Решение Магаданского областного суда от 21 февраля 2014 г. по делу N 12-358/2013
Судья Магаданского областного суда Кречетов А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Р.А.Н. на решение судьи Магаданского городского суда от 16 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - капитана судна " ... " Р.А.Н.,
с участием должностного лица, составившего протокол, одновременно являющегося представителем административного органа по доверенности - Ц.Т.М.,
в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Р.А.Н.,
при секретаре судебного заседания Левыкиной Л.С.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением специалиста по административному производству группы дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по Магаданской области Ц.Т.М. N ... от "дата" Р.А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере " ... " рублей.
Решением судьи Магаданского городского суда от 16 декабря 2013 года, принятым по результатам рассмотрения жалобы Р.А.Н., указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи Магаданского городского суда, Р.А.Н. обжаловал его в Магаданский областной суд.
В обоснование жалобы указывает, что судно " ... " осуществляло каботажный рейс по транспортировке грузов из порта " ... " в порт " ... " без захода в иностранные порты. Судно оснащено системой АИС (автоматизированная информационная система), которая обеспечивает постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна.
О пересечении государственной границы, как следует из записей в судовом журнале, уведомлялись пограничные органы.
Считает, что им были соблюдены требования части 19 статьи 9 Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации" при пересечении границы Российской Федерации и привлечение его к административной ответственности незаконно.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - капитан судна " ... " Р.А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Выслушав пояснения должностного лица, составившего протокол, одновременно являющегося представителем административного органа по доверенности Ц.Т.М., полагавшей вынесенное судьей Магаданского городского суда решение законным и обоснованным, а жалобу Р.А.Н. не подлежащей удовлетворению, изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, полагаю, что оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения судьи Магаданского городского суда не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, "дата" в 23 часа 40 минут судового времени ( "часовой пояс") в координатах " ... "северной широты 137 " ... " восточной долготы, судно " ... " под управлением капитана Р.А.Н., будучи не оформленным в пограничном отношении на выезд из Российской Федерации вышло из территориального моря Российской Федерации в исключительную экономическую зону Российской Федерации вне установленного пункта пропуска без прохождения пограничного контроля, тем самым пересекло линию Государственной границы.
"дата" в 18 часов 54 минуты судового времени ( "часовой пояс") в координатах " ... "северной широты " ... " восточной долготы, судно " ... " под управлением капитана Р.А.Н., будучи не оформленным в пограничном отношении на въезд из Российской Федерации вошло из исключительной экономической зоны Российской Федерации в территориальное море Российской Федерации вне установленного пункта пропуска без прохождения пограничного контроля, тем самым пересекло линию Государственной границы.
Разрешение на выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию пограничными органами на судно " ... " не оформлялось.
Таким образом, судно под управлением капитана Р.А.Н. совершило нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами.
Отказывая в удовлетворении жалобы Р.А.Н. на постановление специалиста по административному производству группы дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по Магаданской области Ц.Т.М. N ... от "дата", судья исходил из доказанности факта пересечения судном " ... " государственной границы с нарушением установленного порядка, вины Р.А.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Исходя из примечания к статье 2.4 КоАП РФ, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или администратвно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Р.А.Н. является капитаном судна " ... ".
В соответствии со статьей 61 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 года N 81-ФЗ на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.
Таким образом, Р.А.Н., являясь капитаном судна " ... " относится к числу должностных лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18. 1 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" от 01 апреля 1993 года N 4730-1 Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" исключительная экономическая зона Российской Федерации - морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным этим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.
Статьей 2 Федерального закона N 155-ФЗ от 31 июля 1998 года
"О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" установлено, что территориальное море Российской Федерации - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 данного Федерального закона.
В пункте 3 статьи 2 Закона "О внутренних морских водах" указано, что внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.
Согласно пункту "б" части 2 статьи 5 Закона о Государственной границе Российской Федерации прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "б" части 2 статьи 5 Закона о Государственной границе Российской Федерации, статьей 1 Закона об исключительной экономической зоне под пересечением Государственной границы Российской Федерации понимается фактическое перемещение лиц, воздушных судов, российских и иностранных морских, речных судов и военных кораблей, других транспортных средств через линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющую пределы государственной территории Российской Федерации.
Пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Закона о Государственной границе Российской Федерации).
Основанием для пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных (часть 2 статьи 11 Закона о Государственной границе Российской Федерации).
Частью 19 статьи 9 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации предусмотрено, что Российские суда, осуществляющие плавание между российскими портами или морскими терминалами, а также российские суда, убывающие из российских портов во внутренние морские воды или в территориальное море Российской Федерации в целях торгового мореплавания, за исключением деятельности, связанной с использованием судов для рыболовства, с последующим прибытием в российские порты, а равно в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля при условии выполнения требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна и при условии уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу и передачи в пограничные органы данных о местоположении таких судов.
Правила уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу судами, указанными в части девятнадцатой настоящей статьи, и правила передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, указанных в частях девятнадцатой и двадцатой настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 21 статьи 9 Закона о Государственной границе Российской Федерации).
Требования к оснащению судов, указанных в частях девятнадцатой и двадцатой настоящей статьи, техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (часть 22 статье 9 Закона о Государственной границе Российской Федерации).
Однако, до настоящего времени правила уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу судами, правила передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, а также требования к оснащению судов, указанных в частях девятнадцатой и двадцатой настоящей статьи, техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна Правительством Российской Федерации не приняты и не утверждены.
Учитывая изложенное, действия капитана судна " ... " Р.А.Н. в связи с пересечением судном под его командованием Государственной границы Российской Федерации являются нарушением правил пересечения Государственной границы Российской Федерации, т.е. правонарушением, предусмотренным частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Вина капитана судна " ... " Р.А.Н. в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается доказательствами, представленными в материалы дела: протоколом об административном правонарушении от "дата"; копией судового журнала судна " ... "; письмом координационного отдела Пограничного управления ФСБ России по " ... " краю; служебной запиской службы оперативных дежурных Пограничного управления ФСБ России по Магаданской области.
Деяния капитана судна " ... " Р.А.Н. административным органом и судьей квалифицированы правильно. Выводы о вине лица объективно подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Поскольку в настоящее время отсутствуют предусмотренные частью 19 статьи 9 Закона о Государственной границе Российской Федерации и установленные Правительством Российской Федерации требования к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна, довод жалобы Р.А.Н. о наличии на судне " ... " системы АИС, обеспечивающей постоянную автоматическую передачу информацию о местоположении судна в соответствии с данными требованиями - несостоятелен.
Также ввиду отсутствия утвержденных Правительством РФ правил уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу судами и правил передачи в пограничные органы данных о местоположении судов нельзя согласиться с доводами жалобы Р.А.Н. о том, что о пересечении государственной границы им надлежащим образом уведомлялись пограничные органы.
Обосновывая тот факт, что условие уведомления пограничных органов было выполнено, данные о местоположении судна передавались, Р.А.Н. в жалобе ссылается на записи в судовом журнале судна " ... ".
Данный довод подлежит отклонению как несостоятельный, поскольку в ходе производства по делу было установлено, что после убытия пограничного наряда с борта суда " ... ", в судовой журнал были внесены записи, ранее в нем отсутствовавшие.
Так, запись на странице 11 судового журнала теплохода " ... " N ... от "дата": " " ... "" - была внесена в судовой журнал после убытия с борта судна представителей пограничного управления, что подтверждается представленные в материалы дела копии данного журнала (л.д. 33-34, 59-60).
При таких обстоятельствах полагаю, что обжалуемое решение судьи Магаданского городского суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе и по доводам, изложенным в жалобе, не усматриваю.
Каких-либо существенных нарушений норм процессуальных норм, влекущих безусловную отмену либо изменение решения суда, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Магаданского городского суда от 16 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - капитана судна " ... " Р.А.Н., оставить без изменения, жалобу Р.А.Н. - без удовлетворения.
Судья
Магаданского областного суда: подпись А.А. Кречетов
Верно:
Судья Магаданского областного суда А.А. Кречетов
21 февраля 2014 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.