Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 17 октября 2013 г. по делу N 33А-1347
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего Караблина А.А.,
судей: Неустроева В.С. и Лаврентьева В.В.,
при секретаре Егоршиной Е.С., с участием заявителя, его представителя ФИО5, представителя командира войсковой части N ФИО6 и военного прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа советника юстиции Гаджиметова Т.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя командира войсковой части N на решение Тверского гарнизонного военного суда от 30 июля 2013 года, согласно которому удовлетворено заявление бывшего военнослужащего войсковой части N старшего сержанта в отставке ФИО1 об оспаривании действий командира войсковой части N, связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части без обеспечения жильем.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В., объяснения представителя командира войсковой части N в обоснование доводов апелляционной жалобы, заявителя и его представителя, возражавших против ее удовлетворения и заключение прокурора полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 проходил военную службу по контракту в войсковой части N.
Приказом командира войсковой части N от 24 апреля 2013 года N 79 с/ч он был уволен с военной службы в отставку на основании подп. "г" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности военной службе" - по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.
Приказом командира вышеуказанной воинской части от 13 июня 2013 года N 117 с/ч заявитель был исключен из списков личного состава воинской части с 19 июня 2013 года. При этом его выслуга лет военной службы, на дату исключения из списков личного состава воинской части, составляла 10 лет и 9 месяцев в календарном исчислении.
Поскольку он был уволен с военной службы без обеспечения жильем ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором, дополнил свои требования и просил:
- признать незаконными действия командира войсковой части N, связанные с изданием приказа от 24 апреля 2013 года N 79 с/ч в части увольнения его с военной службы и обязать его отменить этот приказ в части касающейся заявителя и восстановить его на военной службе.
- признать незаконными действий командира войсковой части N, связанных с изданием приказа от 13 июня 2013 года N 117 с/ч в части его исключения из списков личного состава, и обязать его отменить этот приказ в данной части.
Суд первой инстанции требования заявителя удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель командира войсковой части N, не соглашаясь с принятым решением, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование этого указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание, что заявитель в рапорте, написанном на имя командира войсковой части N от 12 апреля 2013 года указал, что с изданием приказа об увольнении его с военной службы он согласен.
Обращает внимание, что в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53 - ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, что было сделано в отношении заявителя командованием воинской части.
В заключение автор апелляционной жалобы указывает, что до издания приказа об увольнении заявителя с военной службы, он состоял на жилищном учете для получения служебного жилья, а для получения жилья по договору социального найма он нуждающимся не признавался, хотя рапорт на признание его нуждающимся им был подан до дня издания приказа об его увольнении с военной службы. Однако не представил все документы необходимые для постановки на жилищный учет для получения жилья по договору социального найма. 28 июня 2013 года заявитель представил документы жилищной комиссии воинской части и в настоящее время находится на жилищном учете воинской части согласно очереди для получения жилого помещения и не лишен возможности получения денежных средств за наем жилого помещения, до обеспечения его и членов его семьи жилым помещением для постоянного проживания.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Как видно из материалов дела, ФИО1, перед увольнением с военной службы в декабре 2012 года и в январе 2013 года неоднократно обращался с рапортами к командованию воинской части, в которых просил не увольнять его с военной службы без обеспечения жилым помещением. 12 апреля 2013 года ФИО1 подал рапорт, в котором просил уволить его с военной службы в отставку на основании подп. "г" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности военной службе" - по состоянию здоровья и выразил свое согласие на издание приказа об увольнении его с военной службы, но просил не исключать его из списков личного состава воинской части до обеспечения его жилым помещением по установленным нормам, а 20 апреля 2013 года им подано заявление о постановке его на учет нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания. Приказом командира войсковой части N от 24 апреля 2013 года N 79 с/ч ФИО1 уволен с военной службы в отставку на основании подп. "г" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности военной службе". Приказом командира войсковой части N от 13 июня 2013 года N 117 с/ч он был исключен из списков личного состава воинской части с 19 июня 2013 года. Решением жилищной комиссии войсковой части N от 1 июля 2013 года (протокол N 19) ФИО1 поставлен на учет нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания с даты обращения его с заявлением - с 20 апреля 2013 года.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 этого Федерального закона.
В силу п. 1 ст. 23 вышеуказанного Федерального закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 этого Федерального закона.
Согласно п. 4 ст. 3 Положения днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы.
Судебная коллегия считает, что гарнизонный военный суд, вопреки доводам апелляционной жалобы, правильно установил, что общая выслуга у ФИО1 составляет более 10 лет, он подлежит увольнению по состоянию здоровья, согласия на увольнение с военной службы с оставлением в списках лиц, нуждающихся в получении жилья, не давал.
В свою очередь, командир войсковой части N, не рассмотрев установленным порядком заявление ФИО1 о постановке его на жилищный учет, уволил заявителя с военной службы и исключил из списков личного состава части, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно признал указанные действия командира войсковой части N незаконными и обоснованно удовлетворил требования заявителя.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 327.1, п.п. 1, абз. 1 статьи 328 и статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского гарнизонного военного суда от 30 июля 2013 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командира войсковой части N - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Верно:
Судья Московского окружного
военного суда Лаврентьев В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.