Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Андреевой Т.Б.,
судей Астапенко С.А., Шадриной Е.В.,
при секретаре Поспеловой М.Е.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Бобровой А.Ю. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 4 декабря 2013 г., которым ей отказано в удовлетворении заявления об оспаривании действий (бездействия) администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Шадриной Е.В., объяснения представителя Бобровой А.Ю. - ФИО4, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Боброва А.Ю. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - администрация Всеволожского муниципального района).
В обоснование требований указала, что 10 июня 2013 г. сдала в администрацию Всеволожского муниципального района пакет документов для согласования топографической съёмки земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер участка: N, собственником которого она является.
Данное согласование ей необходимо для подготовки градостроительного плана земельного участка в целях получения разрешения на строительство жилого дома в соответствии с требованиями временного положения администрации Всеволожского муниципального района по подготовке, утверждению и регистрации градостроительного плана земельного участка, утверждённого постановлением указанной администрации от 14 мая 2012 г. N 1273.
До настоящего времени сданные в администрацию Всеволожского муниципального района Ленинградской области материалы не согласованы и ей не возвращены.
Бездействие администрации Всеволожского муниципального района, выражающееся в несогласовании топографической съёмки земельного участка, ограничивает её право на возведение жилого дома на собственном земельном участке.
Полагая свои права нарушенными, просила суд обязать администрацию Всеволожского муниципального района выдать ей согласованный комплект документов, сданных по заявлению от 10 июня 2013 г.
В судебном заседании 4 декабря 2013 г. представитель Бобровой
А.Ю. - ФИО4 ввиду того, что комплект документов, необходимый для согласования топографической съёмки земельного участка, 22 октября 2013 г. возвращён администрацией Всеволожского муниципального района Ленинградской области без согласования, просил обязать администрацию согласовать материалы топографической съёмки земельного участка.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе Боброва А.Ю. просит об отмене решения, считая его незаконным и необоснованным вследствие неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Администрация Всеволожского муниципального района, будучи надлежаще извещённой о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своего представителя не направила. На основании ч. 3 ст. 167, ч. ч. 1 и 2 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя администрации Всеволожского муниципального района.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Боброва А.Ю. является собственником земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: "адрес". Назначение участка - земли поселений, площадь - " ... " кв. м, кадастровый номер N. Право собственности зарегистрировано 16 января 2004 г.
10 июня 2013 г. Боброва А.Ю. обратилась в администрацию Всеволожского муниципального района с просьбой согласовать (завизировать) план указанного земельного участка для получения разрешения строительства жилого дома в соответствии с целевым назначением участка.
19 июня 2013 г. администрацией дан ответ о том, что в связи с невозможностью определения местонахождения земельного участка управлением архитектуры и градостроительства администрации Всеволожского муниципального района будет сделан запрос в Росреестр по Всеволожскому району Ленинградской области о предоставлении копии межевого дела для определения местоположения земельного участка, после чего рассмотрение заявления будет возобновлено.
27 августа 2013 г. администрация Всеволожского муниципального района уведомила Боброву А.Ю. о том, что во Всеволожский городской суд Ленинградской области будет подано исковое заявление к ней об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, исключении записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок.
22 октября 2013 г. администрация Всеволожского муниципального района сообщила Бобровой А.Ю., что указанное исковое заявление в суд подано, и возвратила ей документы с топографической съёмкой земельного участка без согласования.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд пришёл к выводу о том, что заявление Бобровой А.Ю. рассмотрено в установленном законом порядке, каких-либо нарушений её прав и законных интересов, препятствий к осуществлению прав не допущено.
Судебная коллегия усматривает неправильное определение судом первой инстанции фактических обстоятельств, имеющих значение для разрешения заявленного спора.
В соответствии со ст. 255 ГПК Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.
Согласно п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных муниципальных служащих" исходя из положений ст. 258 ГПК Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии со ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешённым использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с чч. 4 - 6 данной статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, градостроительный план земельного участка является одним из документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство.
В силу положений ст. ст. 43, 44 и ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа местного самоуправления. При этом данные нормы не предусматривают возможности установления дополнительных требований или ограничений для получения заинтересованными лицами градостроительного плана земельного участка.
Постановлением администрации Всеволожского муниципального района от 14 мая 2012 г. N 1273 утверждено временное положение администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области по подготовке, утверждению и регистрации градостроительного плана земельного участка (далее - Временное положение).
Пунктом 1.1 Временного положения установлено, что до утверждения административного регламента им определяется порядок по подготовке, утверждению и регистрации градостроительного плана земельного участка (далее - муниципальная услуга) на территории поселений, передавших полномочия в области архитектуры и градостроительства Всеволожского муниципального района. Им же определяются сроки и последовательность действий (административных процедур) при организации обслуживания населения Всеволожского муниципального района управлением архитектуры и градостроительства администрации Всеволожского муниципального района для предоставления заявителям муниципальной услуги по подготовке, утверждению и регистрации градостроительного плана земельного участка на территории Всеволожского муниципального района.
Заявителями на предоставление муниципальной услуги являются физические лица и юридические лица всех форм собственности и их уполномоченные представители, обратившиеся в администрацию Всеволожского муниципального района с письменным заявлением о предоставлении муниципальной услуги (п. 1.2 Временного положения).
Порядок и сроки предоставления письменной информации определены в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (абц. 17 п. 1.3.3 Временного положения).
В составе документов, необходимых для подготовки градостроительного плана, которые заявитель вправе самостоятельно представить в управление архитектуры и градостроительства администрации Всеволожского муниципального района, подп. 2 п. 2.6.1 Временного положения указаны материалы действующей (актуализированной) топографической съёмки на территории земельного участка, зарегистрированные в Госгеонадзоре Ленинградской области в масштабе 1:500 при площади участка до 1 га, в масштабе 1:2000 при площади участка до 10 га, в масштабе 1:5000 при площади участка более 10 га.
При этом абзацами 2, 5, 6 п. 1.3.4 Временного положения установлено, что перечни документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, и требования, предъявляемые к этим документам, образцы оформления документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, и требования к ним размещаются на информационном стенде в помещении управления архитектуры и градостроительства администрации Всеволожского муниципального района.
Таким образом, Временное положение допускает возможность применения как предписаний, установленных этим Временным положением, так и информации, размещённой на информационном стенде в помещении управления архитектуры и градостроительства администрации Всеволожского муниципального района, являющейся обязательной.
Из материалов дела усматривается, что в составе перечня документов по подготовке градостроительного плана по Всеволожскому району Ленинградской области, размещённого на информационном стенде управления архитектуры и градостроительства администрации Всеволожского муниципального района, указана топографическая съемка земельного участка "данные изъяты" в бумажном и электронном виде, зарегистрированная в указанном управлении.
Согласно образцу заявления, размещённому на том же стенде, данная топографическая съёмка подлежит согласованию на основании заявления с просьбой согласовать межевой план земельного участка.
Обязанность заявителя представить в составе документов для подготовки градостроительного плана материалы топографической съёмки земельного участка, влечёт, в свою очередь, обязанность администрации Всеволожского муниципального района совершить действия по согласованию данной съёмки.
Материалами дела, в частности, ответом администрации Всеволожского района от 22 октября 2013 г., подтверждается, что все документы, необходимые для согласования управлением архитектуры и градостроительства администрации Всеволожского муниципального района топографической съёмки земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" Бобровой А.Ю. при обращении в администрацию Всеволожского муниципального района 10 июня 2013 г. представлены.
При таких обстоятельствах у администрации Всеволожского муниципального района отсутствовали законные основания для возвращения без согласования топографической съёмки земельного участка, принадлежащего Бобровой А.Ю.
Кроме того, из материалов дела следует, что решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 10 декабря 2013 г., вступившим в законную силу 13 января 2014 г., администрации Всеволожского муниципального района отказано в удовлетворения иска к Бобровой А.Ю. о признании недействительным права собственности, истребовании имущества из чужого незаконного владения, исключении записи из ЕГРП, признании недействительным свидетельства о государственной регистрации в отношении земельного участка, в отношении которого возник спор.
Судебная коллегия находит заслуживающим довод Бобровой А.Ю. о том, что в результате бездействия администрации Всеволожского муниципального района ограничивается её право на возведение жилого дома на собственном земельном участке, поскольку бездействие администрации Всеволожского муниципального района по согласованию материалов топографической съёмки земельного участка создаёт препятствие для подготовки градостроительного плана и подаче документов для получения разрешения на строительство.
По изложенным основаниям решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований Бобровой А.Ю., поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации).
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 4 декабря 2013 г. отменить.
Обязать администрацию муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области согласовать материалы действующей (актуализированной) топографической съёмки земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер участка: N, правообладателем которого является Боброва А.Ю.
Председательствующий
Судьи
Судья Мартьянова С.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.