Решение Брянского областного суда от 14 марта 2014 г.
(Извлечение)
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Стоян Е.В.,
с участием прокурора Николаевой С.Н.,
при секретаре Макеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кочегаровой ФИО12 и Риц ФИО13 о признании недействующими отдельных положений постановления Брянской областной Думы N5-1375 от 30 мая 2013 года "О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Брянской областной Думы",
УСТАНОВИЛ:
Брянской областной Думой 8 сентября 1994г. принято постановление N34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками в г.Брянске (Брянские балки) памятниками природы областного значения", пунктом 3 утвержден паспорт памятника природы Брянских балок, пунктом 4 определено администрации г.Брянска составить перечень собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, на которых расположены памятники природы Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками и их охранная зона, а также юридических и физических лиц, взявших на себя обязательство по охране памятников природы.
Постановлением Брянской областной Думы N2-460 от 28 мая 1998г. в вышеназванное постановление N 34 от 8 сентября 1994г. внесены дополнения и изменения, утверждающие поуличное описание границ памятников природы и рекомендующее администрации г.Брянска принять ряд мер по соблюдению режима охраны и использования данной природоохранной территории.
На основании заключения государственной экологической экспертизы проектных материалов по установлению границ охранной зоны памятников природы областного значения Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) в г.Брянске N149 от 20 июня 2000г., постановлением Брянской областной Думы N3-77 от 28 февраля 2001г. признано утратившим силу постановление Брянской областной Думы N2-460 от 28 мая 1998г. "О внесении изменений и дополнений в постановление Брянской областной Думы N34 от 8 сентября 1994г. "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками в г.Брянске (Брянские балки) памятниками природы областного значения". Утверждена новая редакция паспорта памятников природы (приложение 1). Пунктом 4 утвержден план границ памятников природы областного значения "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г.Брянске", их охранной зоны и территории ограниченной эксплуатации (приложение 2).
Постановлением Брянской областной Думы N5-1375 от 30 мая 2013г. "О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Брянской областной Думы" признаны утратившими силу в том числе:
1) пункты 3 и 4 постановления Брянской областной Думы от 8 сентября 1994г. N34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г.Брянске памятниками природы областного значения" (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28 февраля 2001г. N3-77).
2) подпункты 2.3, 2.4, 2.7 пункта 2 постановления Брянской областной Думы от 28.02.2001г. N3-77 "О признании утратившим силу постановления Брянской областной Думы от 28.05.1998г. N2-460 и о внесении изменений и дополнений в постановление Брянской областной Думы от 08.09.1994г. N34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г.Брянске памятниками природы областного значения".
Кочегарова ФИО14 и Риц ФИО15 обратились в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Брянской областной Думы N5-1375 от 30 мая 2013г. "О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Брянской областной Думы".
С учетом уточненных требований Кочегарова ФИО16 и Риц ФИО17 просили признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими
подпункты 1 и 2 пункта 1 постановления Брянской областной Думы N5-1375 от 30 мая 2013г. "О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Брянской областной Думы":
- о признании утратившими силу пунктов 3 и 4 постановления Брянской областной Думы от 08.09.1994г. N34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г.Брянске памятниками природы областного значения" (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28.02.2001г. N3-77) (подпункт 1 пункта 1);
- о признании утратившими силу подпунктов 2.3, 2.4, 2.7 пункта 2 постановления Брянской областной Думы от 28.02.2001г. N3-77 "О признании утратившим силу постановления Брянской областной Думы от 28.05.1998г. N2-460 и о внесении изменений и дополнений в постановление Брянской областной Думы от 08.09.1994г. N34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г.Брянске памятниками природы областного значения" (подпункт 2 пункта 1).
Заявители полагают, что оспариваемые положения противоречат Федеральному закону N7-ФЗ от 10 января 2002г. "Об охране окружающей среды", Федеральному закону N33-ФЗ от 14 марта 1995г. "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральному закону от 23 ноября 1995г. N174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральному закону от 21 декабря 2004г. N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Кочегарова ФИО18 и Риц ФИО19 указывают, что упраздненный паспорт памятника природы принят в редакции постановления Брянской областной Думы N3-77 от 28 февраля 2001г. на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы. При этом, границы охранной зоны памятника были уточнены. Упразднение паспорта и плана границ памятника природы приводит к негативному воздействию на окружающую природную среду, созданию условий для нарушений режима охраны памятника природы, его массовой застройке и расширению хозяйственной деятельности, замусориванию и как следствие ухудшению экологической обстановки в городе.
По мнению заявителей, оспариваемые положения противоречат целям природоохранного законодательства по сохранению и воспроизведению природных ресурсов, необходимых для обеспечения здоровой экологической среды обитания, нарушают их право на благоприятную окружающую среду, закрепленное статьей 42 Конституции Российской Федерации. На основании оспариваемого постановления памятник природы фактически утратил статус особо охраняемой природной территории, что привело к осуществлению массовой застройки.
Кочегарова ФИО20 и Риц ФИО21 судебном заседании поддержали заявленные требования по изложенным основаниям.
В судебном заседании представитель Брянской областной Думы Гуров ФИО22 действующий на основании доверенности, возражая против заявленных требований, указал, что оспариваемые пункты постановления Брянской областной Думы не противоречат федеральному законодательству, так как на момент принятия оспариваемого постановления, 30 мая 2013г., еще действовал паспорт памятника природы, утвержденный постановлением администрации Брянской области N354 от 17 мая 2007г. Согласно закону Брянской области N121-З от 30 декабря 2005г. "Об особо охраняемых природных территориях в Брянской области" вопросы по установлению границ памятника природы отнесены к компетенции высшего исполнительного органа власти. Поскольку нормативные правовые акты, признанные оспариваемым постановлением утратившими силу, уже более шести лет не применялись и не порождали правовых последствий, в рамках своей компетенции, в целях устранения неопределенности толкования, ФИО3 областная Дума отменила недействующий нормативный правовой акт.
В судебном заседании представитель Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области Щербак ФИО23 действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал, пояснил, что статус памятника природы, присвоенный оврагам Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) постановлением Брянской областной Думы N34 от 8 сентября 1994г. оставлен без изменения. Паспорт и план границ памятника природы, его охранной зоны и территории ограниченной эксплуатации, подлежали отмене, поскольку на момент принятия оспариваемого постановления все охранные обязательства в отношении памятников природы, уточнения в описании границ, соблюдались в соответствии с постановлением администрации Брянской области N354 от 17 мая 2007г. "Об утверждении паспорта памятников природы Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г.Брянске". В рамках своей компетенции, в целях устранения разночтения описания памятников природы, Брянской областной Думой на законных основаниях принято оспариваемое постановление.
Представитель Правительства Брянской области Чикин ФИО24 действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал, суду пояснил, что в настоящее время завершены работы по межеванию оврагов Верхний и Нижний Судки для последующего внесения сведений о границах в государственный кадастр недвижимости; приняты проект плана границ, проект паспорта и положения памятников природы, их охранной зоны и зоны ограниченной эксплуатации; проводятся публичные слушания по вопросам обсуждения проектов постановления Правительства Брянской области "Об утверждении паспорта и положения памятников природы "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г.Брянске".
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области Осипова ФИО25 действующая на основании доверенности, суду пояснила, что сведений о постановке на кадастровый учет памятника природы "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г.Брянске" не имеется.
Представитель Управления имущественных отношений Брянской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Руководствуясь статьями 167, 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и оценив содержание оспариваемых правовых норм, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "д" части 1 статьи 72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76).
Подпунктом 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.
На основании статьей 42, 48, 50 Устава Брянской области (в редакции от 30 июля 2003г.) Брянская областная Дума является постоянно действующим, высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Брянской области. Осуществление законодательного регулирования по предметам ведения Брянской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Брянской области в пределах полномочий Брянской области отнесено к основным полномочиям Брянской областной Думы, которая реализует свои полномочия путем принятия законов и постановлений по вопросам, отнесенным к ее компетенции.
Статья 29 Закона Брянской области N 28-З от 03 ноября 1997г. "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" предусматривает, что официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области признается их первое опубликование в том числе и в областной газете "Брянская учительская газета". Оспариваемое Постановление Брянской областной Думы N5-1375 от 30 мая 2013г. опубликовано в "Брянской учительской газете" N38 (550) 27 сентября 2013г.
Таким образом, оспариваемые подпункты 1 и 2 пункта 1 постановления Брянской областной Думы N5-1375 от 30 мая 2013г. "О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Брянской областной Думы" приняты и опубликованы в пределах компетенции Брянской областной Думы.
Сохранение и охрана памятников природы осуществляется в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, установленного статьей 42 Конституции Российской Федерации. При этом согласно статье 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Федеральным законом от 14 марта 1995г. N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" определено, что особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Статьей 2 указанного Федерального закона, с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий, установлены категории указанных территорий, к ним, в том числе, отнесены и памятники природы. Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения (статья 25). Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении (пункт 3 статьи 26). На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы (статья 27).
Судом установлено, что постановлением Брянской областной Думы N 34 от 8 сентября 1994г. овраги Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) в г.Брянске объявлены памятниками природы областного значения. Указанным постановлением утвержден их паспорт с описанием границ и их охранной зоны, где указана площадь, занимаемая памятниками природы и их охранной зоны, определены допустимые виды использования памятника природы. Также определен режим охраны, установленный для памятников природы с указанием о запрещении отвода земель под все виды нового строительства.
На территории памятников природы Брянских балок запрещается вырубка зеленых насаждений, снятие растительного грунта, распашка новых территорий, строительство новых сооружений, в том числе гаражей, загрязнение свалками и неочищенными стоками, ограничиваются земляные работы, принимаются меры по улучшению питания транзитных подземных водотоков. При этом согласно генеральному плану г. Брянска, утвержденному решением областной администрации от 25 апреля 1994г. N31 территории застройки, расположенные в оврагах, объявляются зоной особого строительного режима с запрещением нового жилищного строительства и достройки, с постепенным по мере амортизации выморачиванием жилья и расселением жителей на экологически благоприятных территориях. Запрещается всякая деятельность, угрожающая сохранности Брянских балок.
В связи с тем, что постановлением Брянской областной Думы N 34 от 8 сентября 1994г. границы памятников природы оврагов Верхний и Нижний Судки были утверждены по крайним точкам без их детального описания, постановлением Брянской областной Думы от 28 мая 1998г. N 2-460 в паспорт памятников природы внесены дополнения и изменения, утверждающие полный перечень улиц, входящих в территорию памятника и его охранную зону с утверждением карты-схемы границ памятников природы и рекомендующие администрации г.Брянска принять ряд мер по соблюдению режима охраны и использования данной природоохранной территории. В соответствии с указанным паспортом памятников природы, на территории памятников природы запрещался отвод земель под новое строительство.
На основании заключения государственной экологической экспертизы проектных материалов по установлению границ охранной зоны памятников природы областного значения Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) в г.Брянске от 20 июня 2000г. N149, постановлением Брянской областной Думы от 28 февраля 2001г. N3-77 "О признании утратившим силу постановления Брянской областной Думы от 28 мая 1998г. N2-40 и о внесении изменений и дополнений в постановление Брянской областной Думы от 8 сентября 1994г. N34", утвержден план границ памятников природы, их охранной зоны и территории ограниченной эксплуатации (приложение 2); паспорт указанных памятников природы принят в новой редакции (приложение 1), согласно которого, на территории памятников природы запрещены все виды строительства, режимом охранной зоны предусмотрен запрет на отвод земель за исключением достройки, реконструкции, капитального ремонта жилых помещений и хозяйственных построек в пределах частных домовладений. Пунктом 2 раздела 4 паспорта памятников природы, территории застройки, расположенные в оврагах, объявляются зоной особого строительного режима с запрещением нового жилищного строительства и достройки с постепенным по мере амортизации, выморачиванием жилья и расселением жителей на экологически благоприятных территориях. Разделом 5 паспорта памятников природы предусмотрено, что допускается использование памятников природы оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками в хозяйственных целях на земельных участках собственников, владельцев и пользователей, не противоречащих задачам обновления данных природных комплексов памятниками природы и установленному в их отношении режиму охраны.
Впоследствии, 17 мая 2007г., принято постановление администрации Брянской области N 354 "Об утверждении паспорта памятников природы Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г.Брянске".
В паспорте памятников природы, утвержденном постановлением N354, раздел 5 "Допустимые виды использования памятников природы и их охранных зон" разрешает использование памятников природы Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками, а также их охранных зон в хозяйственных целях, включая завершение строительства, новое строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, инженерное обеспечение жилых строений и хозяйственно-бытовых построек, выполняемых с разрешения органов местного самоуправления, на земельных участках собственников, владельцев и пользователей, не противоречащих задачам обновления данных природных комплексов памятников природы и установленному в их отношении режиму охраны.
Решением Брянского областного суда от 23 апреля 2013г., оставленным без изменения определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2013г. признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление администрации Брянской области от 17 мая 2007г. N 354 "Об утверждении паспорта памятников природы Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске".
Таким образом, на момент принятия решения Брянским областным судом, (23 апреля 2013г.), правовое регулирование отношений в области организации, режима использования и охраны памятников природы базировалось на постановлении Брянской областной Думы от 8 сентября 1994г. N34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками и отвершками (Брянские балки) в г.Брянске памятниками природы областного значения" (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28 февраля 2001г. N3-77).
Оспариваемым заявителями постановлением Брянской областной Думы N5-1375 от 30 мая 2013г. "О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Брянской областной Думы" признаны утратившими силу в том числе:
1) пункты 3 и 4 постановления Брянской областной Думы от 8 сентября 1994г. N34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками и отвершками (Брянские балки) в г.Брянске памятниками природы областного значения" (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28 февраля 2001г. N3-77).
2) подпункты 2.3, 2.4, 2.7 пункта 2 постановления Брянской областной Думы от 28.02.2001г. N3-77 "О признании утратившим силу постановления Брянской областной Думы от 28.05.1998г. N2-460 и о внесении изменений и дополнений в постановление Брянской областной Думы от 08.09.1994г. N34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г.Брянске памятниками природы областного значения".
Таким образом, оспариваемое постановление Брянской областной Думы фактически отменило паспорт и план границ памятников природы областного значения "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г.Брянске", их охранной зоны и территории ограниченной эксплуатации.
Статья 8 закона Брянской области N121-З от 30 декабря 2005г. "Об особо охраняемых природных территориях в Брянской области" определяет, что паспорт особо охраняемой природной территории должен содержать: наименование особо охраняемой природной территории; описание местоположения, площади и границ особо охраняемой природной территории областного значения, а также ее план; перечень зон и участков особо охраняемой природной территории и их площадей; перечень земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам, с указанием местоположения, границ и прав владения и пользования участком; природные характеристики территории; иные сведения. Изменения в паспорт особо охраняемой природной территории вносятся в случаях изменения категории, границ или режима особо охраняемой природной территории. Исключение из паспорта запрещенных видов деятельности на территории особо охраняемой природной территории допускается на основании материалов комплексного экологического обследования, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Материалами дела установлено, что паспорт памятника природы, утвержденный в 1994г. (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28 февраля 2001г.) содержит краткое описание Оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г.Брянске; описание границ и площадь; уточненный план границы; режим охраны, установленный для памятников природы и их охранных зон; допустимые виды использования.
Согласно паспорту памятника природы Брянские балки - Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками, утвержденного постановлением Брянской областной Думы N 34 от 8 сентября 1994г., Верхний и Нижний Судки относятся к зоне охраняемого ландшафта, установленного на основании природных условий города с учетом влияния на историческую среду памятников. В зоне охраняемого ландшафта оберегаются элементы природной среды, являющиеся частью исторического комплекса. Брянские балки представляют ценность с разных точек зрения: археологической, геологической, водной, ботанической, экологической, исторической и должны быть по статусу отнесены к высшей форме комплексного памятника природы - ландшафтному. В нем должны охраняться в равной степени все компоненты.
Таким образом, постановление Брянской областной Думы N34 от 8 сентября 1994г. "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) в г.Брянске памятниками природы областного значения" принято в целях сохранения уникального природного ландшафта г.Брянска - оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками, более рационального их использования в экологическом, рекреационном, оздоровительном и природоохранном отношении.
В последующей редакции паспорта памятников природы областного значения, утвержденной постановлением Брянской областной Думы N3-77 от 28 февраля 2001г. также указано, что овраги Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) в г.Брянске являются природной основой центра г.Брянска; составляют около трети всех зеленых насаждений Советского района г.Брянска и выходят к пойме р.Десны. Этим определяется их чрезвычайная ценность и незаменимость в очистке воздушного бассейна от вредных выбросов в атмосферный воздух и обогащении его кислородом всего города.
При утверждении паспорта памятников природы областного значения, в редакции постановления Брянской областной Думы N3-77 от 28 февраля 2001г. было учтено заключение государственной экологической экспертизы проектных материалов по установлению границ охранной зоны памятников природы областного значения "Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) в г.Брянске" от 20 июня 2000г. N149, согласно которому признана уникальность и экологическая значимость природного ландшафтного комплекса в центре г.Брянска; рекомендовано администрации г.Брянска обеспечить безукоснительное выполнение запрета на новое строительство на территории памятника природы и его охранной зоны и санитарно-гигиенический порядок на территории Брянских балок.
Таким образом, овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г.Брянске являются природными объектами, имеющими особое природоохранное, геологическое, историко-культурное, экологическое оздоровительное и иное ценное значение.
С учетом требований Федерального закона от 10 января 2002г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Федерального закона от 14 марта 1995г. N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" памятник природы регионального значения "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками и отвершками (Брянские балки) в г.Брянске" подлежит охране.
Однако, органами государственной власти субъекта не выполнены требования подпункта 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" по обеспечению охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; требования, предусмотренные статьями 2, 26, 27 Федерального закона от 14 марта 1995г. N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" по утверждению границ и определению режима охраны памятников природы регионального значения.
Анализ указанных федеральных норм свидетельствует, о том что вся деятельность органов государственной власти субъекта в сфере природоохранного законодательства должна осуществляться в целях сохранности памятника природы регионального значения. Федеральным законодательством органам государственной власти субъекта предоставлено право на установление статуса памятника природы регионального значения. Порядок отмены паспорта памятника природы не предусмотрен федеральным законодательством, поскольку отмена границ, режима охраны свидетельствует об отмене статуса памятника природы, что является недопустимым.
Оценивая законность оспариваемого правового акта, суд также учитывает позицию Верховного Суда Российской Федерации, высказанную в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2013г., о том, что федеральным законодательством не предоставлено органам государственной власти субъекта право на принятие актов, влекущих за собой нарушение сохранности памятников. Режим его охраны и границы, в том числе самого памятника и его охранных зон, не могут быть изменены нормативным правовым актом субъекта, если не установлено в надлежащем порядке, что он (либо его часть) не является памятником природы (утратил свое значение, либо статус установлен не в соответствии с законом).
Преамбула постановления Брянской областной Думы N5-1375 от 30 мая 2013г. не содержит правового обоснования признания утратившими силу правовых норм, устанавливающих режим охраны и границы самого памятника природы и его охранных зон.
Таким образом, в результате принятого Брянской областной Думой оспариваемого постановления произошла утрата статуса регионального памятника природы, поскольку отменен его паспорт с утвержденным описанием местоположения, площади и границ особо охраняемой природной территории областного значения, что с учетом требований статей 25-27 Федерального закона от 14 марта 1995г. N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" свидетельствует о незаконности действий Брянской областной Думы.
При установленных судом обстоятельствах, когда с 1994г. овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г.Брянске, как целостный природный объект, были объявлены и являются памятниками природы областного значения, отмена его паспорта и плана границ приводит к неопределенности статуса памятника природы, в том числе режима его охраны; порождает правовую неопределенность в регулировании правоотношений в области охраны памятников природы; предоставляет возможность ведения хозяйственной деятельности, что может привести к упразденению памятника природы в целом.
Нарушение требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, не обеспечивает единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения, приводит к нарушению принципов равенства перед законом и верховенства закона, что согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", может явиться основанием для признания в судебном порядке данного нормативного правового акта недействующим.
Сопоставление постановления Брянской областной Думы N5-1375 от 30 мая 2013г. с федеральными нормами показывает, что Брянской областной Думой осуществлено оспариваемое правовое регулирование, при котором является возможным на территории памятников природы регионального значения осуществление видов деятельности, воздействующих на природную среду, в том числе деятельности, которая может нанести ущерб указанному памятнику природы и его объектам, что противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 14 марта 1995г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Аналогичные правовые нормы содержатся и в статьях 7 и 95 Земельного Кодекса Российской Федерации, согласно которым, земли определенных категорий, в том числе земли особо охраняемых природных территорий и объектов, подлежат использованию только по целевому назначению и правовом режиме, определенном федеральными законами; на землях, отнесенных к особо охраняемым природным территориям запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов.
Статья 59 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002г. "Об охране окружающей среды" также устанавливает запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущую к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Отсутствие границ памятников природы может способствовать незаконной застройке территории, имеющей особый природоохранный статус, причинению ущерба находящимся на ней природным комплексам, объектам растительного мира.
По делу установлено, что в целях устранения нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях прокуратурой Брянской области 13 февраля 2014г. Губернатору Брянской области внесено представление; природоохранная прокуратура Брянской области обратилась в суд с исками о признании незаконными выданных разрешений на строительство.
Согласно статье 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном законом порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с положениями пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если оспариваемый акт противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, он признается судом недействующим полностью или в части.
Суд полагает несостоятельным довод заинтересованных лиц об отсутствии нарушений прав заявителей оспариваемым постановлением, поскольку согласно статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002г. "Об охране окружающей среды", каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.
В силу части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Сравнительный анализ подпунктов 1 и 2 пункта 1 постановления Брянской областной Думы N5-1375 от 30 мая 2013г. "О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Брянской областной Думы" с федеральными нормами приводит к выводу о том, что оспариваемые нормы регионального акта не соответствуют действующему законодательству, поскольку не обеспечивают режим охраны особо охраняемой природной территории.
Исходя из системного анализа норм федерального законодательства, регулирующего правовой режим особо охраняемых природных территорий, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме и признанию оспариваемых пунктов постановления Брянской областной Думы недействующими.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Кочегаровой ФИО26 и Риц ФИО27 о признании недействующими отдельных положений постановления Брянской областной Думы N5-1375 от 30 мая 2013г. "О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Брянской областной Думы" удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу подпункты 1 и 2 пункта 1 постановления Брянской областной Думы N5-1375 от 30 мая 2013 года "О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Брянской областной Думы":
- о признании утратившими силу пунктов 3 и 4 постановления Брянской областной Думы от 08.09.1994г. N34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г.Брянске памятниками природы областного значения" (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28.02.2001г. N3-77) (подпункт 1 пункта 1);
- о признании утратившими силу подпунктов 2.3, 2.4, 2.7 пункта 2 постановления Брянской областной Думы от 28.02.2001г. N3-77 "О признании утратившим силу постановления Брянской областной Думы от 28.05.1998г. N2-460 и о внесении изменений и дополнений в постановление Брянской областной Думы от 08.09.1994г. N34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске памятниками природы областного значения" (подпункт 2 пункта 1).
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Брянский областной суд.
Судья Е. В. Стоян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.