Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Зишихиной Н.Г.,
судей Будылка А.В., Кудря Т.Л.,
при секретаре Квасовой Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барт В.И. к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении жилого помещения по апелляционной жалобе Министерства образования Омской области на заочное решение Центрального районного суда города Омска от 05 декабря 2013 года об удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Будылка А.В., объяснения Барт В.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Барт В.И. обратился в суд с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указал, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители были лишены родительских прав по решению Первомайского районного суда города Омска от 24 мая 2001 года. Барт В.И. был определён в детский дом, где находился на полном государственном обеспечении.
В 2012 году постановлением администрации города Омска Барт В.И. был принят на регистрационный учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К настоящему времени жильё не предоставлено, он проживает, где придется.
Уточнив требования, просил обязать ответчиков предоставить ему жилое помещение специализированного жилого фонда на основании порядка утвержденного правительством Омской области N 284-п от 19.12.2012 года.
В судебном заседании Барт В.И. исковые требования поддержал в полном объеме.
Дело рассмотрено в отсутствии ответчиков в порядке заочного производства.
Решением суда Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области обязаны предоставить Барту В.И., 01.12.1990 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п.
В апелляционной жалобе Министерство образования Омской области просит решение суда отменить. Указывает, что право истца на обеспечение жилым помещением ответчик не оспаривал. Полагает, что Министерство образования Омкой области выполнило все необходимые действия для обеспечения Барт В.И. жильем в рамках полномочий, возложенных на него Порядком предоставления жилых помещений данной категории лиц, и жилищные прав истца не нарушены. Кроме того вынесенное решение нарушает права и законные интересы иных детей-сирот, которые были поставлены на учет ранее истца.
О слушании дела по апелляционной жалобе стороны извещены надлежаще, для участия в судебном заседании стороны не явился истец, возражавший против удовлетворения жалобы.
Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Статьёй 40 Конституции РФ каждому гарантировано право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет.
Жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях по их заявлению, поданному по достижении ими возраста 18 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по приведённым основаниям и в указанном порядке сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как следует из материалов дела, Барт В.И. родился " ... ", его родители Барт Т.А. и Барт И.Э. были лишены родительских прав в его отношении решением Первомайского районного суда города Омска от 24 мая 2001. Приказом Управления образования Администрации города Омска от 28 мая 2001 года Барт В.И. определен в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Находился в различных учреждениях указанного типа на полном государственном обеспечении до сентября 2008 года.
Барт В.И. в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится, зарегистрирован по месту жительства в ГОУ ОО "Детский дом N 1".
Постановлением Администрации города Омска от 28 сентября 2012 года Барт В.И. принят на регистрационный учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На момент принятия истца на учет для предоставления жилья его возраст составлял менее 23 лет. Ответчиками не оспаривалось то, что до настоящего времени истцом жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения либо по договору социального найма не получено. Закрепленного жилого помещения истец не имеет.
Суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства и установив указанные обстоятельства, пришел к правильному выводу об удовлетворении требования истца.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, согласно которому приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущества и Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по предоставлению Барт В.И. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, поскольку возможность предоставления жилого помещения истцу обусловлена деятельностью всех названных органов исполнительной власти Омской области.
Податель апелляционной жалобы указывает на недоказанность нарушений прав истца Министерством образования Омской области, ссылаясь на то, что в 2013 году в соответствии с пунктом 4 Порядка им сформированы заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области, и направлены в Минимущества Омской области и Минстроительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Вместе с тем, согласно приведённым выше нормам права по достижении истцом возраста 18 лет ему должно было быть предоставлено жилое помещение, поэтому включение его в соответствующий список, направление соответствующей заявки о соблюдении его прав не свидетельствует, поскольку жилое помещение истцу не предоставлено.
Включение истца в формируемый Министерством образования Омской области список не свидетельствует о безусловном предоставлении Барт В.И. жилого помещения и выполнении возложенных на Министерство обязанностей.
Ссылка подателя жалобы на то, что предоставление жилья возможно только после окончания строительства жилых помещений, регистрации права собственности Омской области на них и включения их в специализированный жилищный фонд, о выполнении Министерством образования возложенных на него обязанностей не свидетельствует и на законность постановленного решения не влияет.
Учитывая изложенное, довод апелляционной жалобы о недоказанности нарушений прав истца Министерством образования Омской области является необоснованным и судебной коллегией отклоняется. После постановки истца на учет в качестве нуждающейся жилое помещение ему не предоставлено, действий, направленных непосредственно на реализацию данного права Министерством образования Омской области совершено не было.
Указание в жалобе на то, что в список, формируемом Министерством образования Омской области, истец включен и его право будет реализовано, является не убедительным, поскольку о безусловном предоставлении Барт В.И. жилого помещения и выполнении возложенных на Министерство обязанностей не свидетельствует.
Ссылка в жалобе на нарушение прав и законных интересов иных лиц (детей-сирот), которые были поставлены на учет ранее истца, состоятельной не является, поскольку в резолютивной части решения суда содержится указание на обеспечение истца жилой площадью в соответствии с Порядком. Выводов о праве истца именно на внеочередное получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда решение суда не содержит.
При рассмотрении исковых требований суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения нет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Центрального районного суда города Омска от 05 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.