Судья Пензенского областного суда Попов П.Г.
при секретаре Никулиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Палазника А.Н. на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Пензы от 06 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 23 октября 2013 года Палазник А.Н., как должностное лицо - глава администрации Нижнеломовского района Пензенской области, привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
По результатам рассмотрения жалобы Палазника А.Н. на указанное постановление решением судьи Железнодорожного районного суда г. Пензы от 06 декабря 2013 года постановление оставлено без изменения.
С решением суда Палазник А.Н. не согласен и принес жалобу, в которой просит решение суда отменить и производство по делу прекратить, считая его незаконным, поскольку вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, заслушав объяснения представителей Палазника А.Н., действующих по доверенности Шлейниковой М.И. и Потаповой Е.А., поддержавшие доводы жалобы и просившие отменить решение суда и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях Палазника А.Н., представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по доверенности Володина В.А., полагавшего в удовлетворении жалобы отказать, прихожу к следующим выводам.
Из дела усматривается, что вывод судьи проверившего законность и обоснованность постановления должностного лица от 23 октября 2013 года основывается на доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены судьей в соответствии с требованиями статьи 26.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 24.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выяснение причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 3 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.
В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Как было установлено решением Комиссии Пензенского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства от 11.07.2013 года, соглашение администрации г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области, администрации Нижнеломовского района Пензенской области и МУП города Нижний Ломов "Специализированное бюро ритуальных услуг", выразившееся в предоставлении администрацией города Нижний Ломов с согласия администрации Нижнеломовского района Пензенской области муниципальному предприятию в субаренду земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", привело к ограничению конкуренции на товарном рынке по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг, в том числе к ограничению доступа на указанный товарный рынок иным хозяйствующим субъектам, признаны нарушением п. 4 ст. 16 Закона "О защите конкуренции".
Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального Закона от 06.10.2003 г. N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального Закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а статья 25 указанного Федерального закона закрепляет гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающейся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе, вместе с тем, данная норма не ограничивает права иных юридических и физических лиц заниматься деятельностью на рынке ритуальных услуг. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого - либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, законом не предусмотрена.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает равные условия хозяйственной деятельности участников рынка по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, что предполагает наличие между ними соперничества.
В заявлении "данные изъяты". от 16.04.2013 года записано, что "данные изъяты" обращался в администрацию г. Нижний Ломов Пензенской области с просьбой о даче разрешения оказывать ритуальные услуги (рытье могил, захоронение умерших) на территории кладбища, которое располагается по адресу: "данные изъяты", письменный ответ на заявление им не получен.
Из письма МУП города Нижний Ломов "Специализированное бюро ритуальных услуг", направленного "данные изъяты"., усматривается, что рытье могил и пронос по кладбищу, которое располагается по ул. "данные изъяты" с 1 апреля 2013 года осуществляет МУП города Нижний Ломов "Специализированное бюро ритуальных услуг" в соответствии с договором "данные изъяты" от 01.04.2013 года.
Данные обстоятельства свидетельствуют об ограничении деятельности иных хозяйствующих субъектов на товарном рынке по организации похорон и предоставлению, связанных с ними услуг.
Указанный вывод подтверждается следующими имеющимися в деле о нарушении антимонопольного законодательства доказательствами.
Как следует из материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства, 27.03.2013 года администрация г. Нижний Ломов обращается с письмом в администрацию Нижнеломовского района Пензенской области с просьбой о даче согласия на передачу в субаренду земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" МУП города Нижний Ломов "Специализированное бюро ритуальных услуг", предоставленного администрации г. Нижний Ломов на основании договора аренды от 25.03.2013 года "данные изъяты" администрацией Нижнеломовского района земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" разрешенное использование участка "для размещения кладбища", на срок до 24.02.2014 года.
Согласно письму от 08.04.2013 г. "данные изъяты", подписанному главой администрации г. Нижнеломовского района Пензенской области Палазником А.Н., администрация Нижнеломовского района дает согласие на заключение указанной сделки.
Между администрацией г. Нижний Ломов в лице главы администрации "данные изъяты". и МУП города Нижний Ломов "Специализированное бюро ритуальных услуг" заключен договор субаренды земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" от 01.04.2013 года "данные изъяты", сроком на 10 месяцев, подписан акт приема - передачи земельного участка от 01.04.2013 года.
Пунктом 3.1 договора субаренды земельного участка предусмотрено, что субарендатор вправе передать участок (часть участка) в субаренду гражданам и юридическим лицам в пределах срока действия настоящего договора с согласия арендатора, что свидетельствует о преимущественном положении МУП города Нижний Ломов "Специализированное бюро ритуальных услуг" по отношению к другим хозяйствующим субъектам, действующим на товарном рынке по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг, что приводит (может привести) к ограничению доступа их на данных товарный рынок.
В соответствии с постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 года N 454-ст "О принятии и введение в действие ОКВЭД", деятельность по организации похорон и предоставления, связанных с ними услуг входит в группировку предоставления персональных услуг - 93.03.
Как следует из письма Федеральной службы Государственной статистики по Пензенской области от 18.06.2013 года, на территории "данные изъяты" деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг осуществляют "данные изъяты" "данные изъяты"", данный факт свидетельствует о том, что кроме МУП города Нижний Ломов "Специализированное бюро ритуальных услуг" деятельность по организации похорон и связанных с ними услуг осуществляют и иные хозяйствующие субъекты.
Согласно пункта 4 статьи 16 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции внебюджетными фондами, Центральным Банком РФ или между ними и хозяйствующими субъектами, либо осуществление этими органами и организациями согласованных, в частности к ограничению доступа на товарном рынке или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Согласно статье 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Решением Собрания представителей Нижнеломовского района Пензенской области от 17.08.2012 года "данные изъяты" главой администрации Нижнеломовского района с 18.08.2013 года назначен Палазник А.Н..
Распоряжением администрации Нижнеломовского района Пензенской области от 11.03.2013 года "данные изъяты" глава администрации Нижнеломовского района является главой исполнительно - распорядительного органа местного самоуправления и на принципах единоначалия возглавляет Администрацию Нижнеломовского района.
Таким образом, должностным лицом и судьей, при рассмотрении административного дела установлено, что должностным лицом - главой администрации Нижнеломовского района Пензенской области Палазником А.Н. в результате ненадлежащего исполнения служебных обязанностей совершено деяние, в котором содержится состав административного правонарушения, предусмотренном частью 3 статьи 14.32. Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя руководителя УФАС по Пензенской области от 23 октября 2013 года Палазник А.Н., как должностное лицо, был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда, разрешая жалобу Палазника А.Н., обоснованно согласилась с выводами должностного лица о наличии в действиях Палазника А.Н. состава инкриминируемого правонарушения.
С учетом установленных обстоятельств, обоснованность привлечения Палазника А.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сомнений не вызывает, поскольку объективная сторона состава данного административного правонарушения, выразилась в действиях Палазника А.Н. в том, что Палазник А.Н. как должностное лицо, допустил заключение соглашения администрации Нижнеломовского района Пензенской области с администрацией г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области и МУП города Нижний Ломов "Специализированное бюро ритуальных услуг", выразившееся в предоставлении администрацией города Нижний Ломов с согласия администрации Нижнеломовского района Пензенской области в субаренду земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" МУП города Нижний Ломов "Специализированное бюро ритуальных услуг", что привело к ограничению конкуренции на товарном рынке по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг, в том числе к ограничению доступа на указанный товарный рынок иным хозяйствующим субъектам.
Административное наказание Палазнику А.Н. назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы Палазника А.Н. изложенные в жалобе о том, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, является несостоятельным и опровергается материалами дела.
Довод заявителя о том, что он не был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, ему не были разъяснены его права, является несостоятельным, поскольку уведомление о составлении протокола Палазнику А.Н. направлялось, данное уведомление было получено, что подтверждается материалами дела, а при составлении протокола об административном правонарушении участвовала М.И. Шлейникова, которая представляла интересы Палазника А.Н. Права предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Шлейниковой М.И. были разъяснены, о чем в протоколе об административном правонарушении сделана соответствующая запись.
Довод заявителя о том, решение комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы от 11 июля 2013 года, не вступило в законную силу, обжалуется в Арбитражном суде Пензенской области, районным судьей рассматривался и обоснованно не был принят во внимание.
Не может повлиять на законность принятых должностным лицом и судьей районного суда решений, те обстоятельства, что, по мнению заявителя, документы которые, по мнению антимонопольного органа, привели к ограничению конкуренции, являются ничтожными, поскольку факт ограничения конкуренции был установлен должностным лицом и квалификация действий Палазника А.Н. дана правильная.
Довод Палазника А.Н. об отказе в совершении действий, путем расторжения договоров аренды и субаренды от 13.06.2013 г. до принятия решения антимонопольного комитета, не может служить основанием для освобождения от административной ответственности Палазника А.Н., поскольку должностным лицом - главой администрации Нижнеломовского района Пензенской области Палазником А.Н. не соблюдены в своей совокупности условия применения примечания статьи 14.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Свои выводы о виновности Палазника А.Н. должностное лицо и судья районного суда обосновали и не соглашаться с ними нет оснований.
Другие доводы, указанные в жалобе не могут повлиять на законность принятых должностным лицом и судьей районного суда решений.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Состоявшиеся решения сомнений в своей законности не вызывают, оснований для их отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7., статьей 30.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Железнодорожного районного суда г. Пензы от 06 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Палазника А.Н. оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Судья П.Г. Попов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.