Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Косарева И.Э.
судей Алексеевой Г.Ю., Свирской О.Д.
при секретаре Ляховой Д.Д.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Баламута Василия Ивановича, Баламут Валентины Павловны, Иваницкой Ольги Васильевны, Кругловой Светланы Васильевны на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 12 ноября 2013, которым им отказано в удовлетворении иска к Администрации Муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области о признании незаконным постановления о снятии с учета нуждающихся в получении жилого помещения, обязании восстановить на учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Свирской О.Д., выслушав объяснения истцов Баламута В.И., Баламут В.П., поддержавших доводы апелляционной далобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
29 мая 2013 года Баламут В.И., Баламут В.П., Иваницкая О.В., Круглова С.В. обратились в суд с иском о признании незаконным Постановления Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 04.03.2013 N, которым Баламут В.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и члены его семьи в составе из 4-х человек (он, жена Баламут В.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и дочери Иваницкая О.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и Круглова С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р.) сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Одновременно истцы просили обязать Администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области восстановить их семью на учете нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований истцы указали, Баламут В.И. уволен с военной службы 09.01.1993 по состоянию здоровья.
Постановлением Администрации Всеволожского района Ленинградской области от 01.06.1993 N Баламут В.И. и члены его семьи в составе из четырех человек (он, жена и 2 дочери) были приняты на учет по улучшению жилищных условий. На момент постановки на учет истцы не имели собственного жилья и проживали в двухкомнатной квартире N, общей площадью N кв.м, жилой площадью N кв.м, расположенной в доме "адрес", имевшем статус закрытого военного городка.
В указанной квартире истцы проживают по настоящее время.
Постановлением Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 04.03.2013 N семья истцов снята с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения ввиду того, что Постановлением Правительства РФ от 02.08.2001 N 1035-р "адрес" исключен из перечня закрытых военных городков.
Истцы полагают, что данное Постановление является незаконным, так как на момент его принятия жилищные условия истцов не изменились. Кроме того, Постановлением Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от 31.10.2011 N истец в составе семьи из 4-х человек включен в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета. В соответствии с муниципальным контрактом от 27.02.2012 на участие в долевом строительстве многоквартирного дома, заключенным между ответчиком и МП " ... ", для истцов была приобретена трехкомнатная квартира "адрес". Однако, данная квартира истцам передана не была; вместо этого ответчик снял их с учета нуждающихся в получении жилья.
Представитель ответчика Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" при рассмотрении дела в суде первой инстанции исковые требования не признал, ссылаясь на то, что решение о снятии истцов с учета нуждающихся в получении жилого помещения принято на законных основаниях, в связи с чем муниципальный контракт от 27.02.2012 N о строительстве для истцов трехкомнатной квартиры в "адрес" расторгнут.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 12 ноября 2013 Баламуту В.И., Баламут В.П., Иваницкой О.В., Кругловой С.В. в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с постановленным по делу решением, истцы в апелляционной жалобе просят его отменить, принять новое решение об удовлетворении иска, указывая, что судом первой инстанции при рассмотрении дела не правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решение, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Проверив материалы дела, определив рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения жалобы и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
При рассмотрении дела судом установлено, что в период прохождения военной службы Баламуту В.И. на семью из 4-х человек (он, супруга и двое детей) на основании решения Администрации Всеволожского района Ленинградской области от 17.01.1991 N выдан ордер от 27.05.1991 N на право занятия двухкомнатной квартиры "адрес", жилой площадью N кв.м, общей площадью N кв.м. Ордер выдан Ольгинской КЭЧ.
В указанной квартире истец и члены его семьи зарегистрированы проживающими с 09.07.1991 по настоящее время.
09.01.1993 Баламут В.И. уволен с военной службы в запас по ограниченному состоянию здоровья. Его календарная выслуга лет в Вооруженных Силах составляет 22 года.
На момент предоставления истцу квартиры и его увольнения с военной службы "адрес" являлся закрытым военным городком, в связи с чем у истца отсутствовала возможность получить занимаемое жилое помещение в собственность, поскольку такое право было исключено пунктом 10 статьи 15 Закона РФ от 22.01.1993 "О статусе военнослужащих", а в настоящее время исключено пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", статьей 4 Закона РФ от 04.07.1991 N "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона РФ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
01.06.1993 Баламут В.И. в составе семьи из 4-х человек принят на учет по улучшению жилищных условий на основании пункта 6 статьи 15 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих".
Постановлением Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от 04.03.2013 Баламут В.И. и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых за счет федерального бюджета. Основанием для снятия истцов с учета послужило то обстоятельство, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.08.2001 N 1035-р "адрес", в котором истцы проживают с 1993 года, исключен из перечня закрытых военных городков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, и принимая решение об отказе истцам в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое истцами Постановление от 04.03.2013 N и 559 о снятии их с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения соответствует требованиям закона, поскольку в связи с исключением "адрес" из перечня закрытых военных городков (Распоряжение Правительства РФ от 02.08.2001 N 1035-р) истцы утратили основание, которое давало им право на получение жилого помещения по договору социального найма при постановке их в 1993 году на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1, действовавшего при постановке истца на учет по улучшению жилищных условий, государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. Аналогичная норма предусмотрена Федеральным законом от 27.06.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которому государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 2 ст. 15).
Изложенное указывает на то, что при реализации жилищных прав военнослужащих, помимо Федерального закона "О статусе военнослужащих", подлежат применению и другие нормы действующего законодательства, в частности, положения Жилищного кодекса РФ, предусматривающие основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 25 "Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ", утвержденной приказом Министра Обороны РФ от 15.02.2000 N 80, утратившей силу 09.11.2010, в целях реализации жилищных прав военнослужащих, установленных законодательством Российской Федерации, нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) и подлежащими учету признаются лица по основаниям, предусмотренным статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно статье 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:
- имеющие обеспеченность общей площадью жилого помещения (жилой площадью) на одного члена семьи ниже уровня, установленного органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
- проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
- проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
- проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и муниципального жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади;
- имеющие иные основания для признания их таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В редакции Приказа Министра обороны РФ от 13.10.2009 N 1101, данная норма изложена следующим образом: военнослужащие, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" могут обеспечиваться жилыми помещениями по договорам социального найма, признаются нуждающимися в получении жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, определенным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Для определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи указанных военнослужащих применяются учетные нормы площади жилого помещения, установленные по месту их жительства органами местного самоуправления (органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. Федерального закона от 01.12.2008 N 225-ФЗ) также предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
В редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 405-ФЗ данная норма предусматривает, что военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 "Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 512 признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Понятие нуждаемости в улучшении жилищных условий, определяемое в основном учетной нормой, введено для определения круга лиц, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений в государственном, муниципальном или общественном жилых фондах.
Исходя из того, что при постановке истцов на учет в 1993 году действовали "Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинградской области", утвержденные решением Исполкома Ленинградского областного Совета народных депутатов от 23.11.1987 N 481, в соответствии с пунктом 15 которых нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, занимающие жилую площадь N кв.м и менее на каждого проживающего с правом на жилую площадь, при этом размер предоставляемой жилой площади был установлен в размере не менее N кв.м на одного человека (пункт 12 Правил), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что семья истцов, которая ранее уже была обеспечена государством двухкомнатной квартирой общей площадью N кв.м, жилой площадью N кв.м ( N кв.м на каждого члена семьи), была поставлена на учет по улучшению жилищных условий только на том основании, что ранее предоставленная им квартира находилась на территории закрытого военного городка.
Решением Совета депутатов Муниципального образования "Всеволожский район" Ленинградской области от 07.09.2005 N установлена учетная норма для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 10 (десять) и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, норма предоставления установлена в размере 18 кв.м общей площади на каждого члена семьи. Аналогичные Правила приняты решением Совета депутатов МО "Рахьинское городское поселение" Всеволожского района Ленинградской области, в состав которого входит "адрес", в котором истцы имеют жилое помещение (решение от 21.03.2007 N 16(146)).
Таким образом, учитывая, что на каждого члена семьи истцов приходится по N кв.м общей площади занимаемого жилого помещения ( N кв.м : 4 чел.), то при существующей в настоящее время во Всеволожском районе Ленинградской области учетной норме для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ( N кв.м и менее), а также исходя из того, что "адрес" исключен из перечня закрытых военных городков, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у истцов отсутствуют основания для оставления в списках нуждающихся в жилье, предоставляемом за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, и принимая во внимание, что "адрес" утратил статус военного городка, и, таким образом, отпало обстоятельство, на основании которого истцы были поставлены на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, Постановление Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от 04.03.2013 N о снятии истцов с такого учета следует признать соответствующим требованиям статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", согласно которой граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, снимаются с данного учета в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Иных оснований для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях истцы в 1993 году не имели и в настоящее время не имеют.
С учетом установленных по делу обстоятельств решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцы вправе стоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, не зависимо от размера занимаемого ими жилого помещения, поскольку в 1993 году истец был уволен с военной службы в запас по ограниченному состоянию здоровья, являются ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права. Доводы истцов в этой части были проверены судом первой инстанции и признаны необоснованными с изложением соответствующих мотивов, с которыми судебная коллегия соглашается.
Указание истцов, что они лишены права приватизировать занимаемую ими квартиру, также следует признать несостоятельным, так как пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ предусмотрено, что граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках. То обстоятельство, что "адрес"-2 продолжает находиться в собственности Министерства Обороны РФ, не является препятствием для заключения договора передачи этого жилого помещения в собственность истцов в соответствии с Законом РФ от 04.07.1991 N "О приватизации жилищного фонда в РФ", обратившись с заявлением к уполномоченному лицу - ФКГУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений МО РФ", поскольку данное жилое помещение истцы занимают на условиях договора социального найма, и пункт 6 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N не содержит ограничений для приватизации указанных жилых помещений.
То обстоятельство, что Муниципальным образованием "Всеволожский Муниципальный район" Ленинградской области был заключен муниципальный контракт от 27.02.2012 N на участие в долевом строительстве многоквартирного дома в "адрес", по условиям которого для истцов за счет федеральных средств подлежала строительству квартира, не свидетельствует о неправильности выводов суда первой инстанции и отмену судебного акта не влечет, поскольку из материалов дела следует, что в настоящее время указанный муниципальный контракт расторгнут, соглашение о расторжении контракта зарегистрировано в Управлении Росреестра, в связи с чем потраченные финансовые средства подлежат возврату в федеральный бюджет.
Ссылку истцов на то, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, судебная коллегия находит необоснованной. Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела обстоятельства, в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дал надлежащую оценку всем представленным по делу доказательствам, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Иные, приведенные в жалобе доводы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Указания истцов о несогласии с выводами суда на оценку законности состоявшегося судебного постановления не влияют, отмену судебного акта не влекут.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 12 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Баламута Василия Ивановича, Баламут Валентины Павловны, Иваницкой Ольги Васильевны, Кругловой Светланы Васильевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.