером в ----- больницу, где работает по настоящее время.
Согласно справке Муниципального учреждения здравоохранения ----- от 1 октября 2013 года, Муравьева Е.И. в период с 1 апреля 1988 года по 2 июня 1988 года работала в должности фельдшера ----- фельдшерско-акушерского пункта, с 3 июня 1988 года по 8 июня 1988 года в должности акушерки ----- фельдшерско-акушерского пункта, с 9 июня 1988 года по 24 сентября 2002 года в должности фельдшера ----- фельдшерско-акушерского пункта, с 1 февраля 2006 года по настоящее время в должности заведующей ----- фельдшерско-акушерского пункта ? фельдшером с выполнением нормы рабочего времени в объёме полной ставки.
Нахождение истца в должности фельдшера фельдшерско-акушерского пункта " ... " в отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 лет с 14 сентября 1992 года по 21 декабря 1993 года подтверждается выпиской из приказа N от 17 сентября 1992 года. Сведения о нахождении истца в отпуске по уходу за ребёнком до 3-х лет не сохранились.
Факт рождения у истца ребёнка подтверждается свидетельством о рождении Муравьева М.И. 22 июня 1992 года.
Учитывая, что отпуска по беременности и родам, а также по уходу за ребёнком в возрасте до 1,5 и 3 лет у истца начались до 6 октября 1992 года, то суд законно включил данные периоды в подсчёт специального стажа.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности включения в подсчёт специального стажа периодов нахождения истца в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребёнком в льготном исчислении судебная коллегия находит несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца.
Поскольку отпуска по беременности и родам, а также по уходу за ребёнком Муравьевой Е.И. предоставлялись в период работы в должности фельдшера ----- фельдшерско-акушерского пункта, расположенного в селе, который включён ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении из расчета один год три месяца за один год работы, то указанные периоды обоснованно включены судом первой инстанции в подсчёт специального стажа в льготном исчислении.
Вместе с тем, удовлетворяя исковые требования в части включения в льготный стаж периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребёнком с 31 августа 1992 года по 30 апреля 1995 года, судом первой инстанции не учтено, что решением ГУ-УПФ РФ в Камызякском районе период нахождения истца в отпуске по уходу за ребёнком с 31 августа 1992 года по 5 октября 1992 года включён в специальный стаж в льготном исчислении из расчета один год три месяца за один год работы, в связи с чем, судебная коллегия считает необходимым уточнить резолютивную часть решения указанием о возложении на ГУ-УПФ РФ в Камызякском районе обязанности" о включении в специальный стаж Муравьевой Е.И. периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 6 октября 1992 года по 30 апреля 1995 года в льготном исчислении как один год три месяца за один год работы.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы в части необоснованного включения в льготный стаж Муравьевой Е.И. периодов нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку трудовым законодательством (ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 112 КЗоТ РСФСР) предусмотрена обязанность работодателя сохранять за истцом место работы и средний заработок.
Как установлено судом первой инстанции, в периоды нахождения на курсах повышения квалификации Муравьева Е.И. работала в должности и в учреждении, работа в которых даёт ей право на назначение досрочной пенсии.
Факт нахождения на курсах повышения квалификации подтверждается свидетельствами, выписками из приказов о направлении истца на курсы повышения квалификации, справкой, уточняющей особый характер работ.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Учитывая, что при включении оспариваемых периодов специальный стаж истца превышает необходимые 25 лет, районный суд первой инстанции верно назначил Муравьевой Е.И. досрочную трудовую пенсию со дня обращения в Пенсионный фонд, то есть с 8 октября 2013 года.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
уточнить резолютивную часть решения Камызякского районного суда Астраханской области от 2 декабря 2013 года указанием о возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Камызякском районе Астраханской области обязанности включить в подсчёт льготного стажа Муравьевой Е.И. период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 6 октября 1992 года по 30 апреля 1995 года в льготном исчислении как один год три месяца за один год работы.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Камызякском районе Астраханской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.