Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 13 марта 2014 г. по делу N 33А-360
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Уланова А.Е.,
судей: Неустроева В.С.,
Линкина А.И.,
при секретаре Потанине Н.А., с участием представителя заявителя Добряка И.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 18 декабря 2013 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления прапорщика запаса Соломатина ФИО8 об оспаривании действий начальника 1 отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - начальник отдела РУЖО МО РФ), связанных с отказом заявителю в постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Линкина А.И., объяснения представителя заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, Соломатин в связи с увольнением с военной службы по состоянию здоровья со ДД.ММ.ГГГГ был исключен из списков личного состава воинской части. Решением начальника отдела РУЖО МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N ему и членам его семьи (жена, сын "данные изъяты" года рождения) было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку в феврале 2007 года он совершил сделку по отчуждению имеющейся у него собственности, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 68 кв.м. и на момент его увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части не прошло предусмотренных ст. 53 ЖК РФ пяти лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Полагая свои права нарушенными, Соломатин обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным названное решение начальника отдела РУЖО МО РФ, обязать это должностное лицо отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ N N и признать его и членов его семьи нуждающимися в получении жилья по договору социального найма, включив их в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления Соломатина отказано.
В апелляционной жалобе представитель заявителя просит решение гарнизонного военного суда отменить по основаниям, предусмотренным ст. 330 ГПК РФ, и принять по делу новое решение, удовлетворив требования Соломатина.
В обоснование апелляционной жалобы обращает внимание на то, что в период прохождения военной службы жилищной комиссией воинской части не рассматривалось заявление Соломатина о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях.
Указывает на то, что вступившим в законную силу решением Московского гарнизонного военного суда от 5 августа 2011 года на руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации была возложена обязанность по рассмотрению этого заявления. Решение суда длительное время не исполнялось, и только ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела РУЖО МО РФ решением N Соломатину и членам его семьи было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях. Таким образом, считает автор апелляционной жалобы, на момент принятия указанного решения прошло более пяти лет, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ, с момента совершения заявителем в феврале 2007 года сделки по отчуждению имеющейся у него собственности.
Однако названные обстоятельства не были приняты во внимание судом при рассмотрении по существу заявления Соломатина.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Так, согласно статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок и основания признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, включения их в списки очередников на получение таковых, обеспечения жильем и снятия с жилищного учета регламентирован Жилищным кодексом Российской Федерации, вышеприведенным Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами.
Пункт 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определяет, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством на Министерство обороны Российской Федерации возлагается обязанность по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, признанных на момент увольнения с военной службы нуждающимися в получении жилого помещения в установленном порядке.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Пунктом 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, определено, что военнослужащие и члены их семей не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением права пользования жилым помещением, выделением доли жилого помещения собственниками, отчуждением жилого помещения или его части.
Частью 4 статьи 50 ЖК РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях. При этом часть 5 этой же статьи ЖК РФ определяет, что учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Из решения администрации "адрес" от 22 февраля 2006 года N17 следует, что учетная норма составляет 10 кв.м. общей площади.
Согласно материалам дела в феврале 2007 года Соломатин совершил сделку по отчуждению имеющейся у него собственности, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 68 кв.м.
Следовательно, заявитель и члены его семьи (жена, сын "данные изъяты" года рождения) до февраля 2007 года не являлись нуждающимися в жилом помещении.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что на момент увольнения Соломатина с военной службы и исключения его из списков личного состава воинской части (2 сентября 2010 года) не прошло предусмотренных ст. 53 ЖК РФ пяти лет со дня совершения указанных намеренных действий, а поэтому обоснованно признал законным оспоренное заявителем решение начальника отдела РУЖО МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N об отказе ему и членам его семьи в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование указанных норм законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327.1, 329 и п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского гарнизонного военного суда от 18 декабря 2013 года по заявлению Соломатина ФИО9 оставить без изменения, а апелляционную жалобу его представителя - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.