Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Нестеровой М.В.,
судей Озерова С.А.,Хрулевой Т.Е.,
при секретаре Бондареве Р.Н.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Рощинское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 12 декабря 2013 года N 2-5360/2013 по иску Выборгского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Рощинское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области, об обязании устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Хрулевой Т.Е., выслушав представителя администрации муниципального образования "Рощинское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области Усачеву Е.А., поддержавшую апелляционную жалобу, возражения Павлова В.Н., прокурора Прокуратуры Ленинградской области Чигаркиной Е.Н., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Выборгский городской прокурор обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования "Рощинское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области об обязании в срок до 10 июня 2014 года устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, об установлении площадки с островками диаметром не менее 16 м для разворота пожарных автомобилей в конце проезжей части тупиковой улицы, расположенной по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, пос. Рощино, ул. Островная. В обоснование иска указал, что Выборгской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования "Рощинское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области требований федерального законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что в конце тупиковой улицы, расположенной по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, пос. Рощино, ул. Островная, отсутствует разворотная площадка (диаметром не менее 16 метров, размером не менее чем 15x15 метров), обеспечивающая возможность разворота пожарных автомобилей. Неисполнение администрацией муниципального образования "Рощинское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, возложенных на неё федеральным законодательством, нарушает конституционные права и интересы, неопределённого круга лиц на охрану здоровья, предусмотренные статьей 41 Конституции Российской Федерации, обеспечиваемые созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, среды обитания.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 12 декабря 2013 года суд обязал администрацию муниципального образования "Рощинское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области в срок до 10 июня 2014 года устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, а именно, устроить площадку с островками диаметром не менее 16 м для разворота пожарных автомобилей в конце проезжей части тупиковой улицы, расположенной по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, пос. Рощино, ул. Островная. (л.д. 227-234)
Администрация муниципального образования "Рощинское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области не согласилась с законностью и обоснованностью постановленного решения, представитель, действующая на основании доверенности, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 12 декабря 2013 года отменить. В обоснование указала, что планировка и застройка территорий поселений и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности. Планировка и застройка территорий поселений и городских округов осуществляется с учетом требований СНиП 2.07.01-89, которые, полагает, распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений включают основные требования к их планировке и застройке. В рассматриваемом случае обязанность оборудования разворотной площадки предусмотрена в отношении уже существующей застройки. Земельные участки, расположенные на ул. Островной, находятся в собственности физических лиц, постановлены на кадастровый учет с установлением границ, проект застройки указанной части территории утвержден, не оспорен(л.д. 235-237)
Третьи лица Карагаполов А.К., Велькович М.А., Боешова Е.А., Отдел надзорной деятельности Выборгского района УНД ГУ МЧС, Комитет по управлению муниципальным имуществом градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, представителей не направили, причины неявки не сообщили, в связи, с чем судебная коллегия на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ) признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Ленинградского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, в пределах доводов жалобы и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ гр. Карагаполовым А.К. были приобретены пять земельных участков, расположенных "адрес".
При этом, как следует из представленных документов, отвод земельных участков в натуре проводился и согласовывался инженером- землеустроителем представителем администрации п. Рощино.
Согласно схеме расположения земельных участков, земельные участки площадью "данные изъяты" кв.м и площадью "данные изъяты" кв.м, принадлежащие гр. Карагаполову А.К., соединены между собой, в результате чего улица Островная пос. Рощино оказалась тупиковой, шириной в 6 метров, не обеспечивающей сквозного проезда специализированной техники, в том числе пожарных машин, при этом часть улицы Островной, относящаяся к автомобильным дорогам общего пользования, находится в собственности гр. Карагаполова А.К.
На основании ст. 71 ЗК РСФСР, действовавший в период приобретения и предоставления земельных участков, в состав земель городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов входят: 1) земли городской, поселковой и сельской застройки; 2) земли общего пользования; 3) земли сельскохозяйственного использования и другие угодья; 4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; 5) земли, занятые лесами, а в городах - городскими лесами; 6) земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.
В силу ст. 76 ЗК РСФСР земли общего пользования в городах, поселках и сельских населенных пунктах состоят из земель, используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно - бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий и других земель, служащих для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта.
На землях общего пользования разрешается возведение капитальных строений и сооружений в соответствии с целевым назначением этих земель, а также временных строений и сооружений облегченного типа (палатки, киоски и т.п.).
Землями общего пользования согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, пункта 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" являются земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами (прудами, озерами, водохранилищами), пляжами и другими объектами, используемыми гражданами, в том числе для отдыха. Согласно указанным нормам приватизация таких земельных участков запрещена.
Таким образом, при предоставлении земельных участков были нарушены вышеназванные положения в соответствии с которыми земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, водными объектами, другими объектами, не подлежат приватизации.
Согласно реестру муниципального имущества муниципального образования "Рощинское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области, балансодержателем дороги песчано-гравийной, реестровый N по ул.Островной в п.Рощино, протяженностью 480 п.м. является ответчик ( л.д.54).
Начальником отдела надзорной деятельности Выборгского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС РФ по Ленинградской области 28 сентября 2012 года в адрес администрации муниципального образования "Рощинское городское поселение" вынесено предписание N об устранении нарушения обязательных требований пожарной безопасности, состоящего в отсутствии в конце проезжей тупиковой улицы, расположенной по адресу: пос. Рощино Выборгского района, ул. Островная, разворотной площадки (диаметром не менее чем 15x15 метров) обеспечивающей возможность разворота пожарных автомобилей. Предписано в срок до 01.06.2013 устранить указанное нарушение п.2.9 п.6.20 СНиП 2.07.01.-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (л.д.14-19).
Выборгской городской прокуратурой по обращению заместителя начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области от 19.08.2013 проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования "Рощинское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области требований федерального законодательства о пожарной безопасности.
В ходе проверки установлено, что на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности Выборгского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области от 26.06.2013 N в период с 03.07.2013 по 30.07.2013 проведена внеплановая проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности администрацией муниципального образования "Рощинское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области и контроля исполнения предписания N от 28.09.2012 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. (л.д. 20-23)
По результатам проверки заместителем начальника Отдела надзорной деятельности Выборгского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области составлен акт проверки от 25.07.2013 N, из которого следует, что администрацией муниципального образования "Рощинское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области не исполнен пункт 1 предписания N от 28.09.2012 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, а именно: в конце тупиковой улицы, расположенной по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, пос. Рощино, ул. Островная, отсутствует разворотная площадка (диаметром не менее 16 метров, размером не менее чем 15x15 метров), обеспечивающая возможность разворота пожарных автомобилей. (л.д. 25-27)
Указанный акт проверки от 25.07.2013 вручен главе администрации муниципального образования "Рощинское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области С и выдано предписание за N об устранении указанных в акте проверки нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 10.06.2014. (л.д. 28-32) Также по результатам проверки в отношении администрации муниципального образования "Рощинское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (л.д. 33-35)
В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69- ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества
от пожаров.
Согласно статье 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определен круг полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.
К ним относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности, разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности.
Согласно статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Удовлетворяя исковые требования Выборгского городского прокурора, суд первый инстанции, руководствуясь вышеназванными нормами, исходил из того, что имеются нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, а именно: в конце тупиковой улицы, расположенной по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, пос. Рощино, ул. Островная, отсутствует разворотная площадка (диаметром не менее 16 метров, размером не менее чем 15x15 метров), обеспечивающая возможность разворота пожарных автомобилей. Неисполнение администрацией муниципального образования "Рощинское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности возложенных на нее федеральным законодательством, нарушает конституционные права и интересы, неопределенного круга лиц на охрану здоровья, предусмотренные статьей 41 Конституции Российской Федерации, обеспечиваемые созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, среды обитания.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относятся к вопросам местного значения и находятся в ведении органов местного самоуправления.
Пунктом 6 статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 69-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Требования пожарной безопасности по обеспечению подходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям установлены в СНиП 2.07.01-89.
Отсутствие возможности беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара на вышеуказанных объектах подтверждаются фото-таблицами выявленных нарушений требований пожарной безопасности, являющимися приложениями к акту проверки. Отсутствие беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара на вышеуказанном объекте нарушает установленные статьей 34 ФЗ "О пожарной безопасности" права граждан в области пожарной безопасности.
Дороги, проезды и подъезды, используемые в установленных законом случаях в качестве пожарных проездов, в силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, являются территориями общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Следовательно, администрация муниципального образования "Рощинское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области, уполномоченная управлять данными объектами должна обеспечить на них исполнение требований предписания и ст. 63 Закона N 123-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что земельные участки, расположенные на ул. Островной в п.Рощино, находятся в собственности физических лиц, постановлены на кадастровый учет с установлением границ, проект застройки указанной части территории утвержден, не оспорен, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку из вышеприведенных положений Законов N 69-ФЗ, N 123-ФЗ, N 131-ФЗ и Правил пожарной безопасности следует, что поддержание находящихся на территории муниципального образования проездов, улиц в состоянии, обеспечивающем беспрепятственный проезд пожарной техники к месту тушения пожаров является публично-правовой обязанностью соответствующего органа местного самоуправления, а поэтому ссылки на частно - правовые интересы иных лиц - владельцев либо собственников земельных участков, в данном случае нельзя признать правильными.
Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах тупиковой улицы является непосредственной обязанностью Администрации муниципального образования, равно как ее приоритетной задачей - защита жизни, здоровья и имущества граждан в случае пожара, обеспечение условий для осуществления гражданами права на безопасность жилища.
Указание в жалобе на то, что обязанность оборудования разворотной площадки предусмотрена в отношении уже существующей застройки, а поэтому оснований для удовлетворения иска не имелась, основано на неправильном толковании норм материального права. Как следует из ч.1 и п/п 1 ч.2 ст.1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции); Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при эксплуатации объектов защиты. Следовательно, оснований для освобождения администрации муниципального образования "Рощинское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области от ответственности в отношении уж существующей застройки не имеется.
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, суд высказал по ним свои суждения, которые судебная коллегия находит правильными и убедительными.
Выводы суда в решении мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, при рассмотрении данного дела, судом не допущено.
При таком положении, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, и оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены, в том числе по доводам апелляционных жалоб, не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 12 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Рощинское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Гаврилова Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.