Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей Иволгиной Н.В., Илларионова А.В.
при секретаре Жуковой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 марта 2014 года в г. Омске дело по апелляционной жалобе представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" " ... " на решение Таврического районного суда Омской области от 17 декабря 2013 года, которым постановлено: "Заявление Сальвассер Елизаветы Петровны о признании незаконным решения должностного лица об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, об обязании внести сведения о ранее учтенном земельном участке, о взыскании судебных расходов, удовлетворить.
Признать незаконным решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" от " ... " N " ... ".
Обязать филиал Федерального государственного учреждения "ФКП Росреестра" по Омской области внести сведения о ранее учтенном земельном участке по свидетельству на право собственности на землю от " ... ", выданному на имя " ... ".
Взыскать с филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области в пользу Сальвассер Елизаветы Петровны судебные расходы в сумме " ... " руб.".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Илларионова А.В., судебная коллегия областного суда
УСТАНОВИЛА:
Сальвассер Е.П. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения должностного лица Межрайонного отдела N " ... " (Таврический район) филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (далее также - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, орган кадастрового учета) от " ... " N " ... " об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, возложении обязанности внести сведения о ранее учтенном земельном участке, указав, что на основании решения президиума Омского районного Совета народных депутатов от " ... " N " ... " администрацией Новоомского сельского Совета Омского района Омской области ей был выделен земельный участок для ведения дачного хозяйства, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю. На ее заявление о предоставлении кадастрового паспорта филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области дан ответ от " ... " о том, что предоставленный ей земельный участок N " ... " в " ... " не сформирован и в государственном кадастре недвижимости не учтен. При этом в ответе указано, что представленное свидетельство на право собственности на землю является основанием для внесения сведений о ранее учтенном земельном участке, для чего ей необходимо подать соответствующее заявление и оригинал свидетельства. " ... " она в соответствии с указаниями филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области представила соответствующее заявление. Решением инженера 2 категории Межрайонного отдела N " ... " (Таврический район) филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от " ... " N " ... " во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости отказано в связи с тем, что свидетельство на право собственности на землю выдано неуполномоченным лицом. Полагала данное решение незаконным, поскольку выданное ей свидетельство на право собственности на землю не признано недействительным.
В судебном заседании заявитель Сальвассер Е.П. не участвовала, ее представитель Белинская А.В. заявленные требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица - ФГБУ "ФКП Росреестра" " ... " в судебном заседании полагала оспариваемое решение законным.
Представитель заинтересованного лица - администрации Омского муниципального района Омской области в судебном заседании не участвовал при надлежащем извещении.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" " ... " просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что п. 3 Указа Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", действовавшим в момент выдачи Сальвассер Е.П. свидетельства на право собственности на землю от " ... ", предусматривалось, что при первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации. Документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или права пользования земельными участками, выданные после вступления в силу данного Указа органами исполнительной власти и местного самоуправления без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными. Свидетельство на право собственности на землю, выданное Администрацией Новоомского сельского Совета после вступления в силу Указа Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", является недействительным на основании приведенных положений п. 3 данного Указа. Ссылается также на то, что государственный кадастровый учет земельного участка возможен на основании межевого плана и заявления в соответствии со ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области " ... ", поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Сальвассер Е.П. Белинскую А.В., выразившую согласие с решением суда, судебная коллегия областного суда приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, согласно представленному заявителем свидетельству на право собственности на землю, выданному " ... " Администрацией Новоомского сельского Совета, решением Президиума Омского районного Совета народных депутатов от " ... " N " ... " " ... " предоставлен земельный участок N " ... " площадью " ... " га в " ... " (л.д. " ... ").
" ... " после заключения " ... " брака с " ... " присвоена фамилия " ... " (л.д. " ... ").
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 данного Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются учтенными. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Как следует из имеющегося в материалах дела уведомления филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от " ... " N " ... ", земельный участок, расположенный по адресу: " ... ", не сформирован и в государственном кадастре недвижимости (далее также - ГКН) не учтен.
Согласно ч. 7 ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", если сведения и документы о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном земельном участке, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы кадастра при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный земельный участок и представленного таким лицом.
" ... " представитель Сальвассер Е.П. Белинская А.В. обратилась в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области с заявлением о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: " ... ", представив свидетельство на право собственности на землю от " ... ", выданное Администрацией Новоомского сельского Совета на основании решения Президиума Омского районного Совета народных депутатов от " ... " N " ... ".
Решением инженера 2 категории Межрайонного отдела N " ... " (Таврический район) филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от " ... " N " ... " заявителю отказано во внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - вышеуказанном земельном участке. Отказывая во внесении в ГКН таких сведений, должностное лицо органа кадастрового учета руководствовалось положениями п. 34 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42, указав, что в представленных документах отсутствуют основания для внесения в ГКН сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном, поскольку представленное свидетельство на право собственности на землю от " ... " выдано неуполномоченным органом, учитывая, что п. 2 Указа Президента РФ от 11.12.1993 N 2130 регистрация и оформление документов о правах на земельные участки с 11.12.1993 были возложены на Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Удовлетворяя заявление Сальвассер Е.П. об оспаривании названного решения должностного лица органа кадастрового учета, суд исходил из того, что земельный участок был предоставлен Сальвассер Е.П. в установленном законом порядке, при этом факт выдачи заявителю свидетельства на право собственности на землю Администрацией Новоомского сельского Совета не может явиться основанием для ущемления прав Сальвассер Е.П., поскольку невыполнение уполномоченными органами, а именно Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальными органами на местах, обязанностей по регистрации и оформлению документов о правах на земельные участки не может ограничивать права заявителя на земельный участок.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Исходя из положений ч. 7 ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в ГКН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий земельный участок.
В то же время, принимая во внимание положения ч. 3 указанной статьи, для включения сведений о ранее учтенном земельном участке в ГКН необходимо, чтобы документы, представленные заинтересованным лицом в орган кадастрового учета с целью внесения в ГКН сведений о ранее учтенном земельном участке, содержали описание ранее учтенного земельного участка, вносимое в кадастр с учетом предусмотренного ст. 7 названного Федерального закона состава сведений. Кроме того, по смыслу ч. 7 ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" документ, устанавливающий или подтверждающий право заинтересованного лица на земельный участок, должен быть выдан уполномоченным органом (организацией), отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания.
Аналогичное толкование закона изложено в письме Минэкономразвития РФ от 18.02.2010 N 2321-ИМ/Д23 "Об основаниях внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках".
Согласно разъяснению, изложенному в этом письме, при проведении органом кадастрового учета проверки на предмет наличия в представленных (поступивших) документах оснований для включения в кадастр сведений о земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости необходимо принимать во внимание, что документы, устанавливающие или подтверждающие право на ранее учтенный земельный участок, являются не только основаниями для включения сведений о соответствующем ранее учтенном земельном участке в кадастр, но и могут являться документами, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на такой земельный участок или осуществляется признание прав на соответствующий земельный участок в ином установленном федеральным законом порядке.
Такое разъяснение дано исходя из того, что в силу п. 2 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с посл. изм. и доп.) государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, возможна только на основании таких актов (свидетельств) о праве, которые выданы уполномоченными органами в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания данных актов (свидетельств).
На момент выдачи Сальвассер ( " ... ") Е.П. свидетельства на право собственности на землю от " ... " действовал Указ Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России".
Согласно п. 3 данного Указа (в ред. от 24.12.1993) каждому собственнику земельного участка выдается свидетельство на право собственности на землю, которое подлежит регистрации в регистрационной (поземельной) книге. При первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации.
В п. 2 Указа Президента РФ от 11.12.1993 N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость", также действовавшего на момент выдачи заявителю свидетельства, определено, что регистрация и оформление документов о правах на земельные участки возложены на Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах.
Вместе с тем из материалов дела следует, что свидетельство на право собственности на землю от " ... " выдано Сальвассер ( " ... ") Е.П. Администрацией Новоомского сельского Совета, а не территориальным органом указанного выше Комитета, то есть выдано органом, не уполномоченным в соответствии с названными Указами Президента РФ.
В силу п. 3 Указа Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или права пользования земельными участками, выданные после вступления в силу данного Указа органами исполнительной власти и местного самоуправления без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными.
Из представленной в материалы дела копии свидетельства на право собственности на землю от " ... " видно, что данный документ не содержит отметок о регистрации его в соответствующем комитете по земельным ресурсам и землеустройству.
Также надлежит учесть, что исходя из п.п. 1, 3 Порядка выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденного Роскомземом 20.05.1992, представленное Сальвассер Е.П. свидетельство на право собственности на землю является лишь документом, удостоверяющим право, и могло быть выдано только на основании решения о предоставлении земельного участка, которое в свою очередь является документом, влекущем возникновение права на земельный участок (правоустанавливающим документом).
В качестве документа, на основании которого Сальвассер ( " ... ") Е.П. предоставлен в собственность земельный участок, то есть в качестве правоустанавливающего документа, в свидетельстве от " ... " указано решение Президиума Омского районного Совета народных депутатов от 06.02.1992 N 17.
Статьей 80 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 25.04.1991, предусматривалось, что земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставляются местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, сославшись в решении на названные положения Земельного кодекса РСФСР, указал на предоставление заявителю земельного участка в установленном порядке, однако решение (копия решения) Президиума Омского районного Совета народных депутатов от " ... " N " ... " в материалах дела отсутствует.
Согласно имеющемуся в деле ответу архивного отдела организационно-кадрового управления Администрации Омского муниципального района Омской области от " ... ", решения Президиума Омского районного Совета народных депутатов Омской области переданы на хранение в КУ Омской области "Исторический архив Омской области".
Как следует из ответа КУ Омской области "Исторический архив Омской области" от " ... " N " ... ", представленного в суд апелляционной инстанции по запросу, в архивном фонде Омского райисполкома в решениях Президиума Омского районного Совета народных депутатов решение Президиума N " ... " от " ... " отсутствует. Имеется решение N " ... " от " ... " "О предоставлении земельного участка гр. " ... " для организации крестьянского хозяйства". Решений от " ... " в фонде нет. В имеющихся решениях Президиума Омского райисполкома ( " ... ") и в протоколах заседания Малого Совета ( " ... ") " ... " не значится.
Согласно п. 34 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42, отсутствие в представленных (поступивших) документах оснований для внесения в ГКН сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном является основанием для принятия органом кадастрового учета решения об отказе во внесении сведений (при выполнении кадастровых процедур, связанных с внесением сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, внесением кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия).
Поскольку материалами дела не подтверждается факт выдачи свидетельства на право собственности на землю от " ... " уполномоченным лицом в порядке, установленном законодательством, действовавшим на момент выдачи указанного свидетельства, у суда отсутствовали предусмотренные ст. 258 ГПК РФ основания для удовлетворения заявления Сальвассер Е.П. о признании незаконным решения должностного лица органа кадастрового учета об отказе во внесении в ГКН на основании названного свидетельства сведений о ранее учтенном земельном участке, возложении на орган кадастрового учета обязанности внести в ГКН такие сведения.
При изложенных выше обстоятельствах ссылки заявителя на то, что свидетельство на право собственности на землю от " ... " никем не оспорено, не опровергают законность принятого решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Указанное свидетельствует о наличии названных в ч. 1 ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований, заявленных Сальвассер Е.П., в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Таврического районного суда Омской области от 17 декабря 2013 года отменить, принять новое решение.
В удовлетворении заявления Сальвассер Елизаветы Петровны о признании незаконным решения должностного лица Межрайонного отдела N " ... " (Таврический район) филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области от " ... " N " ... " об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.