Судья Астраханского областного суда Усенко О.А., при секретаре судебного заседания Чорной К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и.о. начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Астраханской области Бигеева М.М. на решение Кировского районного суда г.Астрахани от 10 февраля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Правительства Астраханской области ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава межрайонного отдела службы судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области от 31 декабря 2013 года Правительство Астраханской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Защитник Правительства Астраханской области Котельников А.С. обратился в суд с жалобой на постановление от 31 декабря 2013 года.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 10 февраля 2014 года постановление начальника отдела - старшего судебного пристава межрайонного отдела службы судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Астраханской области от 31 декабря 2013 года отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении Правительства Астраханской области прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе и.о. начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Астраханской области Бигеева М.М. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что исполнение исполнительных документов является обязательным для всех органов, их неисполнение посягает на нормальную деятельность органов, исполняющих приговоры, решения и иные судебные акты, нарушает конституционные права граждан, нуждающихся в жилище.
Учитывая надлежащее извещение, а также ходатайства Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Астраханской области и Правительства Астраханской области о рассмотрении дела в отсутствии их представителей, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из постановления начальника отдела - старшего судебного пристава межрайонного отдела службы судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Астраханской области от 31 декабря 2013 года о привлечении к административной ответственности, Правительство Астраханской области не выполнило без уважительных причин законное требование судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП по Астраханской области от 18 ноября 2013 года об исполнении решения Кировского районного суда г. Астрахани о предоставлении ФИО5 жилого помещения в срок до 19 декабря 2013 года.
Проверяя законность и обоснованность постановления начальника отдела - старшего судебного пристава о привлечении к административной ответственности Правительства Астраханской области по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, суд первой инстанции пришёл к выводу о его незаконности, ввиду отсутствия в действиях Правительства Астраханской области состава вменяемого административного правонарушения.
Доводы жалобы о доказанности вины Правительства Астраханской области в совершении административного правонарушения, выразившегося в неисполнении исполнительного документа, не могут быть признаны обоснованными, по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ , лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
До 01 января 2013 года предоставление жилых помещений категории граждан, к которым относится ФИО5 ,
осуществлялось в порядке, установленном Законами Астраханской области от 11.02.2002 N 6/2002-03 "О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Астраханской области", от 10.10.2006 N 75/2006-03 "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области", постановлением Правительства Астраханской области от 11.11.2010 N 483-П "О реализации Закона Астраханской области от 29.06.2010 N 31/2010-03 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Астраханской области" и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Астраханской области" по выбору гражданина указанной категории путем предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, или путем приобретения жилого помещения в государственную собственность Астраханской области и предоставления его гражданину указанной категории по договору социального найма.
После 01 января 2013 года предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществлялось в порядке, установленном Законами Астраханской области от 11.02.2002 N 6/2002-03 "О защите прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Астраханской области", от 10.10.2006 N 75/2006-03 "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области", постановлением Правительства Астраханской области от 19.12.2012 N 571-П "Об отдельных вопросах обеспечения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" путем предоставления жилых помещений по договорам найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Астраханской области.
Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 01.01.2013 года на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возлагаются полномочия по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В целях реализации указанного полномочия подпрограммой предусмотрено строительство жилых домов на территории Астраханской области для последующего их включения в состав специализированного жилищного фонда Астраханской области и предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам найма специализированного жилого помещения.
Организация исполнения судебных решений, вступивших в силу до 01 января 2013 года, осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Астраханской области от 22.08.2013 N 388-Пр "Об исполнении судебных решений", а также в рамках государственной программы "Дети Астраханской области" на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 16.08.2012 N 352-П.
Согласно указанным актам, министерством социального развития и труда Астраханской области организуется формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются судебные решения, вступившие в законную силу до 01 января 2013 года, в порядке принятия судебных решений по месту включения претендентов в список; работа межведомственной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), по распределению приобретенных (построенных) за счет средств бюджета Астраханской области жилых помещений по договорам социального найма между претендентами по месту включения претендентов в список; а также осуществляется передача информации о решениях межведомственной комиссии в государственное казенное предприятие Астраханской области "Фонд государственного имущества Астраханской области" и управление Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области; агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области осуществляется приобретение в государственную собственность Астраханской области жилых помещений, соответствующих требованиям законодательства, для последующего предоставления по договорам социального найма; министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области осуществляются мероприятия по оформлению земельных участков, разработке проектно-сметной документации и размещению заказов на строительство жилых домов, для реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела следует, что п о состоянию на 01 января 2013 года в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда состояло 2867 человека, у 941 человек возникло право на обеспечение жилыми помещениями, из которых в отношении 565 были вынесены судебные решения.
В 2013 году согласно распоряжению Правительства Астраханской области "О приобретении в государственную собственность Астраханской области жилых помещений" агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области приобретено в государственную собственность и предоставлено по договорам социального найма 162 жилых помещения.
На конец 2013 года в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда состоит 2154 человека, у 1025 человек возникло право на обеспечение жилыми помещениями, из которых в отношении 617 вынесены судебные решения (за счет увеличения вновь выявленных граждан).
Таким образом, из вышеизложенного следует, что решение суда не было исполнено по обстоятельствам, не зависящим от должника, и вина Правительства Астраханской области, как должника в исполнительном производстве и как главного распорядителя бюджетных средств, предназначенных на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в неисполнении решения суда в пользу взыскателя ФИО5 отсутствует.
Отменяя оспариваемое постановление и прекращая производство по делу об административном правонарушении, суд исходил из того факта, что в действиях Правительства Астраханской области отсутствуют какие-либо виновные, противоправные действия, поскольку расходные обязательства субъекта формируются на основании закона в пределах лимита бюджетных ассигнований, в 2013 году лимит бюджетных ассигнований на указанные цели распределен и срок, установленный в требовании судебного пристава-исполнителя, является явно несоразмерным для исполнения решения суда по обеспечению жилым помещением.
Вышеуказанные выводы суда, основаны на материалах дела и требованиях закона, не согласиться с которыми по доводам жалобы, оснований не имеется.
Кроме этого, согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, составляет два месяца.
В настоящем деле, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Правительства Астраханской области дела об административном правонарушении, имели место 19 декабря 2013 года. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по настоящему делу истек 19 февраля 2014 года.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности. По смыслу указанных правовых норм, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности, вопрос о доказанности либо недоказанности вины лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может. Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим возобновление производства по делу об административном правонарушении. В этой связи, оснований для отмены судебного решения не имеется.
Доводы жалобы сводятся по существу к несогласию с выводами суда, изложенными в судебном решении и основанием для отмены обжалуемого судебного акта не являются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 10 февраля 2014 года оставить без изменения, жалобу и.о. начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Астраханской области Бигеева М.М. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.