Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 25 февраля 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Родионова А.А.,
судей: Клубкова Ю.В.,
Сафонова К.С.,
при секретаре Марининой К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Ратникова С.П. и его представителя Каймакова А.И. на решение Саратовского гарнизонного военного суда от 25 ноября 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N Ратникова С.П. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации, руководителя Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" и командира войсковой части N, связанных с не установлением и невыплатой надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время.
Заслушав доклад судьи Сафонова К.С., изложившего обстоятельства дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Ратников С.П. проходит военную службу по контракту в войсковой части N в должности (должность).
Полагая, что с 1 января 2012 года ему, вопреки требованиям действующего законодательства, незаконно отказано в установлении ежемесячной надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, в размере 60 процентов оклада по воинской должности, Ратников С.П. обратился в Саратовский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил:
- признать действия Министра обороны РФ, связанные с не изданием приказа, а также письменный отказ в установлении названной выше надбавки, подготовленный начальником Главного управления кадров Министерства обороны РФ (далее по тексту - ГУК МО РФ), незаконными;
- обязать командира войсковой части N направить проект приказа об установлении данной надбавки, а Министра обороны РФ - установить таковую с 1 января 2012 года;
- обязать Министра обороны РФ и руководителя Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее по тексту - ФКУ "ЕРЦ МО РФ") выплатить эту надбавку за период с 1 января 2012 года по 1 ноября 2013 года;
- взыскать с Министерства обороны РФ расходы по оплате юридической помощи представителя в размере (сумма) рублей, а также оформления доверенности в размере (сумма) рублей и государственной пошлины в размере (сумма) рублей.
Решением Саратовского гарнизонного военного суда от 25 ноября 2013 года в удовлетворении заявления Ратникова С.П. было отказано.
Выражая несогласие с таким решением суда, Ратников С.П. и его представитель Каймаков А.И. в апелляционной жалобе просят его отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права, а также несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новое решение об удовлетворении требований заявителя.
При этом они указывают, что начальник ГУК МО РФ не уполномочен принимать решение об отказе в реализации проекта приказа командира войсковой части N об установлении заявителю оговариваемой надбавки, а разъяснения директора Департамента финансового планирования МО РФ от 19 декабря 2012 года N 180/4/12547 по данному вопросу не содержат правового обоснования отказа в назначении оспариваемой выплаты.
Далее в апелляционной жалобе заявитель и его представитель, приводя собственный анализ положений приказа Министра обороны РФ от 13 сентября 2002 года N 365 "Об утверждении перечня воинских должностей, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья" (далее по тексту - Перечень), п. 5 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 4 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, приходят к выводу, что Ратников С.П. в соответствии с занимаемой воинской должностью и спецификой служебной деятельности имеет право на получение оспариваемой надбавки.
В заключение жалобы ее авторы выражают мнение об ошибочности выводов суда первой инстанции о невозможности применения указанного выше Перечня для установления заявителю оспариваемой надбавки в соответствии с п. 61 "Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года N 2700.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Вопреки мнению авторов апелляционной жалобы, решение Саратовского гарнизонного военного суда от 25 ноября 2013 года является законным и обоснованным, соответствующим требованиям ст.ст. 195 - 198 ГПК РФ. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом на основе анализа и оценки совокупности представленных сторонами доказательств, достаточных для правильного разрешения заявленных требований. При этом существенных нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Из материалов дела усматривается, что Ратников С.П. проходил военную службу по контракту в войсковой части 54817, с 30 сентября 2009 года - в должности (должность), а после переформирования названной воинской части в войсковую часть N остался проходить службу там же и в той же должности.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Согласно ч. 19 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, устанавливается ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки определяются Правительством Российской Федерации в зависимости от условий выполнения задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, соответствующими категориями военнослужащих.
Во исполнение названного закона Правительство Российской Федерации своим постановлением от 24 декабря 2011 года N 1122 "О дополнительных выплатах военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время" утвердило соответствующие "Правила выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время", в п. 3 которых определен перечень должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, которым устанавливается названная выше ежемесячная надбавка, а также ее размер исходя из условий выполняемых ими задач.
По делу установлено, что Ратников С.П. к указанной выше категории военнослужащих не относится.
Между тем п. 4 названных Правил предоставляет руководителям государственных органов право определять иные, не предусмотренные п. 3 настоящих Правил, специальные задачи, непосредственно связанные с риском для жизни и здоровья в мирное время, за выполнение которых военнослужащим может устанавливаться названная надбавка в размере до 60 процентов оклада по воинской должности. При этом установление такой надбавки возможно лишь после утверждения названными руководителями соответствующих Перечней.
Как усматривается из решения, гарнизонный военный суд на основе анализа указанных выше нормативных актов пришел к правильному выводу о том, что определение перечня воинских должностей, по которым военнослужащим производится надбавка за выполнение задач, связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, определение объема этих задач и установление конкретного размера данной надбавки относится к компетенции Министра обороны РФ.
При этом судом первой инстанции установлено, что такой Перечень в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 года N 1122 в настоящее время Министром обороны РФ не утвержден, в связи с чем оспариваемая надбавка Ратникову С.П. не может быть установлена и выплате не подлежит.
Более того, с 2012 года действует новая система правового регулирования отношений в сфере выплаты денежного довольствия военнослужащим. Приведенный же заявителем и его представителем в жалобе приказ Министра обороны РФ от 13 сентября 2002 года N 365 "Об утверждении перечней воинских должностей, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья" был издан ранее, что не позволяет использовать его в целях реализации действующих в настоящее время правовых норм.
По этим основаниям доводы заявителя и его представителя о необходимости применения к спорным правоотношениям положений приказа Министра обороны РФ от 13 сентября 2002 года N 365 являются ошибочными.
Кроме того, как видно из преамбулы названного приказа, он был издан в целях реализации правовых положений, содержащихся в п. 5 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 4 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237. То есть, как правильно указано в обжалуемом судебном решении, этот приказ регулирует лишь вопросы, связанные исключительно с увеличением продолжительности основного отпуска перечисленным в нем категориям военнослужащих и предоставлением им дополнительных суток отдыха, следовательно к рассматриваемым правоотношениям не применим.
Поскольку до настоящего времени Министром обороны РФ Перечень должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, которым устанавливается ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, не утвержден, действия начальника ГУК МО РФ, связанные с отклонением проекта приказа командира войсковой части N об установлении оспариваемой надбавки заявителю, совершенные им в пределах имеющихся полномочий, следует признать правильными, к обоснованному выводу о чем пришел суд первой инстанции.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого по делу решения.
Руководствуясь ст. 327.1, п.1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саратовского гарнизонного военного суда от 25 ноября 2013 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части N Ратникова С.П. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации, руководителя Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" и командира войсковой части N, связанных с не установлением и невыплатой надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя Ратникова С.П. и его представителя Каймакова А.И.- без удовлетворения.
Судья Приволжского
окружного военного суда К.С.Сафонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.