Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 07 февраля 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Безбородова С.П.,
судей: Клубкова Ю.В.,
Пака И.Э.,
при секретаре Масловой О.В.,
с участием представителя командира войсковой части N Якаева И.В., а также военного прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа подполковника юстиции Касьянова А.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Кучмина А.А. на решение Саратовского гарнизонного военного суда от 15 ноября 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N Кучмина А.А. об оспаривании действий командира войсковой части N, связанных с исключением заявителя из списков личного состава воинской части без обеспечения положенными видами довольствия.
Заслушав доклад судьи Пака И.Э., изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного решения и доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выступление представителя должностного лица Якаева И.В., заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа Касьянова А.Н., полагавших необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Кучмин проходил военную службу по контракту в войсковой части N.
Приказом командующего войсками Приволжского регионального командования внутренних войск МВД России от 30 августа 2013 года N Кучмин уволен с военной службы в запас по основанию, предусмотренному подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", то есть в связи с организационно-штатными мероприятиями.
На основании приказа командира войсковой части N от 2 октября 2013 года N Кучмин с 16 октября 2013 года исключен из списков личного состава воинской части и ему выплачено единовременное пособие при увольнении с военной службы в размере двух окладов денежного содержания, поскольку общая продолжительность военной службы у заявителя составила менее 20 лет.
Полагая, что на момент исключения из списков личного состава он не был обеспечен единовременным пособием при увольнении в полном объеме, Кучмин обратился в Саратовский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать действия командира войсковой части N, связанные с изданием приказа об исключении его из списков личного состава воинской части без окончательного расчета, незаконными и обязать названное должностное лицо изменить дату исключения из соответствующих списков на день вынесения решения суда, а также произвести доплату единовременного пособия при увольнении с военной службы в размере 5 окладов денежного содержания.
Кроме того, заявитель просил взыскать с войсковой части N судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в сумме (сумма) рублей, оформлением доверенности в сумме (сумма) рублей и государственной пошлины в сумме (сумма) рублей.
Рассмотрев данное заявление, Саратовский гарнизонный военный суд своим решением от 15 ноября 2013 года отказал в его удовлетворении.
На данное решение суда Кучминым была подана апелляционная жалоба, в которой он просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение.
В обоснование этого автор жалобы, приводя положения пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", пункта 90 приказа МВД РФ от 2 февраля 2012 года N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих внутренних войск МВД России", а также пункта 1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", полагает, что при увольнении ему было положено к выплате единовременное пособие с учетом службы в органах милиции, то есть в большем размере, поскольку этот период должен был быть включен в общую выслугу лет необходимую для производства названной выплаты. По мнению заявителя, его общая выслуга лет составила более 20 лет, а поэтому он имеет право на получение выплаты в полном объеме, то есть в размере 7 окладов денежного содержания. Также в жалобе обращается внимание и на имеющийся аналогичный порядок подсчета выслуги лет для производства указанной выплаты в Министерстве обороны РФ.
На апелляционную жалобу заявителя военным прокурором Саратовского гарнизона Коноваловым Р.В. и представителем командира войсковой части N Пронюшкиным Ю.В. поданы возражения, в которых они, выражая несогласие с доводами жалобы, просят оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия находит решение Саратовского гарнизонного военного суда от 15 ноября 2013 года обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Вопреки утверждениям, изложенным в апелляционной жалобе, выводы суда по делу основаны на правильной оценке исследованных фактических данных и верном толковании и применении норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
В суде установлено и не оспаривается сторонами, что Кучмин в периоды с декабря 1991 года по октябрь 1993 года проходил военную службу по призыву, а с ноября 1994 года по февраль 2004 года проходил правоохранительную службу милиционером, в том числе, в специальном звании старшего сержанта милиции, в органах МВД РФ, откуда был уволен по собственному желанию.
После этого в июле 2004 года он поступил на военную службу по контракту во внутренние войска МВД РФ, где проходил военную службу вплоть до увольнения в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Приказом командира войсковой части N от 2 октября 2013 года N Кучмин с 16 октября 2013 года исключен из списков личного состава воинской части и ему выплачено единовременное пособие при увольнении с военной службы в размере двух окладов денежного содержания, исходя из общей продолжительности военной службы 11 лет.
Судом установлено, что командир войсковой части N в выплате единовременного пособия при увольнении с военной службы в размере пяти окладов денежного содержания, то есть в меньшем размере, отказал по причине отсутствия у заявителя необходимой 20-летней продолжительности военной службы.
Давая правовую оценку такому отказу, гарнизонный военный суд обоснованно исходил из того, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которого составляет менее 20 лет, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания, а военнослужащему, общая продолжительность военной службы которого оставляет 20 лет и более, выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания.
При этом из содержания приведенной нормы видно, что наступление у военнослужащего права на указанную выплату законодатель ставит в зависимость от продолжительности военной службы.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.
Таким образом, в системе МВД РФ военная служба предусмотрена только во внутренних войсках и прохождение Кучминым правоохранительной службы в этом ведомстве прохождением военной службы не является.
Кроме того, в ст. ст. 2 и 3 Федерального закона "О системе государственной службы" военная и правоохранительная службы выделены в отдельные виды государственной службы, каждая со своим особым правовым регулированием, которое обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы.
При этом, в соответствии со ст. 6 Федерального закона "О системе государственной службы", военная служба - это вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.
Согласно выписке из приказа начальника ГУВД по Саратовской области от 28 января 2004 года N 18л/с, старший сержант милиции Кучмин уволен по собственному желанию на основании пункта "а" статьи 19 Закона РФ от 18 апреля 1991 года N 1026-1"О милиции", то есть в период правоохранительной службы в МВД РФ на основании ст. 7 Федерального закона "О системе государственной службы" ему было присвоено специальное звание.
В п. 2 ст. 14 Федерального закона "О системе государственной службы" закреплено, что в стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации включаются продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, выборных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации", стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном этим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Целями исчисления такого стажа являются назначение пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплата единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставление дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставление иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
Таким образом, стаж службы в органах внутренних дел засчитывается в период общей продолжительности военной службы не автоматически, а лишь в порядке, установленном законодательством РФ, применительно к целям исчисления и зачета такого стажа.
Заявитель ставит вопрос о зачете периода его службы в органах внутренних дел в общую продолжительность военной службы с целью реализации права, предусмотренного для военнослужащих.
В этой связи действующее законодательство возможность зачета стажа службы в органах внутренних дел в общую продолжительность военной службы для определения размера выплаты оспариваемого заявителем пособия не предусматривает.
На основании изложенного вывод суда первой инстанции об отсутствии у Кучмина необходимой продолжительности военной службы для выплаты единовременного пособия при увольнении в полном объеме является правильным.
Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 18 марта 2004 года N 6-П, выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы.
В соответствии с пунктом 90 Приложения к приказу Министра внутренних дел Российской Федерации от 2 февраля 2012 года N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих внутренних войск Российской Федерации" в выслугу лет военнослужащих по контракту для выплаты пособия засчитываются в календарном исчислении период военной службы, указанные в пункте 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Пунктом 1 указанного Постановления установлены периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, доводы заявителя о незаконности действий командования воинской части фактически основаны на отождествлении понятий "выслуга лет для назначения пенсии" и "общая продолжительность военной службы".
Между тем в федеральном законодательстве эти понятия не смешиваются.
Учитывая изложенное, поскольку в перечисленных нормативных актах говорится именно об общей продолжительности военной службы для определения размера выплаты единовременного пособия при увольнении, а не иных периодах, учитываемых при исчислении выслуги лет для назначения пенсии, доводы Кучмина о возможности определения срока службы в органах МВД РФ, дающего право на получение единовременного пособия в размере 20 окладов, по правилам исчисления выслуги лет для назначения пенсии, являются ошибочными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Кучмина об учете при исчислении стажа период его службы в органах МВД РФ и взыскании доплаты единовременного пособия в размере 5 окладов месячного денежного содержания, в связи с чем не нашел оснований для изменения даты исключения заявителя из списков личного состава воинской части.
Не согласиться с такими выводами суда первой инстанции у судебной коллегии оснований не имеется, а приведённые в апелляционной жалобе доводы не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого судом решения, поскольку доводы заявителя основаны на ошибочном толковании норм права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саратовского гарнизонного военного суда от 15 ноября 2013 года по гражданскому делу по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N Кучмина А.А. об оспаривании действий командира войсковой части N, связанных с исключением заявителя из списков личного состава воинской части без обеспечения положенными видами довольствия, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Судья
Приволжского окружного военного суда
И.Э. Пак
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.