Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 25 февраля 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Безбородова С.П.,
судей: Солина А.В.,
Белкина И.В.,
при секретаре Печенкиной Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Иващенко Н.Ю. и его представителя Каймакова А.И. на решение Саратовского гарнизонного военного суда от 22 ноября 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N Иващенко Н.Ю. об оспаривании действий (бездействия) Министра обороны Российской Федерации, начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации, руководителя Федерального казённого учреждения "Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации" и командира войсковой части N, связанных с неустановлением и невыплатой ему надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время.
Заслушав доклад судьи Безбородова С.П., изложившего обстоятельства дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Иващенко проходит военную службу в войсковой части N в должности (должность).
Полагая, что с 1 января 2012 года по 1 ноября 2013 года ему, вопреки требованиям действующего законодательства, незаконно отказано в установлении ежемесячной надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время в размере 60 процентов оклада по воинской должности, Иващенко через своего представителя обратился в Саратовский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором с учетом уточнений просил:
- признать бездействие Министра обороны РФ, связанные с не изданием приказа об установлении ему вышеназванной надбавки незаконным;
- обязать командира войсковой части N направить проект приказа об установлении данной надбавки Министру обороны РФ, а Министра обороны РФ - установить её выплату с 1 января 2012 года по 1 ноября 2013 года;
- обязать Министра обороны РФ и руководителя ФКУ "ЕРЦ МО РФ" выплатить указанную надбавку за период с 1 января 2012 года по 1 ноября 2013 года;
- взыскать с Министерства обороны РФ расходы по оплате услуг представителя в размере (сумма) рублей, за оформление доверенности в размере (сумма) рублей, а также по уплате государственной пошлины в размере (сумма) рублей.
Решением Саратовского гарнизонного военного суда от 22 ноября 2013 года в удовлетворении заявления Иващенко было отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель Иващенко и его представитель Каймаков подали апелляционную жалобу, в которой просят его отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права, а также несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новое решение об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование жалобы заявитель и его представитель указывают на то, что отказ начальника ГУК МО РФ в реализации проекта приказа командира войсковой части N об установлении военнослужащим воинской части, в том числе заявителю, оспариваемой надбавки со ссылкой на разъяснения директора Департамента финансового планирования МО РФ от 19 декабря 2012 года N 180/4/12547 нельзя признать всесторонней правовой экспертизой, поскольку указанные разъяснения не имеют правового обоснования, не являются нормативно-правовым актом и выражают частное мнение одного из должностных лиц Министерства обороны РФ.
Далее заявитель и его представитель, приведя анализ положений приказа Министра обороны РФ от 13 сентября 2002 года N 365 "Об утверждении перечня воинских должностей, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья" (далее Перечень), п. 5 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 4 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, указывают на необоснованность, по их мнению, выводов суда первой инстанции о невозможности применения указанного выше Перечня для установления заявителю оспариваемой надбавки в соответствии с п. 61 "Порядка обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации денежным довольствием", утверждённого приказом Министра обороны от 30 декабря 2011 года N 2700, а также на наличие у заявителя права в соответствии с занимаемой воинской должностью и спецификой служебной деятельности на получение этой надбавки.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции по настоящему гражданскому делу законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заявителя Иващенко и его представителя Каймакова не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что Иващенко проходит военную службу в войсковой части N в должности (должность).
Согласно ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
В соответствии с ч. 19 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, устанавливается ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки определяются Правительством Российской Федерации в зависимости от условий выполнения задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, соответствующими категориями военнослужащих.
Во исполнение названного закона Правительство Российской Федерации своим постановлением от 24 декабря 2011 года N 1122 утвердило "Правила выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время", в п. 3 которых определило конкретные задачи, за выполнение которых устанавливается названная выше надбавка, а также её предельные размеры в зависимости от условий выполняемых задач.
При этом конкретные размеры выплачиваемой надбавки в зависимости от характера и условий задач, установленных в п. 3 Правил, определены "Порядком обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации денежным довольствием", утвержденным приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года N 2700.
По делу достоверно установлено, что Иващенко к указанной выше категории военнослужащих, выполняющих задачи, установленные п. 3 Правил, не относится.
При этом пункт 4 названных Правил, а также п. 61 Порядка обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации денежным довольствием, предусматривают, что в случае если специфика военной службы требует выполнения от военнослужащих специальных задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, не предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил (пунктами 56 - 60 Порядка), данная надбавка может устанавливаться им в размере до 60 процентов оклада по воинской должности в соответствии с перечнем, утвержденным руководителем государственного органа, в рассматриваемом случае Министром обороны РФ.
Судом первой инстанции установлено, что соответствующий Перечень в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 года N 1122 "О дополнительных выплатах военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время" в настоящее время Министром обороны РФ не утверждён, в связи с чем правовых оснований для выплаты Иващенко оспариваемой надбавки не имеется.
При таких обстоятельствах выплата заявителю указанной надбавки не может быть установлена.
Более того, с 2012 года действует новая система правового регулирования отношений в сфере выплаты военнослужащим денежного довольствия. Приказ Министра обороны РФ от 13 сентября 2002 года N 365 ДСП "Об утверждении перечней воинских должностей, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья", на который ссылаются в своей жалобе заявитель и его представитель, был издан до введения новой системы.
Как видно из преамбулы названного приказа, он издан в целях реализации правовых положений, содержащихся в п. 5 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 4 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы военной, утверждённого Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237, и регулирует вопросы, исключительно связанные с увеличением продолжительности основного отпуска военнослужащим и предоставлением им дополнительных суток отдыха, к правильному выводу о чем пришел суд первой инстанции.
В связи с этим доводы заявителя и его представителя о необходимости применения в отношении заявителя в части установления ему оспариваемой надбавки положений вышеназванного приказа Министра обороны РФ от 13 сентября 2002 года N 365 ДСП является ошибочным.
Поскольку до настоящего времени Министром обороны РФ Перечень, в соответствии с п. 4 "Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время", не утверждён, действия начальника ГУК МО РФ, связанные с возращением проекта приказа командира войсковой части N об установлении оспариваемой надбавки заявителю, совершенные им в пределах имеющихся у него полномочий, следует признать правильными, к обоснованному выводу о чем пришёл суд первой инстанции в своем решении.
С учетом данных обстоятельств остальные доводы апелляционной жалобы, в том числе касающиеся разъяснений директора Департамента финансового планирования МО РФ от 19 декабря 2012 года N 180/4/12547, на правильность выводов суда первой инстанции не влияют.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что приведённые в апелляционной жалобе доводы не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого по делу решения.
Руководствуясь ст. 327.1, п.1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саратовского гарнизонного военного суда от 22 ноября 2013 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части N Иващенко Н.Ю. об оспаривании действий (бездействия) Министра обороны Российской Федерации, начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации, руководителя Федерального казённого учреждения "Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации" и командира войсковой части N, связанных с неустановлением и невыплатой ему надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Иващенко Н.Ю. и его представителя Каймакова А.И. - без удовлетворения.
Председатель судебного состава
Приволжского окружного военного суда С.П. Безбородов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.