Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Шустовой Т.П.
судей областного суда Хаировой Д.Р., Обносовой М.В.
при секретаре Курбановой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шустовой Т.П. дело по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел России по Астраханской области на решение " ... " районного суда г. Астрахани от "Дата" по делу по иску Кузыченко С.А. к Управлению Министерства внутренних дел России по Астраханской области об оспаривании решения комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты ,
УСТАНОВИЛА:
Кузыченко С.А. обратился в суд с иском, указав, что являлся сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации с "Дата" года по "Дата", имеет стаж службы в органах внутренних дел более 10 лет, и на основании Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. "Дата" он предоставил в комиссию Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области документы и заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения либо строительства жилого помещения. "Дата" он был поставлен на учет для предоставления единовременной социальной выплаты, однако "Дата" комиссией УМВД России по Астраханской области принято решение о снятии его с указанного учета, поскольку на период, принятия решения он был уволен со службы. П росит признать за ним право на получение указанной выплаты, восстановить его на учете.
В судебном заседании Кузыченко С.А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель УМВД России по Астраханской области Дусалиев А.А. в судебном заседании исковые требования Кузыченко С.А. не признал.
Решением " ... " районного суда г. Астрахани от "Дата" исковые требования удовлетворены. Суд обязал Управление Министерства внутренних дел России по Астраханской области восстановить Кузыченко С.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В апелляционной жалобе УМВД России по Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда, ввиду неправильного применения норм материального права, указывают, что Федеральным законом от 19.07.2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" не предусмотрена возможность принятия граждан на учет для получения единовременной социальной выплаты после прекращения служебных правоотношений между сторонами. Судом не принято во внимание то обстоятельство, что прилагаемая справка о стаже службы Кузыченко С.А. в органах внутренних дел в календарном исчислении содержит сведения о нахождении истца на службе по настоящее время, то есть на дату рассмотрения заявления, что не соответствовало действительности. Судом неправильно истолкован закон, не применена норма права, подлежащая применению в рамках предмета рассматриваемого спора.
Заслушав докладчика, выслушав представителя УМВД России по Астраханской области Дусалиева А.А., поддержавшего доводы жалобы, Кузыченко С.А. , возражавшего против жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о законности принятого решения.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти, местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223.
Согласно пункту 2 Правил принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников, в том числе сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, - в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту службы.
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась (пункт 5).
Из материалов дела следует, что Кузыченко С.А. "Дата" поступил на службу в МВД России . Стаж службы в ОВД на "Дата" составляет в календарном исчислении 20 лет 06 месяцев 04 дня, что подтверждается справкой.
"Дата" Кузыченко Н.Н. обратился в комиссию УМВД России по Астраханской области с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается, что приказом УМВД России по Астраханской области от "Дата" N л/с Кузыченко С.А. уволен со службы с "Дата" по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от "Дата" N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Из выписки из приказа от "Дата" N л/с следует, что приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел старшего лейтенанта полиции Кузыченко С.А. изменен в части даты увольнения - с "Дата" на "Дата".
Приказом от "Дата" N л/с формулировка увольнения истца заменена на пункт 8 части 2 статьи 82 указанного Закона - по состоянию здоровья.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии УМВД России по Астраханской области по предоставлению единовременной социальной выплаты от "Дата" Кузыченко С.А. принят на учет на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе 4-х человек (заявитель, супруга Кузыченко Н.П., дочь Кузыченко А.С., дочь Кузыченко К.С.).
Согласно выписке из протокола заседания комиссии УМВД России по Астраханской области по предоставлению единовременной социальной выплаты от "Дата" Кузыченко С.А. в соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона от "Дата" N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в виду того, что дата подачи заявления Кузыченко С.А. - "Дата", а в соответствии с выпиской из приказа от "Дата" N л/с Кузыченко С.А. уволен со службы в органах внутренних дел.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцу необоснованно отказано в принятии на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилья, поскольку на момент подачи заявления истец не был уволен со службы, заявление подано в период прохождения службы в органах внутренних дел, заявитель не мог быть снят с учета в связи с его увольнением по основаниям, дающим право на получение пенсии.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, мотивирован в судебном решении и подтверждается представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Согласно части 6 статьи 4 ФЗ N 247-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 ФЗ N 247-ФЗ).
Как следует из материалов дела, Кузыченко С.А. с составом семьи 4 чел. проживает в квартире по "адрес", общей площадью 51,2 кв.м., то есть площадь занимаемого семьей истца жилого помещения менее учетной нормы, предусмотренной указанным законом.
Стаж службы истца на период увольнения в календарном исчислении составляет 20 лет 8 месяцев 14 дней.
Доводы жалобы о том, что утрата статуса сотрудника органов внутренних дел на дату рассмотрения заявления исключает возможность принятия заявителя на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения являются несостоятельными.
Системное толкование норм частей 1, 2, 5 и 6 статьи 4 Закона N 247-ФЗ в их взаимосвязи с пунктами 5, 10, 11, 15, 16, 19, 20 и 24 Правил N 1223 свидетельствует, что правовое значение для определения момента возникновения у сотрудника органов внутренних дел права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения имеет именно дата приема заявления сотрудника органов внутренних дел на получение единовременной социальной выплаты и приложенных к нему документов, отражаемая в регистрационном журнале комиссии по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам, которая в свою очередь обязана принять решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты не позднее, чем через 2 месяца после подачи сотрудником такого заявления и документов. При этом, если документами, приложенными к заявлению, подтверждается наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на учет, он подлежит принятию на учет с даты подачи заявления, а не с даты принятия комиссией решения о постановке на учет.
В силу пункту 16 Правил N 1223 отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
При этом ни Закон N 247-ФЗ, ни Правила N 1223 среди условий, с которыми закон связывает право сотрудника полиции на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, не указывают на обязательность прохождения службы сотрудником на день рассмотрения комиссией его заявления и приложенных к нему документов.
Согласно пункту 24 Правил N 1223 утрата оснований для получения сотрудником единовременной выплаты влечет принятие комиссией решения о снятии сотрудника с учета. Перечень оснований, по которым сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты, является исчерпывающим.
Пункт 19 Правил N 1223 предусматривает такое основание как увольнение сотрудника со службы, однако исключает случаи увольнения со службы по основаниям, дающим право на получение пенсии.
Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит; истец как лицо, вставшее на учет в период прохождения службы в органах внутренних дел и уволенный впоследствии по основаниям, дающим право на получение пенсии, не мог быть снят с учета на получение единовременной социальной выплаты, в связи с чем он должен быть восстановлен на указанном учете в судебном порядке.
На момент подачи указанного выше заявления с приложением документов истец являлся действующим сотрудником органов внутренних дел, имел стаж службы в органах внутренних дел более 10 лет и нуждался в жилом помещении, то есть отвечал требованиям части 1 и части 2 статьи 4 ФЗ N 247-ФЗ от 19 июля 2011 года "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в законную силу с "Дата".
Поскольку со службы Кузыченко С.А. уволен после "Дата", на него распространяются положения данного Закона.
Ссылка в жалобе на то, что прилагаемая к заявлению справка о стаже службы Кузыченко С.А. о работе в органах внутренних дел в календарном исчислении содержит сведения о нахождении истца на службе по настоящее время, что не соответствовало действительности, является несостоятельной, поскольку вышеуказанная справка выдавалась по состоянию на "Дата".
Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с оценкой суда установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены вынесенного решения, они по существу аналогичны приведенным в ходе судебного разбирательства доводам, которые учитывались и оценивались судом, выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмены обжалуемого судебного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение " ... " районного суда города Астрахани от "Дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел России по Астраханской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.