Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретаре Рассейно Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Крючкова В.А. на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 14 января 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Крючкова В.А.,
УСТАНОВИЛ:
14 января 2014 года установлено, что гражданин республики Узбекистан Крючков В.А., прибывший в Российскую Федерацию весной 2002 года в порядке, не требующем получения визы, по истечении установленного срока пребывания уклонился от выезда из Российской Федерации, чем нарушил требования п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 14 января 2014 года Крючков В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Крючков В.А. просит изменить постановление судьи районного суда, исключив из него указание на назначение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав объяснения Крючкова В.А. и его защитника - адвоката Минеевой Е.А., поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся, в том числе, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 2 ст. 5 указанного выше Федерального закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза.
14 января 2014 года в судебном заседании при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, судьей Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области Крючков В.А. вину в совершении административного правонарушения признал, показал, что на территории Российской Федерации проживает незаконно. При этом пояснил, что своевременно не покинул территорию Российской Федерации в связи с отбыванием наказания по приговору суда.
Факт совершения Крючковым В.А. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, подтверждается: протоколом об административном правонарушении; копией национального паспорта на имя Крючкова В.А.; письменными объяснениями Крючкова В.А.; справкой отдела УФМС по Оренбургской области в г. Орске, согласно которой Крючков В.А. на миграционном учете не состоит; рапортом сотрудника УМВД РФ по г. Орску от 14 января 2014 года о том, что 14 января 2014 года в 11 часов 30 минут по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. П., д. ***, выявлен гражданин республики Узбекистан Крючков В.А., у которого при себе имелся национальный паспорт с истекшим сроком действия, а также отсутствовала регистрация по месту жительства, в связи с чем, данный гражданин был доставлен в отдел УФМС по г. Орску.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и в жалобе заявителем не оспариваются.
Ссылка в жалобе на то, что Крючков В.А. не имел возможности оформить документы, подтверждающие право на пребывание в Российской Федерации, в связи с отбыванием наказания по уголовному делу, подлежит отклонению.
Из материалов дела следует, что Крючков В.А. осужден приговором суда по п. "а", "в" ч. 2 ст. 158 УК РФ (кража с группой лиц по предварительному сговору с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище). 06 октября 2002 года Крючков В.А. был арестован, освобожден по отбытию срока наказания 03 октября 2003 года.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на день освобождения Крючкова В.А. из мест лишения свободы) иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию до вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, не требующем получения визы, обязаны обратиться с заявлением о получении миграционной карты в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по месту своего пребывания в течение шестидесяти суток со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, получившего миграционную карту, составляет не более девяноста суток со дня получения миграционной карты.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию до вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, не требующем получения визы, и не обратившегося с заявлением о получении миграционной карты, исчисляется со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 37 названного закона).
Вместе с тем, материалами дела установлено, что Крючков В.А. после освобождения из мест лишения свободы по отбытии срока наказания (03 октября 2003 года) и по настоящее время в компетентные органы по вопросу легализации своего положения на территории Российской Федерации не обращался, проживал на территории Российской Федерации в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации.
Объективных обстоятельств, указывающих на невозможность выполнить требования миграционного законодательства, Крючковым В.А. названо не было.
При таких обстоятельствах действия Крючкова В.А. правильно квалифицированы по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
В жалобе Крючков В.А., не оспаривая факта совершения им административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, ссылается на то, что применение к нему такой меры административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, является чрезмерно суровым.
Указанные обстоятельства не могут служить основанием к отмене состоявшегося судебного постановления.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конвенции от 04.11.1950 года "О защите прав человека и основных свобод" не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Возможность назначения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ,
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Как усматривается из материалов дела, при назначении 14 января 2014 года Крючкову В.А. административного наказания судьей Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области требования ч. 2 ст. 8 Конвенции от 04.11.1950 года "О защите прав человека и основных свобод" и ст. 4.1 КоАП РФ были соблюдены, учитывался характер административного правонарушения, личность виновного и другие обстоятельства дела.
Так, судьей было принято во внимание, что Крючков В.А. длительное время находился на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих его право на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации, не принимал меры к устранению сложившейся противоправной ситуации.
Кроме того, при назначении наказания судьей учитывалась личность Крючкова В.А., который на территории Российской Федерации был осужден за совершение преступлений против собственности, отбывал наказание в исправительных учреждениях, в дальнейшем не имел постоянного заработка и дохода, проживал на территории Российской Федерации без регистрации по месту фактического проживания.
Следовательно, назначение Крючкову В.А. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим Крючковым В.А., так и другими лицами.
Довод жалобы о том, что применение к Крючкову В.А. такой меры административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, влечет нарушение его права на семейную жизнь, не является основанием к отмене (изменению) судебного постановления, поскольку брак Крючкова В.А. с гражданкой Российской Федерации О. не зарегистрирован, общих детей не имеется. Каких - либо действий по осуществлению намерения создания семьи с целью проживания с супругой в Российской Федерации Крючковым В.А. не принималось.
Вместе с тем, судьей районного суда не было учтено следующее.
При назначении административного наказания в виде административного выдворения иностранных граждан или лиц без гражданства за пределы территории Российской Федерации надлежит учитывать, что согласно п. 4 ст. 3.10 КоАП РФ административное наказание в виде административного выдворения может быть назначено в виде принудительного выдворения за пределы территории Российской Федерации или контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации. При этом указание на вид административного выдворения в постановлении по делу об административном правонарушении является обязательным.
В постановлении о назначении административного наказания от 14 января 2014 года судья районного суда, применяя к Крючкову В.А. содержание в специальном учреждении для помещения иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, не указал форму административного выдворения.
При таких обстоятельствах постановление судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 14 января 2014 года подлежит изменению путем дополнения указанием на форму исполнения назначенного административного наказания - принудительное выдворение за пределы Российской Федерации.
Постановление о назначении Крючкова В.А. административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ КоАП РФ, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 14 января 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Крючкова В.А. изменить, дополнив его резолютивную часть указанием о том, что исполнение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации подлежит исполнению в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части указанное судебное постановление оставить без изменения.
Судья Оренбургского
областного суда Каширская Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.