Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Белякова А.А.
судей областного суда: Карповой И.Ю. и Лапшиной Л.Б.
при секретаре: Харченко Е.Ф.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по апелляционной жалобе Еосударственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинском районе Астраханской области на решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 20 декабря 2013 года по иску Гашковой Н.Б. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинском районе Астраханской области о признании решения незаконным, включении в трудовой стаж периодов работы и обязательстве назначения пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Гашкова Н.Б. обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что решением Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинском районе Астраханской области (ГУ-УПФ РФ в Харабалинском районе) N от 31 октября 2013 года ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность учреждениях для детей по причине отсутствия требуемого стажа, из подсчёта которого исключён период работы в должности старшей пионервожатой в Харабалинской средней школе N, а также периоды нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации. Считает данный отказ незаконным, просила суд возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж спорные периоды, назначить пенсию со дня обращения в Пенсионный фонд, то есть с 21 октября 2013 года.
В судебном заседании истец Гашкова Н.Б. иск поддержала, представитель ГУ-УПФ РФ в Харабалинском районе Афанасьева СП. иск не признала.
Решением Харабалинского районного суда Астраханской области от 20 декабря 2013 года исковые требования Гашковой Н.Б. удовлетворены.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в Харабалинском районе ставит вопрос об отмене решения суда, так как на момент отмены Постановления Совета Министров СССР от. 17 декабря 1959 года, предусматривающего право включения в подсчёт специального стажа периода работы в должности пионервожатой, истцом не выработано 2/3 специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии. Периоды нахождения истца в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации обоснованно исключены Пенсионным фондом из льготного стажа, как не предусмотренные нормами действующего законодательства.
На заседание судебной коллегии Гашкова Н.Б. не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не представила, при указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Заслушав докладчика, объяснение представителя ГУ-УПФ РФ в Харабалинском районе Беляевой Е.В., поддержавшей доводы жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из материалов дела следует, что решением ГУ-УПФ РФ в Харабалинском районе N от 31 октября 2013 года Гашковой Н.Б. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность, в связи с отсутствием требуемого стажа, из подсчёта которого исключены периоды работы в должности старшей пионервожатой в Харабалинской средней школе N с 9 сентября 1985 года по 13 августа 1986 года, нахождение в учебных отпусках: с 6 октября 2003 года по 4 ноября 2003 года, с 1 марта 2004 года по 1 апреля 2004 года, с 4 октября 2004 года по 31 октября 2004 года, с 4 апреля 2005 года по 27 апреля 2005 года, с 26 сентября 2005 года по 20 октября 2005 года, с 4 апреля 2006 года по 30 апреля 2006 года, с 26 февраля 2007 года по 4 марта 2007 года, период нахождения на курсах повышения квалификации с 15 ноября 1993 года по 16 ноября 1993 года, как не предусмотренные нормами действующего законодательства.
Судом первой инстанции установлено, что характер трудовой деятельности Гашковой Н.Б. подчинён целям и задачам педагогики и образования, что является юридически значимым обстоятельством для назначения истцу пенсии ранее установленного возраста.
Из записей в трудовой книжке следует, что 9 сентября 1985 года истец принята на должность старшей пионервожатой в Харабалинскую среднюю школу N, уволена 13 августа 1986 года, принята на должность учителя начальных классов 15 августа 1988 года в Сероглазовскую начальную школу, ... года переведена в ----- среднюю школу, 14 августа 1992 года переведена в Харабалинскую начальную школу N, где работает по настоящее время.
Согласно справке муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N " ... "" N от 8 октября 2013 года, Гашкова Н.Б. работала в должности старшей пионервожатой с 9 сентября 1985 года по 13 августа 1986 года с выполнением нормы рабочего времени, уставленной за ставку заработной платы.
Удовлетворяя исковые требования о включении в льготный стаж истца спорного периода, суд первой инстанции правильно указал, что в период работы Гашковой Н.Б. в должности старшей пионервожатой с 9 сентября 1985 года по 13 августа 1986 года действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в соответствии с пунктом 2 положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Суд правильно пришёл к выводу, что Гашкова Н.Б. имеет право на зачёт периода работы в должности старшей пионервожатой в Харабалинской средней школе N в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о её праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило истца в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать её законно возникшее право.
На момент обращения истца (21 октября 2013 года) с заявлением в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, Гашковой Н.Б. выработано более 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором даёт право на эту пенсию, в связи с чем спорный период работы подлежит включению в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Разрешая вопрос о включении в специальный стаж Гашковой Н.Б. периодов нахождения на курсах повышения квалификации и учебных отпусках, суд первой инстанции правильно указал, что в спорные периоды истец выполняла работу, которая была возложена на неё работодателем приказами и получала за её выполнение заработную плату.
Трудовым законодательством (ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 112 КЗоТ РСФСР) предусмотрено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата, в связи с чем работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьёй 173 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работникам, направленным на обучение работодателем, или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
По смыслу Рекомендаций Международной организации труда N 418 от 24 июня 1974 года "Об оплачиваемых учебных отпусках", период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других прав, вытекающих из трудовых отношений.
При учёте указанной правовой позиции действующего законодательства не включение в специальный стаж периодов нахождения работников в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации влечёт необоснованное ограничение их пенсионных прав.
По сведениям льготной справки муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа N " ... "" N от 14 октября 2013 года, Гашкова Н.Б. работает в должности учителя начальных классов с 14 августа 1992 года по настоящее время. В период осуществления педагогической деятельности находилась в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации.
Факт нахождения истца в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации также подтверждается выписками из приказов работодателя, свидетельством о повышении квалификации.
Решением ГУ-УГ1Ф РФ в Харабалинском районе N от 31 октября 2013 года периоды работы истца в должности учителя начальных классов с 14 августа 1992 года по 21 октября 2013 года включены в льготный стаж за исключением периодов нахождения на курсах повышения квалификации и учебных отпусках.
С учетом положений действующего законодательства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении исковых требований о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации и учебных отпусках в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Учитывая, что при включении оспариваемых периодов специальный стаж истца превышает необходимые 25 лет, районный суд обоснованно назначил ей пенсию с даты обращения за ней в Пенсионный фонд, то есть с 21 октября 2013 года.
Судебная коллегия находит, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, и применен закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 20 декабря 2013 года уставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинском районе Астраханской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.