СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ПСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
в составе
председательствующего Хряпиной Е.П.,
судей Белоноговой Н.Ю., Виноградовой О.А.,
при секретаре Деревлевой К.И.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации города ВЛ Псковской области РГ на решение Великолукского городского суда Псковской области от 19 декабря 2013 года, которым постановлено:
"Иск прокурора города Великие Луки в интересах МА удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации города ВЛ в предоставлении МА градостроительного плана земельного участка с кадастровым N (****), расположенного по адресу: "****"
Обязать Администрацию города ВЛ выдать МА градостроительный план земельного участка с кадастровым N (****), расположенного по "****"
Выслушав доклад судьи Е.П. Хряпиной, прокурора ПН возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города ВЛ, действуя в интересах пенсионера МА., обратился в суд с иском к Администрации города ВЛ о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка и обязании выдать градостроительный план земельного участка.
В обоснование иска указано, что 18 апреля 2013 года МА обратился в Комитет по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации города ВЛ с заявлением о выдаче градостроительного плана принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым N (****), расположенного по адресу: "****", для дальнейшего получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома на данном земельном участке.
17 мая 2013 года письмом N (****) Комитет по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации города ВЛ, а также письмом N (****) от 27 июня 2013 года Администрации города ВЛ МА отказано в выдаче испрашиваемого градостроительного плана земельного участка в связи с непредставлением материалов картографических работ, экземпляра инженерных изысканий (топографической съемки) территории земельного участка.
Данный отказ органа местного самоуправления прокурор считает незаконным, поскольку согласно нормам Градостроительного кодекса РФ, пункта 2 статьи 2 и пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" при рассмотрении заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка орган местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления каких-либо иных документов, кроме тех, которые необходимы для установления его личности. В связи с этим, просил признать незаконным отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка и обязать Администрацию города ВЛ выдать МА градостроительный план земельного участка.
Указал, что требование у заявителя топосъемки земельного участка противоречит положениям части 5 статьи 45 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, согласно которой органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. Топографическая съемка является составной частью проекта планировки территории и должна находится в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности. Истребование топографической съемки земельного участка не предусмотрено градостроительным законодательством и повлечет необоснованные финансовые расходы лиц, заинтересованных в выдаче градостроительного плана земельного участка, на ее изготовление. Истребование у граждан не предусмотренных законом документов, и обязание выполнить определенные действия в пользу коммерческих организаций, оказывающих услуги на платной основе, влечет за собой нарушение требований статьи 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 271-ФЗ "О противодействии коррупции", основными принципами которой является законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В судебном заседании МА. и помощник прокурора г. ВЛ КМ исковые требования поддержали.
Представитель Администрации города ВЛ РГ в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в вышеназванных ответах.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации города ВЛ РГ ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное толкование норм материального права и Приказа Минрегиона от 10 мая 2011 года N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка". Считает, что суд неправильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, не применил норму закона, подлежащую применению.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции МА представитель Администрации города ВЛ не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не просили.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не просивших об отложении разбирательства в связи с их неявкой по уважительной причине, не препятствует рассмотрению дела по существу.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу положений статей 43-46, 48, 50-53 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка является документом, наличие и соблюдение которого обязательно при осуществлении на земельном участке строительства и реконструкции объекта капитального строительства.
Установлено, что 18 апреля 2013 года МА обратился в Комитет по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации города ВЛ с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером (****), расположенного по адресу: "****", для строительства индивидуального жилого дома на указанном участке.
17 мая 2013 года письмом N (****) Комитета по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации города ВЛ, 27 июня 2013 года письмом N (****) Администрации города ВЛ МА отказано в выдаче испрашиваемого градостроительного плана земельного участка в связи с непредставлением МА инженерных изысканий (топографической съемки) территории земельного участка.
Данный отказ не соответствует требованиям закона, о чем обоснованно указано в решении суда первой инстанции.
Согласно статьи 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1, 2 данной статьи).
В силу положений части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ следует, что подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.
Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1 и 2 статьи 44); в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (часть 17 статьи 46 Градостроительного Кодекса РФ).
Поскольку выдача органом местного самоуправления градостроительного паспорта земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на возникшие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Как было указано выше, действующее законодательство не предусматривает обязанности гражданина представлять какие-либо дополнительные документы, в том числе топосъемку земельного участка при обращении граждан с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка.
Вывод ответчика об обратном является неправильным, противоречит вышеуказанным нормам Градостроительного Кодекса РФ.
Исходя из изложенного, доводы апелляционной жалобы о невозможности изготовления градостроительного плана без предоставления результатов картографических работ не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
Суд первой инстанции обоснованно признал отказ Администрации города ВЛ выдать истцу градостроительный план земельного участка, неправомерным, обязав восстановить нарушенное право.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы Администрации города ВЛ не опровергают его правомерность, основаны на ином применении норм права. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 мая 2011 года N 207, утвердивший форму градостроительного плана земельного участка, на который ссылается Администрация города ВЛ, также не содержит никаких предписаний о представлении заявителем каких-либо документов для получения градостроительного плана земельного участка.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение В городского суда Псковской области от 19 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации города ВЛ - без удовлетворения.
Председательствующий /подпись/ Хряпина Е.П.
Судьи /подписи/ Белоногова Н.Ю.
Виноградова О.А.
Копия верна.
Судья Псковского областного суда Е.П.Хряпина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.