Судья Оренбургского областного суда Новоженина О.Р., при секретаре Ермакович З.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора по Оренбургской области по охране природы, главного специалиста-эксперта отдела экологического контроля Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области Чаплыгина Д.А. на постановление судьи Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 09 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области,
УСТАНОВИЛ:
26 августа 2013 года должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области во исполнение приказа от 20 августа 2013 года N ПР/Н-201 "О проведении рейдовой проверки" на основании сведений, поступивших из ГТРК " О." 31 июля 2013 года о нарушении требований природоохранного законодательства проведена рейдовая проверка в районе с. Чесноковка Переволоцкого района и Оренбургского района и прилегающей к населенному пункту территории.
26 сентября 2013 года государственным инспектором по Оренбургской области по охране природы, главным специалистом-экспертом отдела экологического контроля Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области Чаплыгиным Д.А. составлен протокол об административном правонарушении N ***, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Из данного протокола следует, что на территории с. Чесноковка, в 20 метрах от р. Урал, возле дома N *** по ул. Ш. выявлен объект несанкционированного размещения отходов содержания животных и птиц (навоз), который представляет собой участок приблизительной площадью - 10 кв. м. Данная свалка не имеет водонепроницаемого покрытия, отсутствует обваловка, защита от воздействия атмосферных осадков. Географические координаты свалки: ***?? N (северной широты), ***?? Е (восточной долготы).
На территории с. Чесноковка, в 25 метрах от р. Урал, возле дома N *** по ул. Б. выявлен объект несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, который представляет собой участок приблизительной площадью - 10 кв. м. Данная свалка не имеет водонепроницаемого покрытия, отсутствует обваловка, защита от воздействия атмосферных осадков. На территории свалки преимущественно размещены отходы жилищ, отходы бумаги, пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребительские свойства, отходы содержания птиц (навоз). Географические координаты свалки: ***?? N (северной широты), ***?? Е (восточной долготы).
На территории Чесноковского сельсовета, вблизи с. Чесноковка выявлен объект несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, который представляет собой участок приблизительной площадью - 20000 кв. м. Территория свалки окопана рвом, на въезде установлены два металлических столба. Данная свалка не имеет водонепроницаемого покрытия, защиты от воздействия атмосферных осадков. На территории свалки преимущественно размещены бытовые отходы, отходы бумаги, стеклянные отходы, пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребительские свойства, навоз и др. Географические координаты свалки: ***?? N (северной широты), ***?? Е (восточной долготы).
Постановлением судьи Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 09 декабря 2013 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях администрации муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель просит об отмене постановления судьи районного суда и направлении дела на новое рассмотрение в тот же суд.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений, представленных представителем лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, заслушав лицо, составившее протокол об административном правонарушении Чаплыгина Д.А., а также представителей административного органа Н.., Р., поддержавших доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, представителя администрации муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области М., возражавшего против её удовлетворения, прихожу к следующему.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, судья первой инстанции, проанализировав положения Закона N 89-ФЗ, пришел к выводу о том, что норма ст. 8.2 КоАП РФ не предусматривает административную ответственность для неспециализированных по обращению с отходами предприятий за несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при временном содержании образовавшихся отходов до их передачи специализированной организации. Кроме того судья пришел к выводу о том, что администрация муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области не выступает в качестве юридического лица, в результате деятельности которого образуются отходы производства и потребления, а также которое непосредственно осуществляет сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение отходов и иное обращение с отходами производства и потребления.
Вместе с тем, с такими выводами судьи согласиться нельзя, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из ст. 1 Закона N 89-ФЗ обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Законом N 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Как указано в ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года
N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ( далее по тексту - Закон N 7-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 51 Закона N 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ( далее по тексту - Закон N 52-ФЗ ), регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ст. 22 Закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ( далее по тексту - Закон N 131-ФЗ ) названные полномочия относятся к вопросам местного значения поселения.
Следовательно, юридическое лицо - администрация муниципального образования, осуществляющее деятельность в области обращения с отходами, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Таким образом, у судьи первой инстанции не имелось оснований для ограничения субъектного состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами. Администрация муниципального образования выступает субъектом деятельности по обращению с отходами в границах своего муниципального образования.
Данное обстоятельство свидетельствует о неправильном применении судьёй Переволоцкого районного суда Оренбургской области нормы материального права.
В жалобе ставится вопрос об отмене постановления судьи Переволоцкого районного суда Оренбургской области и направлении дела на новое рассмотрение.
Основания отмены постановления и возвращения дела на новое рассмотрение предусмотрены п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ КоАП РФ, согласно которой по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что судьей районного суда не допущено существенных процессуальных нарушений, предусмотренных КоАП РФ, наличие которых в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП могло бы повлечь за собой отмену постановления, принятого по настоящему делу об административном правонарушении.
Иных оснований, кроме перечисленных в п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, для отмены постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении и возвращении дела на новое рассмотрение, административное законодательство не содержит.
Доводы жалобы фактически сводятся к неправильному применению судьей законодательства, регулирующего деятельность в сфере обращения с отходами, что в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ само по себе не может являться основанием для отмены постановления о прекращении производства по делу.
Как следует из содержания п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Постановлением судьи Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 09 декабря 2013 года производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области прекращено по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Изменение правового режима лица, в отношении которого вынесено постановление о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, приведет к ухудшению положения администрации муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области, что является недопустимым.
При таких обстоятельствах требование жалобы об отмене постановления судьи Переволоцкого района Оренбургской области и направлении дела на новое рассмотрение не может быть удовлетворено.
Вместе с тем решение судьи подлежит изменению путем исключения из него вывода о том, что норма ст. 8.2 КоАП РФ не предусматривает административную ответственность для неспециализированных по обращению с отходами предприятий за несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при временном содержании образовавшихся отходов до их передачи специализированной организации.
Удовлетворение жалобы в этой части не повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого производство по делу прекращено.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 09 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области изменить: исключив из него вывод о том, что норма ст. 8.2 КоАП РФ не предусматривает административную ответственность для неспециализированных по обращению с отходами предприятий за несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при временном содержании образовавшихся отходов до их передачи специализированной организации.
В оставшейся части указанное постановление оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора по Оренбургской области по охране природы, главного специалиста-эксперта отдела экологического контроля Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области Чаплыгина Д.А. - без удовлетворения.
Судья Оренбургского
областного суда Новоженина О.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.