Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей Иволгиной Н.В., Илларионова А.В.
при секретаре Усмановой Г.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 5 марта 2014 года в г. Омске дело по апелляционной жалобе Линкер Вероники Владимировны на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 30 декабря 2013 года, которым постановлено: "Линкер Веронике Владимировне в удовлетворении требований о признании решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от " ... " года N " ... " о приостановлении осуществления кадастрового учета незаконным, об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей, - отказать.".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Илларионова А.В., судебная коллегия областного суда
УСТАНОВИЛА:
Линкер Вероника Владимировна обратилась с заявлением об оспаривании решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области) от " ... " N " ... " о приостановлении осуществления кадастрового учета. В обоснование заявления указала, что ей и " ... ", " ... " на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N " ... " площадью " ... " кв.м с местоположением: " ... ", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от " ... ", выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области. Данный земельный участок имеет вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства. " ... " она и другие собственники земельного участка обратились в отдел кадастрового учета филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка на вид: для индивидуального жилищного строительства. Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от " ... " N " ... " осуществление кадастрового учета приостановлено на основании п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", с указанием, что решением Совета Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от " ... " N " ... " установлены предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность в границах Омского муниципального образования для индивидуального жилищного строительства, от 400 кв.м до 1500 кв.м. С данным решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области она не согласна, полагает состоявшееся решение органа кадастрового учета незаконным и нарушающим ее права и законные интересы, поскольку решение Совета Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от " ... " N " ... " не является федеральным законном и не может служить основанием для отказа в переводе земельного участка из одной категории в другую. Действующее градостроительное законодательство не относит к числу оснований для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка превышение максимального размера земельного участка. Просила признать решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от " ... " N " ... " о приостановлении осуществления кадастрового учета незаконным, обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области устранить допущенные нарушения.
Заявитель Линкер В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица - ФГБУ "ФКП Росреестра" " ... ", действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил об отказе в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в которых указал, что в государственный кадастр недвижимости с " ... " внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером N " ... " разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства. Общая площадь земельного участка составляет " ... " кв.м. Границы земельного участка установлены в соответствии с земельным законодательством. " ... " в орган кадастрового учета с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N " ... " обратились " ... ", " ... ", Линкер В.В. с приложенной декларацией от " ... ". На основании рассмотрения представленных документов " ... " специалистами органа кадастрового учета было выявлено следующее: представленные документы, необходимые для кадастрового учета, по форме и содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", так как размер земельного участка для вида разрешенного использования "индивидуальные жилые дома до 3 этажей (включительно)" не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков. Полагает, что принятое филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области решение является законным и обоснованным. В полном соответствии с нормами земельного и градостроительного законодательства решением Совета Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области " ... " N " ... " утверждены правила землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области. " ... " органом кадастрового учета было получено письмо Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, в котором указано, что земельный участок с кадастровым номером N " ... " находится в территориальной зоне Ж-1, предназначенной для размещения индивидуальной жилой застройки и ведения личного подсобного хозяйства. Параметры градостроительных регламентов установлены частью III Правил. Так, для зоны Ж-1 минимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства составляет 400 кв.м, максимальная площадь земельного участка - 1500 кв.м. Соответственно, кадастровый учет земельных участков площадью более 1500 кв.м не допускается, поскольку противоречит требованиям градостроительного регламента. Считает, что решение органа кадастрового учета не нарушает права и свободы заявителя, так как никто не ограничивает заявителя в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации (ст. 11.4) произвести раздел земельного участка N " ... " на земельные участки, не превышающие площадь 1500 кв.м, и далее изменить вид разрешенного использования на "индивидуальные жилые дома до 3 этажей (включительно)".
Представитель Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В отзыве на заявление Администрация Усть-Заостровского сельского поселения, полагая заявление обоснованным, указала, что установленные в Правилах землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков относятся к земельным участкам, предоставляемым для индивидуального жилищного строительства, и не распространяются на земельные участки, находящиеся в собственности граждан. В соответствии с ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. При обращении в орган кадастрового учета в декларации заявителя должен быть указан тот вид разрешенного использования земельного участка, который предусмотрен градостроительным регламентом.
" ... ", " ... " в судебном заседании не участвовали, извещались судом первой инстанции о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе заявитель Линкер В.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявления. Считает необоснованным указание в решении суда на то, что земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, поскольку в действительности участок находится в границах Усть-Заостровского сельского поселения и относится к категории земель населенных пунктов, при этом земельный участок находится в территориальной зоне Ж1, предназначенной для индивидуальной застройки и ведения личного подсобного хозяйства. Ссылается на положения п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков из предусмотренных зонированием территории видов выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования, и указывает, что действующее законодательство не ограничивает право выбора вида разрешенного использования земельного участка размерами площади земельного участка. Полагает, что положения Правил землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения о максимальной площади земельного участка для индивидуального жилищного строительства распространяются на земельные участки, предоставляемые для соответствующих целей, но не на земельные участки, находящиеся в собственности, что необоснованно не было учтено судом при вынесении решения.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" " ... " просит об оставлении решения суда без изменения, полагая его законным и обоснованным, приводит доводы, изложенные ранее в судебном заседании суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. " ... ").
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заявителя Линкер В.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" " ... ", просившего апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия областного суда не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в определении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции допущено не было.
Как следует из материалов дела, Линкер Веронике Владимировне, " ... ", " ... " на праве общей долевой собственности, по " ... " доле каждому, принадлежит земельный участок с кадастровым номером N " ... " площадью " ... " кв. м, с местоположением: " ... ", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от " ... ", выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права, кадастровому паспорту земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) от " ... " " ... ", земельный участок с кадастровым номером N " ... " относится к категории земель населенных пунктов и имеет вида разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства.
" ... " собственники указанного выше земельного участка обратились в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка, приложив к заявлению декларацию от " ... ", согласно которой ими принято решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка "для ведения сельскохозяйственного производства" на вид "индивидуальные жилые дома до 3 этажей (включительно)".
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от " ... " N " ... " осуществление государственного кадастрового учета было приостановлено до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на 3 месяца.
Согласно данному решению основанием приостановления осуществления государственного кадастрового учета послужило предоставление документов, по форме и содержанию не соответствующих требованиям Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (п. 5 ч. 2 ст. 26), так как размер земельного участка для вида разрешенного использования "индивидуальные жилые дома до 3 этажей (включительно)" не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
В решении о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета указано на то, что решением Совета Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области " ... " N " ... ", которым утверждены правила землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, определены предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность в границах Омского муниципального образования для индивидуального жилищного строительства, от 400 кв.м до 1500 кв.м, тогда как площадь земельного участка с кадастровым номером N " ... " составляет " ... " кв.м.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, правильно исходил из того, что оспариваемое заявителем решение органа государственного кадастрового учета принято в соответствии с законом и права заявителя не нарушает.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
Исходя из положений п. 3 ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты являются составной частью правил землепользования и застройки, утверждение которых в соответствии со ст. 8 данного Кодекса относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу ч. 2 ст. 85 ЗК РФ, ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительными регламентами определяются, в частности, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков (п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ, п. 9 ст. 1, п. 2 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно письму Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от " ... " в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области земельный участок с кадастровым номером N " ... ", местоположение которого установлено " ... ", находится в территориальной зоне Ж-1 "Зона индивидуальной жилой застройки и ведения личного подсобного хозяйства" (согласно решению Совета Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области " ... " N " ... ").
Решением Совета Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от " ... " N " ... " утверждены Правила землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, составной частью которых являются градостроительные регламенты (часть III, статьи 29.1-30.1).
Статьей 29.1 данных Правил определены основные, условно-разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне Ж-1 "Зона индивидуальной жилой застройки и ведения личного подсобного хозяйства", при этом к основным видам разрешенного использования отнесен, в частности, такой вид, как "индивидуальные жилые дома до 3 этажей (включительно)".
В то же время ст. 29.1 названных Правил, помимо видов разрешенного использования, определены параметры разрешенного использования земельных участков, согласно которым максимальная площадь земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства, составляет 1500 кв.м, минимальная - 400 кв.м.
Поскольку площадь земельного участка с кадастровым номером N " ... ", равная " ... " кв.м, превышает указанный выше предельный (максимальный) размер площади земельных участков для осуществления индивидуального жилищного строительства, установленный градостроительным регламентом территориальной зоны Ж-1 "Зона индивидуальной жилой застройки и ведения личного подсобного хозяйства" Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, изменение вида разрешенного использования земельного участка "для ведения сельскохозяйственного производства" на вид "индивидуальные жилые дома до 3 этажей (включительно)" не может быть признано соответствующим требованиям указанного градостроительного регламента и, следовательно, ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не допускающей изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид, если это противоречит градостроительному регламенту.
В этой связи оспариваемым решением органа кадастрового учета законно и обоснованно приостановлено осуществление государственного учета изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что установленные в Правилах землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков относятся к земельным участкам, предоставляемым для индивидуального жилищного строительства, и не распространяются на земельные участки, находящиеся в собственности граждан, не могут быть приняты во внимание.
Исходя из действующего земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности вид разрешенного использования земельных участков представляет собой определенный вид деятельности, осуществление которого на земельном участке не противоречит градостроительному регламенту.
В силу п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
По смыслу данных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации установление в градостроительном регламенте предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, на которых возможно (разрешено) осуществление того или иного вида градостроительной деятельности, направлено на то, чтобы упорядочить осуществление такой деятельности, задать разрешенные параметры ее осуществления в соответствующей территориальной зоне.
В силу п. 2.18* Строительных норм и правил 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78, предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства устанавливаются местными органами власти.
Исходя из положений п. 9 ст. 1, п. 2 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 2.18* названных Строительных норм и правил устанавливаемые органом местного самоуправления предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства распространяются не только на правоотношения по предоставлению земельных участков, но и на правоотношения по изменению видов разрешенного использования земельных участков на такой вид, как индивидуальное жилищное строительство, учитывая, что подобное изменение влечет возникновение права осуществления соответствующего вида градостроительной деятельности.
Из ст. 29.1 Правил землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, утвержденных решением Совета Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области " ... " N " ... ", следует, что, определяя максимальную площадь земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства, в размере " ... "., орган местного самоуправления по сути установил тем самым и параметры разрешенного использования земельных участков для индивидуального жилищного строительства, поскольку указанная площадь определена в разделе градостроительного регламента "Параметры разрешенного использования", иных положений, касающихся максимальной площади земельных участков для индивидуального жилищного строительства, названные Правила не содержат, тогда как в силу приведенных выше положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, Строительных норм и правил 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" устанавливаемые предельные размеры земельных участков распространяются, в частности, на правоотношения по изменению вида разрешенного использования земельного участка.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что исходя из п. 2 ст. 7 ЗК РФ, ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков из предусмотренных зонированием территории видов выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого заявителем решения органа кадастрового учета.
В системе действующего нормативного правового регулирования приведенные положения п. 2 ст. 7 ЗК РФ, п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предполагают отсутствие необходимости проведения публичных слушаний и получения разрешения об изменении вида разрешенного использования земельного участка в тех случаях, когда предполагаемый к установлению вид разрешенного использования относится к числу основных или вспомогательных в границах территориальной зоны, учитывая, что для получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка требуется проведение публичных слушаний и получение разрешения на условно разрешенный вид использования (ч. 6 ст. 37, ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем указанные положения п. 2 ст. 7 ЗК РФ, ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации не исключают действие подлежащих применению в настоящем случае положений ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, исходя из которой изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования должно осуществляться в соответствии с градостроительным регламентом, то есть, в том числе, с учетом установленных градостроительным регламентом предельных размеров земельных участков.
Доводы заявителя Линкер В.В., приведенные и в апелляционной жалобе, о нарушении оспариваемым решением органа кадастрового учета ее прав в отношении земельного участка являются необоснованными, поскольку оспариваемое решение основано на положениях действующего законодательства и не препятствует совершению заявителем в отношении земельного участка, сособственником которого она является, любых действий, не противоречащих закону и иным правовым актам (ст. 209 ГК РФ). Надлежит учесть и то, что действующее законодательство не исключает возможности раздела земельного участка (ст. 11.4 ЗК РФ) с последующим изменением в установленном порядке вида разрешенного использования в отношении вновь образованных земельных участков, соответствующих предельным размерам и иным требованиям законодательства.
Ошибочное указание суда на то, что земельный участок с кадастровым номером N " ... " относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, учитывая, что в действительности, как следует из свидетельств о государственной регистрации права, данный участок относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием "для ведения сельскохозяйственного производства", не повлекло принятие судом неправильного по существу решения.
Судом по делу постановлено законное и обоснованное решение, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для его изменения или отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 30 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Линкер Вероники Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.