судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Гордеевой Н.В.
судей Земцовой М.В., Макаровой С.А.
при секретаре Потаповой О.В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Земцовой М.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Пензенской области на решение Ленинского районного суда г.Пензы от 13 ноября 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Самышевой С.Н. к Министерству финансов Пензенской области о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство) удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу Самышевой С.Н. задолженность за 1999-2004 г.г. на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, в размере - "данные изъяты" рубля и индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательской способности этих денежных средств, в размере - "данные изъяты" рубля, а всего "данные изъяты" рублей.
Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи Земцовой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Самышева С.Н. обратиласьв суд с указанным иском к Министерству финансов Пензенской области, указав на то, что на основании постановления главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N над ней была установлена опека, с этого же времени была назначена выплата опекунского пособия. Во исполнение постановления его опекуну ФИО5 с 1999-2004г.г. на опекаемого было выплачено ежемесячное пособие за 1999 год - 1050 рублей, за 2000 год - "данные изъяты" рублей, за 2001 год - "данные изъяты" рублей, за 2002 год - "данные изъяты" рублей, за 2003 год - "данные изъяты" рублей, за 2004 год - "данные изъяты" рубля. Однако выплаты пособия производилась без учета фактических цен, сложившихся в регионе (Пензенской области). По мнению истца, расчет опекунского пособия должен был производиться в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в связи с чем, просила взыскать с Министерства финансов Пензенской области задолженность по выплате опекунского пособия с учетом индексации в размере "данные изъяты" рублей.
13.11.2013 года Ленинский районный суд г.Пензы постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Министерство финансов Пензенской области, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, что судом нарушены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.Министерство финансов Пензенской области считает себя ненадлежащим ответчиком, так как из бюджета Пензенской области бюджету Кузнецкого района Пензенской области были выделены денежные средства, среди которых были средства на выплату опекунских пособий, то есть органы местного самоуправления, самостоятельно распоряжались указанными денежными средствами и самостоятельно определяли в каком объеме и на обеспечение каких полномочий данные денежные средства направить. Таким образом, по мнению автора жалобы именно на органы опеки и попечительства должна быть возложена обязанность по выплате ежемесячного пособия опекунам.
Истец и представитель ответчика в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены судом своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.
Суд первой инстанции установил, что в соответствии с распоряжением главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О назначении опекунства, изменении фамилии" ФИО5 назначена опекуном над несовершеннолетней ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно выписки из распоряжения главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об изменении фамилии, о назначении денежного пособия, о назначении опекунства" ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей в "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ назначено ежемесячно денежное пособие, в размере 200 рублей до окончания обучения в школе.
Из свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ N N следует, что Самышев Е.А. и Виноград С.Н. ДД.ММ.ГГГГ заключили брак, после регистрации брака супругам присвоена фамилия "Самышевы".
Согласно справке отдела образования Кузнецкого района Пензенской области от 23.07.2013 года N N сведения о размере выплаченного пособия на опекаемого (Виноград С.Н.) с 1999 года по 2004 года отсутствуют.
Истец в исковом заявлении указывает, что на него, как на нее, как на опекаемого было выплаченоза "данные изъяты"
В соответствии со ст. 123 Конституции РФ, ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В рассматриваемом случае доказательств, подтверждающих производимые опекуну истца, выплаты в ином размере ответчиком в суд первой инстанции не представлено.
Федеральный закон от 24.07.1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " (далее - Закон) устанавливаются общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям ст. 4 Закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством
Согласно статье 5 Закона (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 24.08.2004 года N122-ФЗ) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (действовавшим на время спорных правоотношений) установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям N 1, 2, 3.
Во исполнение пункта 3 указанного Постановления Правительства РФ Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ, Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).
Пунктом 1 Положения о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 19.08.1999 года N 199, определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Следовательно, органы государственной власти Российской Федерации, установив перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате на содержание детей-сирот, тем самым определили размер пособий, средства на выплату которых необходимо было передать органам местного самоуправления из бюджета Пензенской области.
В силу положений ст. 34 Гражданского кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, которые могут наделяться отдельными государственными полномочиями.
В соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции РФ, п. 4 ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона от 28.08.1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Российской Федерации.
Таким образом, именно на органы государственной власти субъектов Российской Федерации была возложена обязанность по выплате опекунских пособий в размере, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 года N 409, которым установлены натуральные нормативы исходя из стоимости которых в каждом регионе и определяется размер опекунского пособия.
При таких обстоятельствах следует вывод, что финансовый орган субъекта Российской Федерации Министерство финансов Пензенской области является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям о взыскании задолженности по выплате опекунского пособия за 1999 - 2004 годы.
В соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 года N 409 и данными Территориального органа Федерального Комитета статистики Пензенской области, за 1999 год - "данные изъяты"
Согласно норм питания, а также нормам обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, играми, книгами воспитанников в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 года N 409, сумма расходов на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг должны составлять не менее 4% от расчетной стоимости содержания ребенка.
Соответственно размер опекунского пособия, полученных опекуном на истца в период с 1999 года по 2004 год, не соответствует размеру, установленному данным Постановлением Правительства РФ и не достиг установленного размера.
Доказательств, подтверждающих соответствие размера назначенного пособия установленным федеральным законодательством нормам ни ответчиком, ни третьими лицами суду не представлено.
Таким образом, истец имел право на получение ежемесячных денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также расходов на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек и книг за 1999 -2004 г.г. по нормам, указанным в приложениях N 1,2,3 к Постановлению Правительства РФ от 20.06.1992 года N 409.
Согласно представленным расчетам истца, имеется задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего в период нахождения его под опекой за период 1999 -2004 г.г., которая составляет "данные изъяты" рубля.
В обоснование требований о выплате ответчиком опекунского пособия в заниженном размере истцом предоставлена справка территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области о стоимости приведенного в Постановлении Правительства РФ от 20.06.1992 года N409 набора продуктов питания, необходимой одежды, мягкого инвентаря и составленный на основании данного ответа расчет о стоимости продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря и необходимого оборудования, а также расходов на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек и книг за 1999-2004 г.г. с учетом норм обеспечения, предусмотренных Постановлением Правительства РФ.
Доказательств опровергающих расчеты истца, ответчиком в суд не представлено. О назначении какой либо экспертизы ответчик не ходатайствовал.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что требования Самышевой С.Н. о взыскании с Министерства финансов Пензенской области задолженности за питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, и т.д. в размере - "данные изъяты" рубля являются обоснованным.
Суд первой инстанции также установил, что ввиду несвоевременной выплаты, опекунские пособия потеряли покупательскую способность, подлежащие взысканию денежные средства должны быть проиндексированы.
Размер индексации с учетом индексов потребительских цен, установленных Территориальным органом Федеральной службы Государственной статистики, согласно расчетам истца, составляет "данные изъяты" рубля.
Размер задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего в период нахождения его под опекой за период 1999-2004 г.г., с учетом индексации, составит "данные изъяты"
Судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, Постановление Правительства РФ от 20.06.1992 года N 409 не устанавливало чью-либо обязанность выплачивать опекунские пособия, не устанавливало размер пособия и не определяло источник выплаты пособий, поскольку исходя из анализа вышеприведенных правовых актов в их взаимосвязи следует, что органы государственной власти Российской Федерации, установив перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате, тем самым и определили размер выплат, которые необходимо было осуществлять органам местного самоуправления, при выделении последним необходимых денежных средств из бюджета субъекта Российской Федерации.
Довод Министерства финансов Пензенской области о том, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование вопросов социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), в связи с чем, Правительством Пензенской области в 2003-2004 г.г. были изданы соответствующие постановления о размерах денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством) с учетом финансовых возможностей области и указанные постановления не отменены, так же не является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита граждан, защита прав и обязанностей граждан предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.
Правительством Пензенской области в 2000-2004 г.г. были приняты постановления от 11.02.2000 года N 60-п11 "О выплате денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), от 10.01.2003 года N 11-пП "О размере денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)" (с изменениями и дополнениями от 27.11.2003 года) и от 01.06.2004 года N 282-пП "О размере денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)". Однако данные нормативно-правовые акты надлежащим образом не обеспечивали реализацию норм законодательства по вопросу установления размеров пособий, подлежащих выплате опекунам, проживающим на территории Пензенской области, поскольку размеры опекунских пособий, установленные данными постановлениями, не соответствовали фактическим ценам региона на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря и.т.д.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, судебная коллегия считает, что требования Самышевой С.Н. подлежат удовлетворению и с Министерства финансов Пензенской области за счет казны Пензенской области в ее пользу следует взыскать денежную сумму - "данные изъяты" рублей, в том числе: задолженность по выплате ежемесячного опекунского пособия за 1999 - 2004 г.г. в сумме "данные изъяты" рубля, индексацию задолженности в сумме "данные изъяты" рубля.
Все выводы суда первой инстанции обоснованы, подтверждаются исследованными доказательствами, сделаны при верном применении закона, поэтому судебная коллегия с ними согласна.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы фактически выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК Российской Федерации привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено. При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Пензы от 13 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Пензенской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.