Судья Оренбургского областного суда Новоженина О.Р., при секретаре Ермакович З.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации муниципального образования Уральский сельсовет Первомайского района Оренбургской области Шестакова А.Л. на постановление судьи Первомайского районного суда Оренбургской области от 15 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования Уральский сельсовет Первомайского района Оренбургской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Первомайского районного суда Оренбургской области от 15 декабря 2013 года администрация муниципального образования Уральский сельсовет Первомайского района Оренбургской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон N 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Как указано в ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Закон N 7-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 51 Закона N 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ( далее по тексту - Закон N 52-ФЗ ), регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ст. 13 Закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N131-ФЗ) названные полномочия относятся к вопросам местного значения поселения.
Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.
В соответствии с пунктом 18 ч. 1 ст. 5 Устава муниципального образования Уральский сельсовет Первомайского района Оренбургской области организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения.
Таким образом администрация муниципального образования Уральский сельсовет Первомайского района Оренбургской области выступает субъектом деятельности по обращению с отходами в границах своего муниципального образования.
Из материалов дела усматривается, что 24 июня 2013 года инженером-экологом ГБУ "Экологическая служба Оренбургской области" Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Ивановым В.Н., совместно с государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Оренбургской области Мурзиным В.Н. во исполнение Приказа от 16 августа 2011 года N 610 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования "Об утверждении Плана комплексных мероприятий по предотвращению, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации, с целью проверки соблюдения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, приказа заместителя руководителя Управления Росприроднадзора "О проведении рейдовых проверок" N ПН/Э-38 от 01 февраля 2013 года проведена рейдовая проверка п. Уральский Первомайского района Оренбургской области и прилегающей к населенному пункту территории.
В ходе рейдовой проверки установлено, что на территории Уральского сельсовета Первомайского района Оренбургской области, в 500 метрах на запад до населенного пункта Уральский выявлен объект несанкционированного размещения бытовых отходов в количестве 250 т., который представляет собой участок приблизительной площадью 3 га. Данная свалка не имеет водонепроницаемого покрытия, отсутствует обваловка, защита от воздействия атмосферных осадков. Географические координаты свалки: *** N (северной широты), ***Е (восточной долготы). На территории свалки преимущественно размещены отходы потребления, твердые коммунальные отходы, отходы содержания животных и птиц, отходы целлофана, пластмассовая тара, отходы резины, включая старые шины.
Факт захламления территории площадью 3 га (географические координаты свалки: *** N (северной широты), ***Е (восточной долготы)) подтверждается актом обследования места размещения отходов от 24 июня 2013 года N *** и фототаблицей к данному акту.
В силу прямого указания закона администрация муниципального образования Уральский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, к ведению которой относится сбор и вывоз отходов и мусора, должна была организовать работы по ликвидации указанного объекта несанкционированного размещения отходов, чего не было сделано.
Судья районного суда исследовал и оценил совокупность всех собранных по делу доказательств в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ и оснований не согласиться с такой оценкой доказательств не имеется. Судья правильно установил фактические обстоятельства дела, ссылаясь на положения ст. 1, ст. 8, ст. 13 Закона N 89-ФЗ, ч. 2 ст. 51 Закона N 7-ФЗ, п. 18 ч. 1 ст. 14 Закона N 131-ФЗ обоснованно,
пришел к выводу о том, что субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами. При таких обстоятельствах обоснованность привлечения администрации муниципального образования Уральский сельсовет Первомайского района Оренбургской области к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ сомнений не вызывает.
По указанным основаниям довод жалобы о том, что администрация сельсовета является ненадлежащим субъектом ответственности по делу, нельзя признать обоснованным.
Довод жалобы об отсутствии вины, а также доказательств, подтверждающих, что именно администрация осуществляла размещение отходов, отклоняется как несостоятельный в силу прямого указания закона, в частности, ст. 13 Закона N 89-ФЗ и ст. 14 Закона N 131-ФЗ, устанавливающих что организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляется органами местного самоуправления.
Не может повлечь отмену постановления по делу об административном правонарушении то обстоятельство, что административное расследование по делу фактически не осуществлялось.
Отсутствие административного расследования по настоящему делу не свидетельствует о недопустимости имеющихся в деле доказательств, на основании которых судья пришел к выводу о виновности администрации муниципального образования Уральский сельсовет Первомайского района Оренбургской области в совершении правонарушения, поскольку при возбуждении дела об административном правонарушении должностным лицом не допущено нарушений требования ст. 28.1 КоАП РФ. Отсутствие административного расследования не препятствует рассмотрению дела по существу. Данная правовая позиция выражена в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, поскольку в нем не отражены обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, является несостоятельным. Протокол об административном правонарушении был составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, все необходимые для правильного разрешения дела сведения в протоколе отражены. Процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении в отношении администрации муниципального образования Уральский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, влекущих отмену либо изменение состоявшегося судебного постановления, допущено не было.
В жалобе заявитель указывает, что фотоматериалы приобщены к делу в ходе рассмотрения протокола об административном правонарушении по существу, по причине чего они не могут быть признаны допустимыми доказательствами. Данный довод жалобы подлежит отклонению. Сведения о проведении фотосъемки внесены в акт обследования мест размещения отходов, следовательно, указанные фотоснимки являются приложением к акту, на фотографиях указаны дата, время производства съемки. Кроме того факт наличия несанкционированной свалки подтверждается иными доказательствами и не отрицается законным представителем юридического лица.
Оснований сомневаться в том, что несанкционированная свалка находится в границах указанного муниципального образования, не усматривается. Из представленных в материалах дела спутниковых фотографий местности расположения несанкционированной свалки отходов Уральского сельсовета с указанием ее координат и границ муниципального образования следует, что спорная несанкционированная свалка находится в границах муниципального образования и расположена в непосредственной близости от жилой застройки сельского поселения.
Оспаривая законность постановления заявитель указывает на то, что количество отходов на свалке определено должностным лицом примерно, без применения какой либо методики. Между тем количество отходов и порядок его определения для привлечения к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ правового значения по настоящему делу не имеет, в связи с чем данный довод не может быть принят во внимание.
Учитывая наличие на территории муниципального образования объекта несанкционированного размещения отходов, сам по себе факт заключения администрацией муниципального образования Уральский сельсовет Первомайского района Оренбургской области договора с организацией по погрузке и вывозу твердых бытовых отходов не может свидетельствовать об отсутствии в действиях юридического лица состава правонарушения.
Постановление о привлечении администрации муниципального образования Уральский сельсовет Первомайского района Оренбургской области к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ст. 8.2 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Первомайского районного суда Оренбургской области от 15 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования Уральский сельсовет Первомайского района Оренбургской области оставить без изменения, а жалобу главы администрации муниципального образования Уральский сельсовет Первомайского района Оренбургской области Шестакова А.Л. - без удовлетворения.
Судья Оренбургского
областного суда Новоженина О.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.