Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Бежевцовой Н.В.,
судей Выглева А.В., Адаркина И.А.,
при секретаре Гуторовой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Магадана к мэрии города Магадана о возложении обязанности разработать в установленном порядке схему теплоснабжения муниципального образования "Город Магадан" по апелляционной жалобе мэрии города Магадана на решение Магаданского городского суда от 22 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Выглева А.В., объяснения представителя мэрии города Магадана Полянского А.Л., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно жалобы прокурора Розенберг Н.Л., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Магадана обратился в Магаданский городской суд с заявлением о возложении на мэрию города Магадана обязанности разработать и утвердить в установленном порядке схему теплоснабжения муниципального образования "Город Магадан", составить топливно-энергетический баланс муниципального образования "Город Магадан".
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города Магадана проведена проверка соблюдения законодательства при подготовке объектов топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему сезону.
В ходе проверки установлено, что в нарушение положений Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановления Правительства РФ от 22 февраля 2012 года N 154 схема теплоснабжения муниципального образования "Город Магадан" в настоящее время не разработана и не утверждена.
Также установлено отсутствие топливно-энергетического баланса муниципального образования "Город Магадан", несмотря на то, что составление указанного баланса является обязательным для органов местного самоуправления в силу части 10 статьи 23 Федерального закона "О теплоснабжении".
С учетом изменений и дополнений просил суд возложить на мэрию города Магадана обязанность разработать в установленном законом порядке схему теплоснабжения муниципального образования "Город Магадан", соответствующую Требованиям к схемам теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года N 154, в срок до "дата"; обязать мэра города Магадана утвердить схему теплоснабжения муниципального образования "Город Магадан" в течение семи календарных дней с момента ее изготовления в полном объеме; обязать департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана в пятимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу составить топливно-энергетический баланс муниципального образования "Город Магадан" за 2011 год, соответствующий Порядку составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, утвержденному приказом Минэнерго России от 14 декабря 2011 года N 600.
Определением Магаданского городского суда от "дата" к участию в деле в качестве соответчиков привлечены мэр города Магадана и департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана.
Определением Магаданского городского суда от 22 октября 2013 года в связи с отказом прокурора от части заявленных требований производство по делу в части требований к мэру города Магадана о возложении обязанности утвердить схему теплоснабжения муниципального образования "Город Магадан" и к департаменту жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана о возложении обязанности в пятимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу составить топливно-энергетический баланс муниципального образования "Город Магадан" за 2011 год прекращено.
В остальной части требования прокурора города Магадана решением Магаданского городского суда от 22 октября 2013 года удовлетворены.
Решением суда на мэрию города Магадана возложена обязанность разработать в установленном законом порядке схему теплоснабжения муниципального образования "Город Магадан", соответствующую Требованиям к схемам теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года N 154, в срок до "дата".
Не согласившись с постановленным решением, мэрия города Магадана в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Обращает внимание, что в соответствии с положениями пункта 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления отнесено утверждение схемы теплоснабжения, а не ее разработка. Однако от требования об утверждении схемы теплоснабжения прокурор города Магадана отказался.
По мнению мэрии, суд необоснованно отождествляет разработку схемы теплоснабжения с ее утверждением. Разработка схемы теплоснабжения является не обязанностью, а правом лиц, указанных в Требованиях к схемам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года N 154.
Кроме того, полагает, что проведение открытого конкурса на выполнение работ по разработке схемы теплоснабжения муниципального образования "Город Магадан" на период 2014-2029 годы является необходимым и достаточным мероприятием для разработки схемы теплоснабжения.
Обращает внимание, что прокурор, обращаясь в суд, не указал, какие права и интересы неопределенного круга лиц нарушены.
Считает, что судом в нарушение положений Гражданского процессуального кодекса РФ требования прокурора рассмотрены в исковом порядке, а не в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Не согласен с выводом суда об обязанности именно мэрии города Магадана, а не какого-либо иного органа разработать схему теплоснабжения, так как пункт 2 Требований к схемам теплоснабжения предусматривает разработку схемы теплоснабжения уполномоченным органом местного самоуправления поселений, городских округов либо юридическими лицами.
Мэр города Магадана и представитель департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем на основании положений статей 167 (часть 4), 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия у мэрии города Магадана обязанности разработать схему теплоснабжения муниципального образования "Город Магадан" в силу закона.
Как правильно указано судом, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов и утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях.
Схема теплоснабжения представляет собой документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (пункт 20 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, а также к порядку их актуализации утверждены постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года N154 (далее Требования к схемам теплоснабжения).
Пунктом 2 Требований к схемам теплоснабжения предусмотрено, что проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов, уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами.
Пункт 17 Требований к схемам теплоснабжения устанавливает, что схема теплоснабжения утверждается Главой местной администрации городского округа.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривалось мэрией города Магадана, схема теплоснабжения муниципального образования "Город Магадан", соответствующая требованиям к схемам теплоснабжения, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года N 154, не разработана и не утверждена.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.
Довод жалобы о том, что разработка схемы теплоснабжения является не обязанностью, а правом лиц, указанных в Требованиях к схемам теплоснабжения, не может быть принят во внимание.
Из смысла приведенных выше правовых норм в их совокупности следует, что именно орган местного самоуправления является ответственным за разработку и утверждение схемы теплоснабжения муниципального образования в целях обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципального образования, эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения.
Данный вывод подтверждается и проведением при мэре города Магадана рабочего совещания "дата" (протокол N ... ), на котором обсуждались вопросы подготовки технической документации для разработки схемы теплоснабжения и объявления открытого конкурса, а также принятием мэрией города Магадана 04 сентября 2013 года N 3882 постановления "О разрешении заключения долгосрочного муниципального контракта на выполнение работ по разработке схемы теплоснабжения муниципального образования "Город Магадан" (л.д. 9, 32-33).
Кроме того, администрация Магаданской области в целях реализации Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" постановлением от 27 сентября 2012 года N660-па утвердила график утверждения схем теплоснабжения муниципальных образований Магаданской области и рекомендовала органам местного самоуправления муниципальных образований Магаданской области разработать и утвердить схемы теплоснабжения городского округа и поселений Магаданской области в сроки, установленные утвержденным графиком.
С учетом вышеизложенного иные доводы апелляционной жалобы об отсутствии обязанности мэрии города Магадана разработать схему теплоснабжения судебная коллегия находит несостоятельными, тем более, что иного лица, на которое бы законом была возложена обязанность разработать в установленном порядке схему теплоснабжения городского округа мэрией не указано.
При этом, вопреки доводам жалобы, проведение открытого конкурса на выполнение работ по разработке схемы теплоснабжения муниципального образования "Город Магадан" на период 2014-2029 годы не свидетельствует о необходимых и достаточных мероприятиях со стороны мэрии города Магадана по разработке и утверждению схемы теплоснабжения.
Доводы жалобы на отсутствие в заявлении прокурора указания на нарушение каких-либо прав и интересов неопределенного круга лиц были предметом оценки суда первой инстанции, оснований не согласиться с мотивами, по которым указанные доводы не были приняты судом первой инстанции во внимание, у судебной коллегии не имеется.
Как правильно указано судом отсутствие схемы теплоснабжения нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования "Город Магадан", на безопасную систему теплоснабжения, на эффективное использование энергетических ресурсов, повышения энергосбережения.
То обстоятельство, что заявление прокурора рассмотрено в исковом порядке, а не в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, не может повлечь отмены судебного решения, поскольку в силу части 6 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Из письма департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана от "дата" исх. N ... (л.д.7) следует, что об отсутствии схемы теплоснабжения города Магадана, отвечающей требованиям постановления Правительства РФ от 22 февраля 2012 года N154, прокурору стало известно "дата".
В этой связи, обратившись в суд с заявлением о возложении на мэрию города Магадана обязанности разработать в установленном порядке схему теплоснабжения муниципального образования "Город Магадан" "дата", прокурор трехмесячный срок, предусмотренный статьей 256 Гражданского процессуального кодекса РФ, не пропустил.
Каких-либо иных правовых доводов, опровергающих выводы суда, в том числе в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.
На основании изложенного руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда от 22 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии города Магадана - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Верно
Судья Магаданского
областного суда: А.В. Выглев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.