Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
В составе:
Председательствующего: Ельчаниновой Г.А.,
Судей: Ениславской О.Л. и Анашкиной М.М.,
При секретаре: Беридзе Н.В.,
Рассмотрела в судебном заседании дело по частной жалобе И. на определение судьи Псковского городского суда Псковской области от 26 декабря 2013 года, которым постановлено: Заявление И. о признании незаконным решения Управления по учёту и распределению жилой площади Администрации г. Пскова о невнесении в Списки граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обязании внести в Список с даты постановки на учет в качестве нуждающихся, оставить без движения.
Предоставить заявителю срок до (дата.) 2014 года для оформления в порядке статей 131, 132 ГПК РФ искового заявления.
Разъяснить, что в случае, если заявитель в установленный срок выполнит указания судьи, перечисленные в определении, заявление считается поданным в день первоначального представления его в суд. В противном случае заявление считается неподанным и возвращается заявителю со всеми приложенными к нему документами.
Заслушав доклад судьи Ельчаниновой Г.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления - Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова (далее по тексту - Управление).
В обоснование заявленных требований указывалось, что в 2013 году И., имеющий общую продолжительность службы в календарном исчислении более 10 лет, был уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по достижении предельного возраста, в связи с чем он имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с п.2 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
С целью реализации своих жилищных прав он ( И.) (дата.) 2013 года обратился в Управление с заявлением о внесении его и членов его семьи в список граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях на территории г. Пскова, согласно Порядку обеспечения граждан жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и Порядком обеспечения жилыми помещениями некоторых категорий граждан на территории Псковской области, утвержденному Постановлением Администрации Псковской области от 21.10.2011 N418.
Однако (дата.) 2013 года письмом за подписью начальника Управления Л. И. было предложено для рассмотрения вопроса о реализации его жилищных прав обратиться в Главное Управление МЧС России по Псковской области в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
Полагая, что данным письмом ему фактически отказано во внесении в список нуждающихся в жилых помещениях, т.е. созданы препятствия в реализации его жилищных прав, как бывшего сотрудника Государственной противопожарной службы МЧС России, И. оспорил соответствующие действия в порядке гл.25 ГПК РФ и просил признать незаконным решение Управления, изложенное в письме от (дата.) 2013 года, и обязать орган местного самоуправления внести его и членов его семьи в список граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях на территории г. Пскова.
Судом постановлено указанное выше определение об оставлении заявления И. без движения, при вынесении которого судья исходил из того, что в данном случае имеет место спор о праве заявителя на обеспечение жилым помещением.
В частной жалобе И. ставит вопрос об отмене указанного определения в связи с неправильным применением норм процессуального права.
По мнению апеллятора его право на обеспечение жильем как бывшего сотрудника Государственной противопожарной службы МЧС России никем не оспаривается, но имеет место публично-правовой спор о порядке его предоставления.
В подтверждение своей позиции И. ссылается на п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" и указывает, что им не заявлялись требования материального характера о немедленном обеспечении его жильем либо о праве собственности на конкретное жилое помещение; судебной проверки требовала лишь законность решения Управления.
Кроме того, апеллятор указывает, что Псковским городским судом принято к производству и назначено к рассмотрению аналогичное заявление И.В.В., в связи с чем оставление его ( И.) заявления без движения нарушает сложившуюся судебную практику.
В соответствии с положениями ст.333 ГПК РФ частная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела с учетом доводов, изложенных в частной жалобе, судебная коллегия находит определение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как видно из представленных материалов, И. обратился в суд в порядке гл.25 ГПК РФ с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления - Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова, выразившихся в отказе по включению его с членами семьи в списки граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях на территории г.Пскова.
В соответствии с п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что указанным решением нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Обращаясь в Управление с заявлением о включении его семьи в список граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях на территории г.Пскова, И. руководствовался Постановлением Администрации Псковской области от 21.10.2011 N418 "Об утверждении Порядка обеспечения граждан жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" на территории Псковской области", в соответствии с которым учет граждан, указанных в абз.1 п.2.1 ст.15, абз.3 п. 3.1 ст.24 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и ст.2 Федерального закона от 08.12.2010 N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований Псковской области, осуществляющие постановку на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Эти же органы формируют списки граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях на территории муниципального образования (далее - список граждан) из числа граждан, указанных в п. 1.1 настоящего Порядка (к которым относится заявитель), в хронологической последовательности исходя из времени их постановки на учет, и предают их в Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора для составления сводного Списка (п.2.1. Правил).
В то же время, согласно п.12 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранной постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, ведение учета указанных граждан осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления. При этом обобщенные данные об очередности постановке на учет сотрудников Государственной противопожарной службы предоставляются в жилищные органы МЧС России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в рассматриваемом случае имеет место не спор о праве И. на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, спор о порядке реализации этого права - путем непосредственного обращения заявителя в жилищные органы местного самоуправления, либо с предварительной подачей заявления в МЧС России.
Кроме того, в заявлении И. не содержалось исковых требований имущественного характера, а суд не вправе, ссылаясь на ч. 3 ст. 247 ГПК РФ, оставить без движения заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего при отсутствии в нем требований искового характера. Данный вывод содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 10.10.2012.
Судебная коллегия полагает, что И. реализовал свое право на обращение в суд в допустимой законом форме, с целью признания незаконным распорядительного документа, выданный муниципальным исполнительным органом в рамках своих полномочий, в связи с чем у суда не имелось достаточных оснований требовать изменения формы обращения на исковое заявление.
При таких обстоятельствах обжалуемое определение об оставлении заявления без движения не может быть признано законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене с возвращением материала в тот же суд для разрешения вопроса об его принятии к производству.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение судьи Псковского городского суда Псковской области от 26 декабря 2013 года отменить, материал по заявлению Истратова И.А. направить в тот же суд на стадию принятия заявления.
Председательствующий: Г. А. Ельчанинова
Судьи: О.Л.Ениславская
М.М.Анашкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.