Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой И.Л.
судей Кабировой Е.В., Осиповой Е.А.
прокурора Капсамун И.С.
при секретаре Яровой Ю.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Макарова В.С. на заочное решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 31 мая 2012 года, которым удовлетворены исковые требования Прокурора г. Сосновый Бор, действующего в интересах Министерства финансов Российской Федерации, к Макарова В.С. о взыскании субсидии выделенной на приобретение жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кошелевой И.Л., Макарову В.С., ее представителя Аршинова Н.
судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Сосновый Бор, действующий в интересах Министерства финансов Российской Федерации, обратился в суд с иском к Макарова В.С. о взыскании субсидии выделенной на приобретение жилого помещения в размере "данные изъяты".
В обоснование заявленных требований процессуальный истец указал, что ответчице, на основании Федерального закона РФ от 25 октября 2002 года N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", на состав семьи 2 человека (с учетом супруга - Макарова А.Е.) была выделена субсидия на приобретение жилья в Ленинградской области в размере "данные изъяты", с учетом которой они приобрели в собственность, в равных долях, по 1/2 доле каждый, квартиру по адресу: "адрес". Впоследствии было установлено, что на дату обращения за получением субсидии и на дату получения субсидии, Макарова B.C. являлась собственницей иных жилых помещений, пригодных для проживания. При таких обстоятельствах Макарова B.C. не имела право на получение субсидии за счет средств федерального бюджета, полученная ею денежная сумма в размере "данные изъяты" является убытками Российской Федерации. В связи с этим Прокурор просит взыскать с ответчицы в казну Российской Федерации незаконно полученную жилищную субсидию в размере "данные изъяты"
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объеме.
Заочным решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 31 мая 2012 года исковые требования удовлетворены.
Суд взыскал с Макарова В.С. в казну Российской Федерации незаконно полученную жилищную субсидию в сумме "данные изъяты"., а также государственную пошлину в доход государства в размере "данные изъяты"
В апелляционной жалобе Макарова В.С. просит решение суда отменить, считая его незаконным.
В жалобе она ссылается на то обстоятельство, что не была надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства.
На момент обращения за субсидией не имела в Ленинградской области жилого помещения, пригодного для проживания, поскольку жилой дом использовала как дачу, а квартира строилась за счет средств ее дочери.
Судебная коллегия, исследовав материалы гражданского дела, изучив доводы апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим отмене.
В соответствии со ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату. Судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.
В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Согласно ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение ( ч.1).
В случае, если явившийся в судебное заседание истец не согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства в отсутствие ответчика, суд откладывает рассмотрение дела и направляет ответчику извещение о времени и месте нового судебного заседания ( ч.3).
Как следует из материалов дела, ответчица Макарова В.С. не была надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства ( судебная повестка была возвращена за истечением срока хранения. Ответчица зарегистрирована по другому адресу), что лишало суд права рассмотреть дело в порядке заочного производства (л.д.86).
Рассматривая дело в отсутствие ответчика, не извещенного о времени и месте судебного заседания, суд ограничил его право на участие в деле, нарушил основополагающий принцип гражданского судопроизводства: равноправия и состязательности сторон, предусмотренный ст.12 ГПК РФ и ст.123 Конституции РФ, а также лишил его возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст.35 ГПК РФ.
В соответствии с п.2 ч.4 ст.330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Поскольку Макарова В.С. не была надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, решение суда подлежит отмене по причине грубого нарушения норм процессуального права, а дело подлежит рассмотрению судом апелляционной инстанции по правилам производства, установленным для суда первой инстанции.
Федеральным законом РФ от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" закреплено право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на получение за счет средств федерального бюджета субсидий на приобретение или строительство жилых помещений.
Жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели (статья 1 Закона в редакции от 25.10.2002г.)
Согласно статье 6 Закона, жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. Обязательство о расторжении договора найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми несовершеннолетними членами семьи. Гражданам, продавшим жилье, принадлежащее им на праве собственности, размер субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли-продажи.
Из материалов гражданского дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Макарова В.С. обратилась с заявлением в администрацию муниципального образования "данные изъяты" о включении её в состав участников программы "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера Чукотского автономного округа" с составом семьи 2 человека (она и муж - Макаров А.Е.).
Макаровой B.C. было подтверждено в заявлении, что иного жилья для постоянного проживания в других регионах Российской Федерации она и члены её семьи не имеют ( л.д.30).
ДД.ММ.ГГГГ Макарова B.C. обратилась с заявлением на имя Главы администрации МО " "данные изъяты"" о выделении ей субсидии для строительства или приобретения жилья в "адрес" на состав семьи 2 человека.
ДД.ММ.ГГГГ Макарова В.С., желая получить указанную субсидию, обратилась в Департамент финансов, экономики и имущественных отношений по Чукотскому Автономному округу о выдаче ей субсидии для приобретения жилья в Ленинградской области по адресу: "адрес".
Согласно распоряжению первого заместителя губернатора Чукотского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении безвозмездных жилищных субсидий" Макарова В.С. на состав семьи 2 человека (с учетом супруга - Макарова А.Е.) была выделена субсидия на приобретение жилья в размере "данные изъяты" для приобретения жилого помещения в Ленинградской области. ( л.д.11).
По договору купли-продажи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Макаров А.Е. и Макарова В.С. (покупатели) приобрели в собственность в равных долях, по 1/2 доле каждый, у Лукинского А.В., Лукинской С.А. (продавцы) квартиру по адресу: "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м. ( л.д.17).
При этом согласно п. 5 договора покупатели приобрели квартиру за "данные изъяты", за счет средств безвозмездной жилищной субсидии, предоставленной Макаровой B.C. в соответствии с Федеральным Законом от 25.10.2002г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей".
Платежным поручением N от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства субсидии в сумме "данные изъяты" были перечислены на счет расчетный счет N N, принадлежащий продавцу жилого помещения Лукинскому А.В.
Как установлено при проведении проверки, Макарова В.С. на момент обращения за субсидией и на момент ее получения являлась правообладателем:
1. 1/2 доли в праве долевой собственности на жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу: "адрес". Право зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ N ( л.д.65);
2. 1/2 доли в праве долевой собственности на двухкомнатную квартиру по адресу: "адрес". Право зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГг. N ( л.д.66).
Таким образом, на дату обращения за получением субсидии и на дату ее получения Макарова B.C. являлась собственницей жилых помещений, пригодных для проживания, сведения, указанные ею в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ в администрацию муниципального образования "данные изъяты" о том, что иного жилья для постоянного проживания в других регионах Российской Федерации она и члены ее семьи не имеют, не соответствуют действительности.
Поскольку ответчица была обеспечена жилыми помещениями в Ленинградской области, которые в установленном законом порядке не были признаны непригодными для постоянного проживания, право на получение субсидии по основаниям, предусмотренным статьей 1 Федерального Закона от 25 октября 2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" она не имела.
Таким образом, субсидия в размере "данные изъяты" для приобретения жилого помещения в Ленинградской области Макаровой В.С. была предоставлена необоснованно, в результате чего, Российской Федерации, в лице Министерства Финансов РФ, был причинен материальный ущерб на "данные изъяты".
Согласно ч. 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с ч. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению и с ответчицы в пользу казны Российской федерации в лице Министерства Финансов, подлежит взысканию денежная сумма в размере "данные изъяты".
Доводы ответчицы о том, что принадлежащий ей в 1/2 доле жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", используется как дача и является непригодным для проживания, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку не подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, в частности, актом МВК.
Также судебная коллегия считает безосновательными доводы Макаровой В.С. о том, что двухкомнатная квартира по адресу: "адрес", ей не принадлежит, поскольку строилась на средства ее дочери. Как следует из материалов дела, за истицей зарегистрировано право собственности на 1/2 долю в праве собственности на указанную квартиру. То обстоятельство, на чьи средства приобреталась квартира, правового значения для дела не имеет.
В качестве доказательства обоснованности получения субсидии ответчицей предоставлен контракт от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный ею с администрацией МО "данные изъяты", в лице главы администрации, согласно которому ей поручено управление муниципальным образовательным учреждением школой-сад "данные изъяты", и согласно ст.17.1 которого за работу про настоящему контракту по истечении его срока действия ей предоставляется жилье в ЦРС или безвозмездная субсидия для приобретения жилья в ЦРС ( центральных районах страны).
Судебная коллегия считает безосновательным ссылки истицы на указанный контракт, поскольку он не содержит указания на то, что субсидия предоставляется администрацией за счет средств федерального бюджета. Если же контракт подразумевает указанное обстоятельство, то указанное условие является ничтожным, поскольку трудовой договор не может содержать условие, противоречащее действующему законодательству, которое предусматривает, что субсидии предоставляются не всем гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера а только гражданам, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, и не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении.
В силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При таких обстоятельствах с ответчицы в доход бюджета МО Сосновоборский муниципальный район подлежит взысканию государственная пошлина в размере "данные изъяты".
Руководствуясь статьями 321-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 31 мая 2012 года отменить.
Взыскать с Макарова В.С. в доход казны Российской Федерации, в лице Министерства Финансов Российской Федерации, в счет возмещения причиненного ущерба "данные изъяты"
Взыскать с Макарова В.С. в доход бюджета МО Сосновоборский муниципальный район государственную пошлину в размере "данные изъяты"
Председательствующий: Судьи:
Судья Михина И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.