Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Григорьевой Н.М. и Тумашевич Н.С.,
с участием прокурора Гавриловой Е.В.,
при секретаре Ревчук Т.В.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 12 ноября 2013 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Ломоносовского района Ленинградской области, действовавшего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию "Фармация" муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Григорьевой Н.М., объяснения представителя ответчика - Администрации МО Ломоносовский муниципальный район Лаврентьевой Н.С., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика МУП "Фармация" Поповой О.А., действующей на основании доверенности, заключение представителя Ленинградской областной прокуратуры Гавриловой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ломоносовского района Ленинградской области, действуя
в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Ломоносовский районный суд Ленинградской области, с учетом уточнения исковых требований, с иском к Муниципальному унитарному предприятию "Фармация" муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (далее - МУП "Фармация"), администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (далее - администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области), в котором с учетом внесенных и принятых судом изменений в его предмет просил:
- обязать МУП "Фармация" оборудовать вход в помещение аптеки N " ... ", расположенной по адресу: " ... " специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в срок до 01 декабря 2013 года;
- возложить обязанность по финансированию указанных мероприятий в помещении аптеки N " ... ", на администрацию МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области.
В обоснование исковых требований указано, что 24 апреля 2013 года прокуратурой Ломоносовского района Ленинградской области проведена проверка соблюдения прав инвалидов и маломобильных групп населения на предмет доступности для данной категории населения объектов социальной инфраструктуры. В частности, предметом проверки являлось принадлежащее администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области помещение аптеки N " ... " МУП "Фармация", расположенное по адресу: " ... ".
В ходе проведенного осмотра установлено, что вход в вышеуказанное помещение не организован в соответствии с требованиями Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года и положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а именно, вход в помещение аптеки N " ... " расположен выше уровня поверхности земли, однако, не оснащен пандусом, перилами и другими приспособлениями для перемещения инвалидов и маломобильных групп населения.
С учетом изложенного, ссылаясь на положения ст. 7 Конституции РФ, ст.ст. 12, 45, 131, 132, 210 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 9, 15 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", прокурор указал, что ненадлежащее соблюдение МУП "Фармация" требований законодательства о социальной защите инвалидов и других маломобильных групп населения, нарушает их право на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры (л.д. 4-7, 69-71).
Представитель ответчика - администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области Лаврентьева Н.С. в суде первой инстанции исковые требования не признала, поддержала письменный отзыв на иск (л.д. 74, 75).
Ответчиком МУП "Фармация" исковые требования также признаны не были, представитель ответчика Попова О.А. поддержала письменный отзыв на иск, в котором ответчик полагает, что установление строительного элемента в виде пандуса не предусмотрено конструкцией здания, а получение инвалидами требуемой услуги может быть обеспечено иными способами, например "доставки" услуги к инвалиду, которые определяются местными органами власти исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона (л.д. 72, 73).
12 ноября 2013 года Ломоносовским районным судом Ленинградской области постановлено решение, которым исковые требований прокурора Ломоносовского района Ленинградской области были удовлетворены (л.д. 92-97).
Не согласившись с законностью и обоснованностью постановленного решения, ответчик - администрация МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области подала апелляционную жалобу, подписанную представителем Лаврентьевой Н.С., в которой просит решение в части возложения на Администрацию МО Ломоносовский муниципальный район обязанности по финансированию мероприятий по оборудованию в срок до 01 ноября 2014 года входа в помещение аптеки N " ... " МУП "Фармация" специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения отменить, в удовлетворении исковых требований в данной части отказать.
В качестве оснований для отмены постановленного решения, представитель ответчика сослался на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального права, а именно, суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению, и применил закон, не подлежащий применению.
Так, представитель ответчика в апелляционной жалобе указал, что помещение аптеки N " ... " МУП "Фармация", расположенное по адресу: " ... ", на основании договора N 137 от 20 ноября 2002 года, передано в безвозмездное временное пользование МУП "Фармация", которое в соответствии с условиями вышеуказанного договора обязано текущий и капитальный ремонт производить за свой счет с предварительным письменным уведомлением Ссудодателя, обеспечивать сохранность инженерных сетей, оборудования, соблюдать требовании органов Госэпиднадзора, Госпожнадзора, а также отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов деятельности Ссудополучателя, содержать объекты и прилегающие к ним территории в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии.
Таким образом, условия договора от 20 ноября 2002 года, возлагают бремя содержания помещения аптеки, в том числе и оборудование входа в занимаемое помещение, на МУП "Фармация", в связи с чем суд первой инстанции должен был применить положения ст.ст. 294, 295 и ст. 210 Гражданского кодекса РФ.
Также податель жалобы указывает, что в настоящее время бюджет МО Ломоносовский муниципальный район является дотационным и доля средств из областного бюджета составляет больше 30% от собственных доходов, поэтому даже на обеспечение первоочередных социальных вопросов местного значения, администрация МО Ломоносовский муниципальный район испытывает нехватку денежных средств. Поскольку целью деятельности МУП "Фармация" является в том числе, получение прибыли, предприятие имеет возможность самостоятельно изыскать денежные средства для выполнения заявленных исковых требований.
Одновременно податель жалобы сослался на то, что суд первой инстанции необоснованно применил разъяснение, содержащееся в определении Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 года N 689-О-О, поскольку в нем идет речь о зданиях и сооружениях, которые находятся в муниципальной собственности и не переданы другим организациям по договорам хозяйственного ведения или оперативного управления (л.д. 98-102).
Явившаяся в судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика - Администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель МУП "Фармация" и представитель прокуратуры Ленинградской области полагали решение законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В силу статьи 9 Конвенции "О правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими приспособлениями и оборудованием: визуальной и звуковой информацией; специальными указателями около строящихся и ремонтируем объектов; звуковой сигнализацией у светофоров; телефонами - автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов; санитарно-гигиеническими помещениями; пандусами и поручнями при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования; специальными указателями переходов улиц и маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон; пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей; специальными поручнями, ручками или другими приспособлениями для удобства нахождения инвалидов в общественном транспорте на отведенных для них местах; специальными указателями мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов - на автостоянках и в местах парковки транспортных средств (до 10 процентов мест, но не менее одного места).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.
Как следует из пунктов 3.14, 3.17, 3.23 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Помещения, зоны и места оказания услуг, посещаемые маломобильными посетителями, следует размещать на уровне, ближайшем к поверхности земли. В иных случаях следует предусматривать лестницы, пандусы, лифт и иные приспособления для перемещения маломобильных посетителей, вдоль которых должны устанавливаться ограждения с поручнями.
В соответствии с пунктом 3.9 вышеуказанного СНиПа лестницы в здания, помещения должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема.
Не смотря на то, что СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 г. N 73, разработаны для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, исходя из смысла вышеуказанных правовых норм беспрепятственный доступ инвалидов должен быть обеспечен ко всем объектам инфраструктуры, как к проектируемым, так и к существующим.
Согласно пункту 2.4.8 "Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований", утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 27 декабря 2011 года за N 613 по обеим сторонам лестницы или пандуса рекомендуется предусматривать поручни на высоте 800-920 мм круглого или прямоугольного сечения, удобного для охвата рукой и отстоящего от стены на 40 мм. При ширине лестниц 2,5 м и более следует предусматривать разделительные поручни. Длину поручней следует устанавливать больше длины пандуса или лестницы с каждой стороны не менее чем на 0,3 м, с округленными и гладкими концами поручней. При проектировании рекомендуется предусматривать конструкции поручней, исключающие соприкосновение руки с металлом.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Ломоносовского района проведена проверка соблюдения прав инвалидов и маломобильных групп населения на предмет доступности для данной категории населения объектов социальной инфраструктуры.
В ходе осмотра помещения аптеки N " ... " МУП "Фармация", расположенной по адресу: " ... ", установлено, что вход в помещение аптеки не оснащен пандусом, перилами для перемещения инвалидов и маломобильных групп населения (л.д. 8-10).
Из содержания п. 3.1, Устава муниципального унитарного предприятия "Фармация" муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области следует, что целью деятельности предприятия является удовлетворение потребностей населения и учреждений здравоохранения в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, средствах ухода, гигиены, оказания медико-социальных услуг, получение прибыли (л.д.17-28).
Учредителем вышеуказанного предприятия является администрация МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (п.1.3 Устава).
20 ноября 2002 года между МО "Ломоносовский район" и МУП "Фармация" заключен договор N 137 на передачу в безвозмездное временное пользование объекта нежилого фонда: помещений " ... " для использования под аптеку (л.д. 11-15). Срок действия данного договора - по 19 ноября 2007 года, нового договора сторонами в дело не представлено, однако ответчики не отрицали того факта, что по настоящее время МУП "Фармация" пользуется упомянутым помещением, и назначение помещения, как объекта социального использования, сохраняется.
Судом первой инстанции был сделан правильный вывод о том, что помещение аптеки N " ... " в " ... " является объектом социальной инфраструктуры, и на него в полной мере распространяются требования вышеназванных норм, в силу которых помещение аптеки должно быть приспособлено для доступа инвалидов.
Учитывая, что отсутствие беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - помещению аптеки является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, а также Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что несоблюдение и невыполнение администрацией муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивает интересы неопределенного круга инвалидов, а также иных маломобильных групп населения. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости возложения расходов по оборудованию входа в помещение специальными приспособлениями для доступа инвалидов непосредственно на МУП "Фармация" судом обоснованно не приняты во внимание, поскольку обязанность по несению бремени содержания имущества, в том числе по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается в силу прямого указания закона именно на собственника объекта социальной инфраструктуры. Исполнение указанной обязанности не ставится в зависимость от реализации последним полномочий собственника, в том числе в виде предоставления объекта недвижимости в титульное владение иным организациям (включая временную передачу объекта недвижимости унитарному предприятию на праве безвозмездного пользования или хозяйственного ведения).
Ссылка представителя ответчика на то, что условия договора от 20 ноября 2002 года возлагают обязанность по содержанию имущества, переданного в безвозмездное пользование, непосредственно на унитарное предприятие, не может быть принята во внимание, поскольку оборудование входа в помещение специальными приспособлениями для доступа инвалидов, не является текущим ремонтом помещения или капитальным ремонтом здания.
В понятие содержания недвижимого имущества, согласно Приказу Росархива от 17 мая 2011 года N 37 "Об утверждении Порядка определения расчетно-нормативных затрат ... ", включаются затраты на холодное водоснабжение и водоотведение; горячее водоснабжение; потребление тепловой энергии; потребление электрической энергии; эксплуатацию систем охранной сигнализации; обеспечение пожарной безопасности; проведение текущего ремонта; содержание прилегающей территории, включая вывоз мусора, сброс снега с крыш в соответствии с утвержденными санитарными нормами и правилами, а также затраты на уплату налога на имущество и земельного налога.
Довод апелляционной жалобы о том, что МУП "Фармация" оказывает платные услуги населению и извлекает прибыль, в связи с чем имеет возможность самостоятельно изыскать денежные средства для оплаты требуемых работ, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет, поскольку наличие либо отсутствие у унитарного предприятия дохода не освобождает органы местного самоуправления от исполнения возложенных на них полномочий, равно как и от ответственности связанной с неисполнением обязательств.
Недостаточность бюджетных средств МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области таким основанием также не является.
Кроме того, в отсутствие реальной возможности исполнить решение суда в установленный срок ответчик не лишен возможности подать заявление об отсрочке исполнения судебного решения в порядке, предусмотренном ст. 203 ГПК РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенными судом первой инстанции толкованием действующего законодательства и оценкой представленных по делу доказательств в отсутствие оснований у суда второй инстанции для переоценки этих доказательств.
Каких-либо процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, п.1 ст. 328, ч.1 ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 12 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья " ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.