Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 10 октября 2013 г. по делу N 33A-1345
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Батаева А.В. и Лаврентьева В.В.,
при секретаре Воробьеве К.С., с участием заявителя и представителя Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" ФИО6 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя начальника Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России) на решение Смоленского гарнизонного военного суда от 6 февраля 2013 года, согласно которому частично удовлетворено заявление бывшего военнослужащего Главного Управления МЧС России по Смоленской области подполковника запаса ФИО1 об оспаривании действий начальника ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" и председателя комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения военнослужащих названного учреждения, связанных с постановкой на учет нуждающихся в получении жилого помещения по месту прохождения военной службы,
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В., объяснения представителя ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в обоснование доводов апелляционной жалобы и заявителя против нее возражавшего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из материалов дела и решения суда, с августа 1981 года ФИО1 проходил военную службу в Министерстве обороны Российской Федерации и после увольнения с военной службы, в мае 2000 года, проживает в трехкомнатной "адрес" общей площадью 73,5 кв. метра по адресу: "адрес", полученной им от указанного ведомства. С июня 2000 года по указанному адресу постоянно зарегистрированы ФИО1, его жена и двое детей, а с мая 2008 года и находящаяся на его иждивении внучка.
В октябре 2000 года он повторно призван на военную службу по контракту и с ноября 2001 года проходил ее в Главном управлении МЧС по Смоленской области.
22 июня и 30 июля 2009 года ФИО1 в связи с предстоящим увольнением с военной службы обратился с рапортами о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении и предоставлении ему жилья в г. Смоленске, однако рапорта в установленном порядке разрешены не были.
Приказом МЧС России от 28 июля 2009 года N 75-ВК ФИО1 уволен с военной службы по возрасту, а приказом начальника Главного управления МЧС по Смоленской области от 30 сентября 2010 года N 86 - исключен с 17 октября того же года из списков личного состава названного управления. При этом выслуга лет заявителя в календарном исчислении составляет 28 лет.
Вступившим в законную силу решением Смоленского гарнизонного военного суда от 21 июня 2011 года на комиссию возложена обязанность рассмотреть вопрос о признании ФИО1 и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении в г. Смоленске.
Во исполнение данного судебного постановления комиссия 27 июля 2011 года (протокол N 4) рассмотрела рапорта ФИО1 и в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказала в их удовлетворении, поскольку представленные документы не подтверждают его право находиться в списке военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях.
Приказом МЧС России от 25 июля 2011 года N 398 с 1 октября 2011 года функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисковых спасательных формирований N возложены на Госэкспертизу МЧС России. При этом согласно пункту 6 данного приказа до 1 декабря 2011 года делопроизводство по учету нуждающихся в жилых помещениях надлежало передать Госэкспертизе МЧС России и ее филиалам по территориальной принадлежности.
Решением Смоленского гарнизонного военного суда от 27 октября 2011 года в удовлетворении требований ФИО1 об отмене названного решения было отказано.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского окружного военного суда от 15 декабря 2011 года, указанное решение отменено и принято новое решение, возлагающее на названную комиссию, а также начальника Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области и руководителя Федерального государственного учреждения "Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности" МЧС России, обязанность по отмене решения от 27 июля 2011 года (протокол N 4) и рассмотрению вопроса о признании ФИО1 нуждающимся в жилом помещении в г. Смоленске с составом семьи 5 человек.
Во исполнение данного судебного постановления комиссия 15 ноября 2012 года (протокол N 22) повторно рассмотрела вопрос о постановке ФИО1 на жилищный учет и в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказала в постановке его на жилищный учет, поскольку представленные документы не подтверждают его право находиться в списке военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором, с учетом последующих уточнений, просил признать незаконным и отменить решение комиссии от 15 ноября 2012 года (протокол N 22), в части его касающейся, обязать начальника Главного управления МЧС по Смоленской области, комиссию и руководителя Госэкспертизы МЧС России рассмотреть вопрос о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в г. Смоленске с составом семьи 5 человек, взыскать в его пользу судебные расходы, состоящие из оплаты государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
Гарнизонный военный суд заявление удовлетворил частично.
Суд отменил решение комиссии Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" от 15 ноября 2012 года (протокол N 22) в части отказа ФИО1 и членам его семьи (состав семьи 5 человек) на включение в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Смоленске с момента принятия указанного решения и повторно обязал комиссию Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" рассмотреть указанный вопрос.
Суд также взыскал с Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" в пользу ФИО1 расходы по оплате госпошлины - "данные изъяты" рублей.
В удовлетворении остальных требований суд отказал.
В апелляционной жалобе представитель начальника Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", просит решение суда, в части удовлетворенных требований, отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя в этой части.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее автор, ссылаясь на обстоятельства дела и п. 1 ст. 15 и ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" указывает, что при увольнении с военной службы в 2000 году заявитель Министерством обороны Российской Федерации был обеспечен жильем в избранном им постоянном месте жительства, которым является г. Ельня Смоленской области, следовательно, в соответствии с п. 14 ст. 15 указанного закона он реализовал свое право на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства за счет средств федерального бюджета и повторно обеспечиваться жильем в избранном постоянном месте жительства не должен.
Считает, что суд не принял во внимание то, что заявителем не была приложена справка о сдаче жилого помещения по рекомендуемому образцу, выданная структурным подразделением уполномоченного органа, оформленная надлежащим образом.
Полагает, что у заявителя отсутствует возможность сдать занимаемое им жилое помещение в г. Ельня МЧС России для распределения его другим военнослужащим названного ведомства.
При этом считает, что если занимаемые военнослужащими и (или) членами их семей жилые помещения по договорам социального найма хотя и могут быть при расторжении договора сданы по акту соответствующим органам местного самоуправления, но не подлежат в дальнейшем распределению в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", то при решении вопроса о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях по избранному месту жительства занимаемые ими помещения должны приниматься во внимание по аналогии с жильем, находящимся в собственности, и при превышении учетной нормы размера площади таких помещений на каждого члена семьи, установленной по избранному месту жительства, такие граждане не могут быть признаны нуждающимися в жилье по избранному месту жительства.
В заключение автор апелляционной жалобы указывает, что поскольку заявитель обеспечен жилым помещением, в котором на каждого члена его семьи приходится общей площади жилого помещения больше учетной нормы, установленной в г. Смоленске, то он не подлежит постановке на жилищный учет.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно материалам дела ФИО1 с августа 1981 года проходил военную службу и в мае 2000 года был уволен в запас. В октябре 2000 года он повторно призван на военную службу по контракту и с ноября 2001 года проходил ее в Главном управлении МЧС по Смоленской области.
В соответствии с пп. "в" п. 3 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" контракт о прохождении военной службы, заключенный с гражданином, поступающим на военную службу, на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, является первым.
Таким образом, в 2000 году ФИО1 заключен первый контракт о прохождении военной службы, что в силу п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" влечет обеспечение его на весь период военной службы лишь служебным жилым помещением.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу абз. 12 п. 1 ст. 15 того же Федерального закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления, им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1-3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - военнослужащие), осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы).
В целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства.
Для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы), заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается)), к которому прилагаются следующие документы:
а) копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;
б) выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи, а для военнослужащих, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями - о планируемом сроке увольнения с военной службы, выдаваемые в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами;
в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
г) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления;
д) копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела 22 июня и 30 июля 2009 года ФИО1 в связи с предстоящим увольнением с военной службы обратился с рапортами о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении и предоставлении ему такового в г. Смоленске.
При этом к рапортам им приложены копия финансового лицевого счета на занимаемую им квартиру, справки Федерального бюро технической инвентаризации от 19 августа 2009 года, сообщения из Управления Федеральной регистрационной службы по Смоленской области, копии ордера на занимаемое жилое помещение, договора найма, справка о составе семьи и обязательство об освобождении квартиры в г. Ельне Смоленской области при обеспечении жильем по месту военной службы.
Таким образом, заявитель постоянным местом жительства после увольнения с военной службы избрал г. Смоленск и все документы, необходимые для принятия на учет нуждающихся в получении жилого помещения в г. Смоленске, ФИО1 были представлены.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, содержащейся, в частности, в решении от 24 апреля 2001 года N ВКПИ01-23 и Определении от 9 августа 2001 года N КАС01-233, основанной на анализе п. 4 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", правовым основанием для отказа в обеспечении военнослужащего жильем могут являться право собственности, а также иные его права на другое жилое помещение и отказ военнослужащего предоставить документ, свидетельствующий о прекращении названных прав.
Как достоверно установлено по делу, ФИО1 и члены его семьи дали письменное обязательство освободить занимаемую по договору социального найма жилую площадь в г. Ельне Смоленской области не позднее двухмесячного срока после получения жилой площади по избранному месту жительства в г. Смоленске.
В связи с этим утверждение автора апелляционной жалобы о том, что наличие у ФИО1 жилого помещения, полученного от Министерства обороны РФ в г. Ельне Смоленской области, препятствует получению им жилья в г. Смоленске, следует признать необоснованным.
Не основан на нормах материального права и довод апелляционной жалобы о том, что при решении вопроса о признании ФИО1 и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении следует учитывать площадь занимаемого им жилого помещения, предоставленного ему в городе Ельне Смоленской области.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, о другой правовой оценке установленных обстоятельств и доказательств по делу направлены на иное толкование норм материального права и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда первой инстанции.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы должностного лица.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смоленского гарнизонного военного суда от 6 февраля 2013 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Верно:
Судья Московского окружного
военного суда В.В. Лаврентьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.