Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Белякова А.А.
судей областного суда: Ожеговой И.Б. и Лапшиной Л.Б.
при секретаре: Боковой А.Д.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 6 декабря 2013 года по иску Александрова Ю.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани о включении в трудовой стаж периодов трудовой деятельности,
УСТАНОВИЛА:
Александров Ю.А. обратился в суд с иском к ответчику, указав, что решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани (ГУ-УПФ РФ в Кировском районе ) N от 4 октября 2013 года ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по причине отсутствия специального стажа, из подсчёта которого исключён период работы в должностях старшего техника оператора, геофизика оператора, начальника сейсмической партии в тресте " ---- с 4 января 1981 года по 8 сентября 1993 года. Считает отказ незаконным, просил суд возложить на ответчика обязанность включить спорный период работы в льготный стаж, назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня возникновения права, то есть с 29 сентября 2013 года.
В судебном заседании истец Александров Ю.А. иск поддержал, представитель ГУ-УПФ РФ в Кировском районе Жильцова Ю.С. иск не признала.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 6 декабря 2013 года исковые требования Александрова Ю.А. удовлетворены, досрочная трудовая пенсия назначена с 24 сентября 2013 года.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в Кировском районе ставит вопрос об отмене решения суда, указав, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих выполнение работы в спорный период непосредственно в полевых условиях.
На заседание судебной коллегии Александров Ю.А. не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил, при указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав докладчика, объяснение представителя ГУ-УПФ РФ в Кировском районе Бедняевой И.И., поддержавшей доводы жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в части определения даты назначения истцу досрочной трудовой пенсии по основаниям неправильного применения норм материального права.
В соответствии с пп.6 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подразделом "б" раздела II "Геологоразведочные работы (поверхностные)" Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, предусмотрены инженерно-технические работники экспедиций, партий, отрядов, участков и полевых баз, занятые на геологоразведочных и поисковых работах.
Из материалов дела следует, что решением ГУ-УПФ РФ в Кировском районе N от 4 октября 2013 года Александрову Ю. А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии за работу с тяжёлыми условиями труда, в связи с отсутствием специального стажа, из подсчёта которого исключён период работы в тресте ----с 4 января 1981 года по 8 сентября 1993 года в должностях старшего техника оператора, геофизика оператора, начальника сейсмической партии, поскольку невозможно сделать вывод о работе истца в полевых условиях.
Судом первой инстанции установлено, что в спорный период работа Александрова Ю.А. соответствовала особому характеру труда в течение полного рабочего дня, что подтверждается записями в трудовой книжке, согласно которым 5 сентября 1980 году истец принят в трест ----- техником-оператором в сейсмическую партию, 4 января 1981 года переведён на должность старшего техника-оператора в сейсмическую партию, 16 июля 1983 года переведён на должность геофизика-оператора в сейсмическую партию, 19 марта 1992 года истец назначен на должность начальника сейсмической партии, 8 сентября 1993 года уволен по собственному желанию.
8 июля 1983 года Управлением промысловой и полевой геофизики МНЛ истцу выдано удостоверение N на право эксплуатации сейсморазведочной станции ----
На основании решения государственной квалификационной комиссии Октябрьского нефтяного техникума от 3 марта 1989 года Александрову Ю.А. присвоено право ответственного руководства взрывными работами в сейсморазведочных партиях.
Из акта документальной проверки ГУ-УПФ РФ в Городском округе и Грозненском муниципальном районе Чеченской Республики от 24 июля 2013 года следует, что подтвердить факт льготной работы истца в оспариваемый период не представляется возможным, поскольку архив в связи с военными действиями в Чеченской республике в период с 1999 по 2000 годы не сохранился.
Доводы жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих работу истца в полевых условиях, не могут ограничивать его право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку документы по личному составу треста ------ уничтожены в связи с военными действиями в Чеченской Республике, поэтому Александров Ю.А. в силу объективных причин не имеет возможности представить льготную справку, подтверждающую характер и условия труда в спорный период. Данное обстоятельство как не зависящее от истца не лишает его права на назначение досрочной трудовой пенсии.
В 1978 году истец окончил Грозненский нефтяной техникум с присвоением специальности техника-геофизика, что подтверждается записями в трудовой книжке, с 1980 года по настоящее время осуществляет трудовую деятельность по специальности, что также подтверждается льготными справками работодателей, из которых следует, что Александров Ю.А. работал в полевых условиях.
Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, а также учитывая требования статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", районный суд пришёл к правильному выводу, что в спорный период Александров Ю.А. работал в должностях старшего техника оператора, геофизика оператора, начальника сейсмической партии в полевых условиях.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о назначении истцу досрочной трудовой пенсии со дня обращения в Пенсионный фонд, то есть с 24 сентября 2013 года по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии)
На день обращения Александрова Ю.А., 29 сентября 1958 года рождения в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии - 24 сентября 2013 года, истец не достиг возраста 55 лет, необходимого для назначения льготной пенсии, предусмотренного п.п.6 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с чем право на назначение досрочной пенсии возникло по достижению 55 лет, то есть с 29 сентября 2013 года. Таким образом, решение суда в данной части подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 6 декабря 2013 года в части даты назначения досрочной трудовой пенсии изменить, возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани обязанность назначить Александрову Ю.А. досрочную трудовую пенсию с 29 сентября 2013 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.