Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего - судьи С.Н. Лобыкина,
судей А.А. Кошак, А.А. Кречетова
при секретаре судебного заседания П.С. Курышевой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Тарасовой Л.И. к мэрии города Магадана, управлению по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда (из числа служебных жилых помещений), обязании заключить договор социального найма жилого помещения
по апелляционной жалобе Тарасовой Л.И. на решение Магаданского городского суда от 1 ноября 2013 года, которым в иске отказано.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Кошак А.А., объяснения представителя Тарасовой Л.И. - Карасевой С.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Тарасова Л.И. обратилась в Магаданский городской суд с иском к мэрии города Магадана об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда (из числа служебных жилых помещений), обязании заключить договор социального найма жилого помещения.
В обоснование своих требований указала на то, что "дата" в соответствии с действующим на тот момент жилищным законодательством на основании решения администрации поселка N. от "дата" N ... истцу выдан служебный ордер N ... как работнику "место работы" на вселение в жилое помещение - "адрес". До настоящего времени истец продолжает работать в этой организации, квартирой пользуется на протяжении 14 лет как наниматель, у которого сложились фактические отношения по договору социального найма. Договор найма служебного жилого помещения с ней не заключался, другого жилого помещения не имеет.
По мнению истца, занимаемое ею жилое помещение фактически утратило статус служебного и подлежит исключению из специализированного жилищного фонда с возложением на ответчика обязанности заключить с истцом письменный договор социального найма жилого помещения в соответствии со статьей 60 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Отказ ответчика в удовлетворении просьбы истца об исключении спорной квартиры из состава служебных жилых помещений и заключении с ней договора социального найма этого жилого помещения противоречит закону и ограничивает ее жилищные права, в том числе права на обмен, приватизацию жилого помещения, из которого она не может быть выселена без предоставления другого жилого помещения в силу статьи 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", поскольку является нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), и ее выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (статья 108 ЖК РСФСР).
Суд привлек к участию в деле в качестве соответчика управление по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана.
Решением Магаданского городского суда от 1 ноября 2013 года Тарасовой Л.И. в иске отказано.
В апелляционной жалобе Тарасова Л.И. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции ввиду его незаконности и необоснованности.
Утверждает, что спорное служебное жилое помещение находилось в государственной собственности и при разграничении государственной собственности на федеральную собственность, государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность передано в муниципальную собственность муниципального образования "Город Магадан", в связи с чем утратило статус служебного жилого помещения.
Согласно статье 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Данное законоположение, по мнению истца, применяется и к отношениям по пользованию служебными жилыми помещениями, переданными в ведение органов местного самоуправления.
Ссылается также на разъяснения, содержащиеся в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 года (ответ на вопрос N 21), согласно которым факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
В соответствии с абзацем первым части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не известили, в связи с чем на основании статей 167 (часть 3), 327 (часть 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Тарасовой Л.И. - Карасева С.А. поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Принимая решение об отказе Тарасовой Л.И. в иске, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что жилое помещение - "адрес" является собственностью муниципального образования "Город Магадан", в установленном законом порядке включено в специализированный жилищный фонд и отнесено к числу служебных жилых помещений, решение об исключении этого жилого помещения из указанного фонда органом, осуществляющим управление муниципальным жилищным фондом, - мэрией города Магадана не принималось, оснований для понуждения орган местного самоуправления принять такое решение действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем заявленные истцом требования об обязании мэрию города Магадана исключить спорное жилое помещение из специализированного жилищного фонда (из числа служебных жилых помещений) и заключить с ней договор социального найма жилого помещения удовлетворению не подлежат.
Суждения и выводы суда первой инстанции основаны на законе и материалах дела.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения).
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
По действующему до "дата" законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (статьи 47, 105 ЖК РСФСР).
К отношениям по пользованию специализированными жилыми помещениями, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, применяются с учетом их длящегося характера нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом (статья 5 Вводного закона).
Судом первой инстанции установлено, что жилое помещение - "адрес" является собственностью муниципального образования "Город Магадан".
Постановлением мэра города Магадана от "дата" N ... данная квартира утверждена в качестве служебного жилого помещения для муниципального предприятия " " ... "" (л.д. 32).
Постановлением территориальной администрации поселка " ... " от "дата" N ... Тарасовой Л.И. в связи с трудовыми отношениями с МП " " ... "" выдан служебный ордер от "дата" N ... на право вселения в указанное служебное жилое помещение (л.д. 33).
В связи с изъятием муниципальной собственности - муниципального жилищного фонда из хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия города Магадана " " ... "" (до переименования - МП " " ... "") спорная квартира включена в состав казны муниципального образования "Город Магадан" (л.д.68-78).
В соответствии с пунктом 1.2 Положения об определении порядка предоставления служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда муниципального образования "Город Магадан", утвержденного решением Магаданской городской Думы от "дата" N ... (в редакции решения Магаданской городской Думы от "дата" N ... ), включение жилого помещения в состав служебных помещений и исключение из него осуществляется на основании постановления мэрии города Магадана (далее - Положение).
Мэрией города Магадана решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных жилых помещений не принималось.
Оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности принять такое решение действующим законодательством не предусмотрено.
Статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьей 108 ЖК РСФСР.
Аналогичная норма содержится в пункте 2.10. Положения об определении порядка предоставления служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда муниципального образования "Город Магадан".
Согласно пункту 2.11 Положения в случае невозможности предоставления жилого помещения гражданину, подлежащему выселению из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по основаниям, предусмотренным законодательством, по ходатайству органа государственной власти, органа местного самоуправления, муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения, с которым гражданин состоял в трудовых отношениях, органа государственной власти, в котором гражданин проходил службу, занимаемое жилое помещение может быть исключено из состава служебных жилых помещений с последующим предоставлением гражданину по договору социального найма.
Спорное служебное жилое помещение предоставлено Тарасовой Л.И. до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (до "дата").
В силу пункта 6 части 1 статьи 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией не могли быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
По состоянию на "дата" истец проработала на предприятии - МУП г. Магадана " " ... "" более десяти лет.
С "дата" была уволена по собственному желанию.
С "дата" истец принята на работу в общество с ограниченной ответственностью " " ... "", где работает по настоящее время (л.д. 17-25).
Как установлено судом, Тарасова Л.И. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), не состоит, право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ) не имеет, в связи с чем просьба истца об исключении спорной квартиры из числа служебных жилых помещений оставлена мэрией города Магадана без удовлетворения.
Суд правомерно отверг, как недоказанный, довод истца о том, что в " ... " году уполномоченным органом мэрии города Магадана было принято решение об исключении спорного жилого помещения из числа служенных жилых помещений с последующей его передачей в собственность истца в порядке приватизации.
В силу статьи 56 (часть 2) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учитывая установленные судом обстоятельства и приведенные законоположения, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что заявленные Тарасовой Л.И. исковые требования на законе не основаны и удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к принятию неправильного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы Тарасовой Л.И. не могут быть признаны состоятельными, так как они основаны на неправильном толковании норм материального права и не опровергают по существу сделанные судом первой инстанции выводы.
Из статьи 7 Вводного закона следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежития в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.
Данная норма к отношениям по пользованию служебными жилыми помещениями, которые находились в муниципальной собственности и были закреплены за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения, применению не подлежит.
Несостоятельна и ссылка на разъяснения, содержащиеся в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 года (ответ на вопрос N 21).
Согласно данным разъяснениям, при передаче в муниципальную собственность служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, эти жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Спорное служебное жилое помещение является муниципальной собственностью муниципального образования "Город Магадан", которое было закреплено за муниципальным предприятием " " ... "" на праве хозяйственного ведения.
В связи с изъятием муниципальной собственности - муниципального жилищного фонда из хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия города Магадана " " ... "" спорная квартира включена в состав казны муниципального образования "Город Магадан", что не предполагает изменение статуса служебного жилого помещения.
То обстоятельство, что с истцом не был заключен договор найма спорного служебного жилого помещения, на правильность принятого судом решения не влияет, основанием для вселения в это жилое помещение являлся установленной формы ордер (статьи 47, 105 ЖК РСФСР).
С учетом изложенного судебная коллегия признает обжалованное судебное постановление законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328 (пункт 1), 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу Тарасовой Л.И. - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Верно
Судья Магаданского
областного суда А.А. Кошак
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.