Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т. В.,
судей Баркаловой Т. И., Богданова А. П.,
при секретаре Власенко П. В.,
с участием прокурора Рекрут О. А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Порошиной М.И. к открытому страховому акционерному обществу (ОСВАО) "РЕСО-Гарантия" о взыскании страхового возмещения
по апелляционным жалобам Белгородской таможни и ОСАО "РЕСО-Гарантия"
на решение Октябрьского районного суда г.Белгорода Белгородской области от 28 ноября 2013 года
Заслушав доклад судьи Баркаловой Т.И., объяснения представителя Белгородской таможни Батлук К. В. и представителя ОСАО "РЕСО-Гарантия" Дедовой О. Д., поддержавших приведенные в апелляционных жалобах доводы, заключение прокурора Рекрут О. А., полагавшей, что решение суда нельзя признать законным и обоснованным, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Между Федеральной таможенной службой (ФТС) России (страхователь) и ОСАО "РЕСО-Гарантия" (страховщик) был заключен контракт от 23 декабря 2009 года "Об обязательном государственном личном страховании должностных лиц таможенных органов РФ в 2010 году".
15 июня 2010 года Порошина (застрахованное лицо), являясь ***, находясь во время очередного отпуска на лечении в филиале Государственного учреждения (ГУ) "Санаторий " ***" ФТС России получила телесные повреждения, в связи с чем с указанного времени по 13 июля 2010 года проходила амбулаторное лечение.
26 июля 2010 года в ОСАО "РЕСО-Гарантия" были направлены документы на оформление выплаты Порошиной страховых сумм в связи с получением травмы при исполнении служебных обязанностей.
Письмом от 28 сентября 2010 года ОСАО "РЕСО-Гарантия" отказало в выплате Порошиной страхового обеспечения по причине нахождения последней в период получения телесного повреждения в очередном отпуске.
Дело инициировано иском Порошиной, которая с учетом увеличенных в порядке ст.39 ГПК РФ требований просила восстановить срок исковой давности и взыскать с ОСАО "РЕСО-Гарантия" страховое возмещение в сумме *** руб.
В судебном заседании Порошина иск поддержала.
Представитель ответчика Дедова О. Д. иск не признала, ссылаясь на отсутствие страхового случая, заявила о применении срока исковой давности.
Представитель третьего лица Белгородской таможни Батлук К. В. возражал против удовлетворения исковых требований.
По заключению прокурора требования истца признаны необоснованными.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах Белгородская таможня, ОСАО "РЕСО-Гарантия" просят решение отменить по мотиву его незаконности и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). Законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование).
Согласно п. 1 ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного, предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.
Согласно материалам дела, 23 декабря 2009 года между Федеральной таможенной службой России и ОСАО "РЕСО-Гарантия" был заключен государственный контракт на оказание услуг по обязательному государственному личному страхованию должностных лиц таможенных органов Российской Федерации.
В соответствии с Регламентом проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, утвержденного заместителем руководителя ФТС России (от страхователя) и Генеральным директором ОСАО "РЕСО-Гарантия" (от страховщика), застрахованными лицами по контракту являются должностные лица таможенных органов, которыми являются граждане, занимающие должности в указанных органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания или классные чины (п. 1.1.).
Страховщик производит выплату страховых сумм, в частности, при получении застрахованным лицом в связи с исполнением должностных обязанностей на день получения телесного повреждения - менее тяжкого - в размере полугодового содержания на день возникновения страхового случая; годовое содержание должностного лица таможенного органа определяется по последней занимаемой им должности в таможенном органе на момент наступления страхового случая и включает все виды денежных выплат, которые указанное лицо должно было бы получить в год наступления страхового случая (пп. "в" п. 1.4.).
Под телесным повреждением или иным вредом здоровью понимается одномоментное повреждение здоровья (увечье, ранение, травма, контузия), полученное в связи с исполнением должностных обязанностей. При телесных повреждениях, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, выплата страховой суммы производится при предоставлении справки из лечебного учреждения, где проводилось лечение, с указанием полного диагноза телесного повреждения (п. 1.5).
Степень тяжести телесных повреждений, размер страховых выплат определяются страховой компанией на основании представленных документов, данных о диагнозе, постановленном в лечебном учреждении и в соответствии с Критериями, утвержденными страховой компанией.
Под исполнением должностных обязанностей понимается, в частности, нахождение на лечении, следование к месту лечения и обратно (пп. "д" п. 1.8).
Выплата страховых сумм производится не позднее 10 календарных дней со дня получения ОСАО "РЕСО-Гарантия" всех необходимых и правильно оформленных документов, предусмотренных настоящим Регламентом и подтверждающих факт страхового случая и его связь с исполнением должностных обязанностей (п. 1.12.).
Служебное расследование в обязательном порядке проводится по каждому факту гибели (смерти) должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, установления им инвалидности, получения ими тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения (п. 2.1.).
Перечень документов, необходимых для определения права на получение страховых сумм, указан в п. п. 3.4. - 3.4.3. указанного Регламента.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что истица является *** и относится к числу застрахованных лиц. 15 июня 2010 года в 21 час. 20 мин.
Порошина находясь в лечебно-оздоровительном учреждении ФТС России - санаторий " ***", в помещении бассейна поскользнулась и упала на ***, получив при этом травмы в области ***. Согласно акту служебного расследования страхового случая, утвержденному 26 июля 2010 года начальником таможни, комиссия пришла к выводу о наличии причинно-следственной связи происшедшего в связи с исполнением застрахованной должностных обязанностей.
При разрешении спора суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с Рекомендациями о порядке отбора, направления и пребывания должностных лиц таможенных органов в лечебно-оздоровительных учреждениях ФТС России, утвержденных Письмом ФТС России от 09. 06. 2008 г. N 01-11/23184, Порошина М. И. на основании выписки из истории болезни N 475 за период с 26 января по 19 февраля 2010 года МУЗ " ***" и санаторно-курортной путевки была направлена именно на лечение в санаторий " ***" в связи с предшествующим лечением.
Судебный акт мотивирован тем, что хотя Порошина М. И. и находилась в очередном ежегодном отпуске в момент получения телесных повреждений, однако при этом проходила лечение по направлению таможенного органа, что по смыслу п.п. "л" п. 1.8 Регламента является исполнением служебных обязанностей.
При этом судом не были учтены положения подп. "ж" п. 2 и подп. "а" п. 3 Методических рекомендаций по вопросам выплаты пособий и сумм возмещения имущественного ущерба в случае гибели или получения телесных повреждений должностным лицом таможенного органа Российской Федерации в связи с исполнением служебных обязанностей, утвержденных Распоряжением ФТС России от 19. 10. 2006 г. N385-р, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, согласно которым под исполнением служебных обязанностей должностными лицами понимается нахождение на лечении, следование к месту лечения и обратно (за исключением нахождения и следования к месту лечения в санаториях, профилакториях, домах отдыха с лечением); не признаются исполняющими служебные обязанности должностные лица, находящиеся на отдыхе, в отпусках, установленных законодательством Российской Федерации.
Судом также не принято во внимание, что из анализа положений Федерального закона от 21. 07. 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Федерального закона от 27. 07. 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" следует, что нахождение на лечении, следование к месту лечения и обратно является обязанностью только сотрудника таможни. При этом согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12. 2004 г. N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы" таможенный орган направляет в санаторно-курортные учреждения для продолжения стационарного лечения сотрудников таможенных органов, получивших ранение (контузию), увечье или заболевание в период прохождения службы в таможенных органах. В случае неисполнения данного требования сотрудник таможенного органа несет ответственность, установленную таможенным законодательством.
В рассматриваемом случае Порошина на основании служебного контракта от 02. 09. 2008 г. проходит государственную гражданскую службу РФ и замещает должность государственной гражданской службы РФ, то есть не является сотрудником.
Заключение военно-врачебной комиссии (врачебной комиссии) по месту лечения о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, а также направление санаторно-отборочной комиссии у истицы отсутствовало.
Следовательно, вывод суда о том, что истица проходила лечение в санатории " ***" по направлению таможенного органа, тем самым исполняла служебные обязанности при получении телесных повреждений, является ошибочным, не основан на законе и каких-либо доказательствах.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, вследствие чего оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Порошиной в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Белгорода Белгородской области от 28 ноября 2013 года по делу по иску Порошиной М.И. к открытому страховому акционерному обществу (ОСВАО) "РЕСО-Гарантия" о взыскании страхового возмещения отменить. По делу принять новое решение об отказе Порошиной М. И. в удовлетворении заявленных требований.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.