Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Зашихиной Н.Г.,
судей Будылка А.В., Дьякова А.Н.,
при секретаре Кучуковой Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пекарь Е.С. к Правительству Омской области, Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении жилого помещения по апелляционной жалобе Министерства образования Омской области на решение Центрального районного суда города Омска от 09 января 2014 года об удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Будылка А.В., объяснения Пекарь Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пекарь Е.С., " ... " года рождения, обратилась в суд с иском к Правительству Омской области, Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование требований указала, что с ноября 2003 года находилась под опекой бабушки Пекарь Г.Е., поскольку ее мать решением Кировского районного суда города Омска от 01.10.2003 года была лишена в отношении нее родительских прав. Отца истец не знала, сведения о нем в актовой записи о рождения записаны со слов матери. За Пекарь Е.С. было закреплено жилое помещение, однако распоряжением Министерства образования Омской области от 09.08.2013 года установлен факт невозможности проживания в данном жилом помещении. В 2013 году она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Снимает квартиру, поскольку жилья не имеет.
В процессе подготовки дела к участию в судебном разбирательстве в качестве соответчика было привлечено Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Уточнив требования к надлежащим ответчикам, просила обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании истец Пекарь Е.С. иск поддержала.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области Огнева Е.А. возражала против удовлетворения иска, так как истец включена в список лиц указанной категории, которые нуждаются в предоставлении жилых помещений, в связи с чем ее право не нарушено. Жилое помещение будет ей предоставлено в порядке очередности.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Правительства Омской области, Министерства образования Омской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Решением суда на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области возложена обязанность предоставить Пекарь Е.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284- п.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования Омской области Аленчикова И.В. просит отменить решение Центрального районного суда города Омска, в удовлетворении требований Пекарь Е.С. отказать. Указывает, что Министерством образования Омской области были проведены предусмотренные законом действия. Истцом не доказан факт нарушения данным Министерством ее права на предоставление жилого помещения, а также не подтвержден факт наличия бездействия по принятию мер, направленных на создание ей возможности реализовать данное право. Полагает, что Министерством образования проведены все необходимые меры по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в 2013 году. Кроме того, отмечает, что резолютивная часть решения должна содержать конкретные данные о том, кто из ответчиков какие действия должен произвести, что не указано судом первой инстанции. Считает, что вынесенное решение нарушает права и законные интересы иных детей-сирот, которые были поставлены на учет ранее истца, а также нарушает принцип равенства всех перед законом и судом.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Пекарь Е.С. апелляционную жалобу на решение суда просит оставить без удовлетворения.
О слушании дела по апелляционной жалобе стороны извещены надлежаще. Для участия в деле явилась истец, возражавшая против удовлетворения жалобы.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет.
Как следует из материалов дела, матерью Пекарь Е.С., " ... " года рождения, является Пекарь Н.Б., отец записан в актовой записи о рождении истца со слов матери.
Решением Кировского районного суда города Омска от 01 октября 2003 года Пекарь Н.Б. лишена родительских прав в отношении дочери Пекарь Е.С. и сына Пекарь А.С.
Приказом Управления образования Администрации города Омска от 04 ноября 2003 года N 4129од над истцом установлена опека, опекуном назначена Пекарь Г.Е. За истцом закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: " ... ".
Пекарь Е.С. зарегистрирована по адресу квартиры, которая на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан принадлежит ей на праве общей долевой собственности, доля в размере 1/9.
Другой жилой недвижимости истец не имеет.
09 августа 2013 года распоряжением Министерства образования Омской области N 2209 был установлен факт невозможности проживания истца в жилом помещении по адресу: город Омск, улица б-р Архитекторов, дом 3, корпус 8, квартира 261, в связи с тем, что в нем на законном основании проживает ее мать, лишенная родительских прав. Кроме того, указанным распоряжением Пекарь Е.С. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. По сведениям Министерства образования Омской области ее номер в списке по состоянию на 19 декабря 2013 года - 592.
Ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени Пекарь Е.С. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения либо по договору социального найма не получила, также не оспаривалось ее право стоять в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Требование истца удовлетворено судом правильно.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, согласно которому приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущества и Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по предоставлению Пекарь Е.С. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, поскольку возможность предоставления жилого помещения истцу обусловлена деятельностью всех названных органов исполнительной власти Омской области.
Податель апелляционной жалобы указывает на недоказанность нарушений прав истца Министерством образования Омской области, ссылаясь на то, что в 2013 году в соответствии с пунктом 4 Порядка им сформированы заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области, и направлены в Минимущества Омской области и Минстроительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Включение истца в формируемый Министерством образования Омской области список не свидетельствует о безусловном предоставлении Пекарь Е.С. жилого помещения и выполнении возложенных на Министерство обязанностей.
Ссылка подателя жалобы на то, что предоставление жилья возможно только после окончания строительства жилых помещений, регистрации права собственности Омской области на них и включения их в специализированный жилищный фонд, о выполнении Министерством образования возложенных на него обязанностей не свидетельствует и на законность постановленного решения не влияет.
Учитывая изложенное, довод апелляционной жалобы о недоказанности нарушений прав истца Министерством образования Омской области является необоснованным и судебной коллегией отклоняется. После постановки истца на учет в качестве нуждающегося жилое помещение ему не предоставлено, действий, направленных непосредственно на реализацию данного права Министерством образования Омской области совершено не было.
Указание в жалобе на то, что в список, формируемый Министерством образования Омской области, истец включена и её право будет реализовано, является не убедительным, поскольку о безусловном предоставлении Пекарь Е.С. жилого помещения и выполнении возложенных на Министерство обязанностей не свидетельствует.
Ссылка в жалобе на нарушение прав и законных интересов иных лиц (детей-сирот), которые были поставлены на учет ранее истца, состоятельной не является, поскольку в резолютивной части решения суда содержится указание на обеспечение истца жилой площадью в соответствии с Порядком. Выводов о праве истца именно на внеочередное получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда решение суда не содержит.
При рассмотрении исковых требований суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Омска от 09 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.