Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего судьи Насоновой В.Н.,
судей Споршевой С.В., Левковой Г.И.,
при секретаре Антоновой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе
Люхина С.Н. на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 22 ноября 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска
Люхина С.Н. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Рязанской области о возмещении вреда, причиненного здоровью, отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Насоновой В.Н., объяснения представителя УФСИН России по Рязанской области по доверенности Косухиной Л.Н., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Люхин С.Н. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Рязанской области (далее УФСИН России по Рязанской области) о взыскании денежных сумм в возмещение вреда здоровью. Свои требования мотивировал тем, что решением Железнодорожного районного суда г. Рязани от 11.10.2010 года с УФСИН России по Рязанской области в его пользу за счет средств федерального бюджета были взысканы ежемесячно до 01.02.2011 года выплаты в возмещение вреда здоровью в размере
"
...
" рублей. Решением Железнодорожного районного суда г. Рязани от 13.07.2011 года с ответчика в его пользу взыскано ежемесячно в возмещение вреда здоровью
"
...
" рублей по 01.02.2012 года. В связи с повторным установлением третьей группы инвалидности решением того же суда от 22 мая 2012 года в его пользу с ответчика взыскано в возмещение вреда здоровью ежемесячно
"
...
" рублей по 01.02.2013 года. 19.02.2013 года истец прошел очередное переосвидетельствование. Согласно заключению филиала
N ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Рязанской области" была повторно установлена третья группа инвалидности бессрочно по причине военной травмы. Однако ответчик отказал в ежемесячных выплатах в возмещение вреда здоровью. С учетом уточнений исковых требований истец просил суд взыскивать с ответчика за счет средств федерального бюджета в его пользу пожизненно ежемесячно, начиная с 01.04.2013 года, в возмещение вреда здоровью
"
...
" рублей с ежеквартальным изменением пропорционально росту величины прожиточного минимума на душу населения в Рязанской области. Ежеквартально производить перерасчет ежемесячных выплат с нарастающим коэффициентом к предыдущему кварталу и соответственно с нарастанием к общей сумме взыскания.
Суд отказал в удовлетворении исковых требований, постановив вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Люхин С.Н. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Полагает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу УФСИН России по Рязанской области просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, заслушав объяснения представителя УФСИН России по Рязанской области, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Как следует из материалов дела, решением Железнодорожного районного суда г. Рязани от 11.10.2010 года были удовлетворены исковые требования Люхина С.Н. к УФСИН России по Рязанской области о возмещении вреда, причиненного здоровью.
Указанным решением установлено, что истец являлся сотрудником уголовно-исполнительной системы в период с 1998 года по 2009 год, уволен по ст. 58 пункт "в" Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). Согласно заключению ВВК ФБУ Б-1 УФСИН России по Рязанской области от 16.12.2009 года он признан ограниченно годным к военной службе. Ему установлена третья группа инвалидности. Причина инвалидности - военная травма, полученная 24.04.2003 года. Степень ограничения способности к трудовой деятельности первая.
Судом с УФСИН России по Рязанской области в пользу Люхина С.Н. была взыскана ежемесячная выплата в возмещение вреда здоровью в размере 50% от утраченного заработка, что составило
"
...
" рублей, с 25.01.2010 года до 01.02.2011 года.
Последующими судебными решениями, от 13 июля 2011 года и 22 мая 2012 года, с ответчика в его пользу взыскивались ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью в размере 50% от утраченного заработка с учетом индексации в установленном законом порядке.
Согласно справке
"
...
"
N, выданной филиалом ФКУ "ГБ МСЭ по Рязанской области", в ходе переосвидетельствования 19.02.2013 года Люхину С.Н. повторно установлена третья группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности - военная травма.
Как следует из заключения экспертов ФКУ "ГБ МСЭ по Рязанской области" Минтруда России
N от 13.06.2013 года, степень утраты профессиональной трудоспособности Люхина С.Н. в связи с установлением ему 19.02.2013 года повторно третьей группы инвалидности бессрочно составляет 50%.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Согласно части 1 ст. 7 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по выбору.
В Законе Российской Федерации от 21.07.1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в редакции, действовавшей на момент установления истцу инвалидности (2009 год), не предусматривались гарантии дополнительной социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы в форме возмещения ущерба в случае увечья при исполнении служебных обязанностей.
Однако действовала Инструкция о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику уголовно-исполнительной системы, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника уголовно-исполнительной системы или его близких, утвержденная Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.10.2005 г. N 198, пунктом 21 которой было установлено, что при назначении пенсии по инвалидности вследствие военной травмы, приведшей к досрочному увольнению со службы по болезни или ограниченному состоянию здоровья, установлении степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах сотруднику ежемесячно выплачивается сумма в возмещение вреда, причиненного его здоровью.
Федеральным законом от 06.11.2011 г. N 298-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" внесены изменения в Закон Российской Федерации от 21.07.1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
В соответствии с положениями части 4 статьи 34.1 вышеуказанного Закона, предусматривалось, что в случае причинения сотруднику уголовно-исполнительной системы в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
Федеральный закон от 06.11.2011 г. N 298-ФЗ действие статьи 34.1 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 г. N 5473-1 распространил на правоотношения, возникшие с 01.03.2011 года.
Федеральным законом от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Закон Российской Федерации от 21.07.1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" внесены изменения, положения статьи 34.1 утратили силу с 01.01.2013 года. Этим же законом введена новая норма (статья 33.1), определяющая нормативную базу для социального обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы. В частности, гарантии социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы, в том числе страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей.
При получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачиваются: единовременное пособие в размере 2 млн. рублей (размер такого пособия ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, решение об увеличении (индексации) принимается Правительством Российской Федерации); ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц (размер компенсации подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации) (статья 12 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ).
Приказом ФСИН России от 05.08.2013 г. N 439 утверждены Правила выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей. Пунктом 1 "б" Правил, в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в уголовно-исполнительной системе и повлекших стойкую утрату трудоспособности, предусмотрена выплата ежемесячной денежной компенсации в размере утраченного денежного довольствия за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности.
Установленные специальным законодательством компенсационные выплаты сотрудникам являются дополнительной социальной гарантией, которая находится за рамками гражданско-правовых обязательств, вытекающих из причинения вреда, предусмотренных главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанные компенсационные выплаты назначаются при отсутствии вины государственных органов или должностных лиц в причинении вреда сотруднику, если соблюдены определенные законом условия.
В соответствии с частью 4 ст. 29 Закона РФ "О милиции" (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и распространявшегося на сотрудников уголовно-исполнительной системы) в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в названной статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.
Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации сотруднику милиции определен Инструкцией о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 805, в которой установлено, что денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, выплачивается потерпевшему сотруднику органов внутренних дел ежемесячно при назначении ему пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья (пункты "ж" и "з" статьи 58 Положения); выплата сумм в возмещение вреда производится финансовым подразделением (бухгалтерией) соответствующего органа внутренних дел в течение всего срока, на который установлена инвалидность (пункты 21 и 23).
Согласно выводам Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 15 июля 2009 года N 13-П, положения части четвертой статьи 29 Закона РФ "О милиции", по их буквальному смыслу, представляют собой установленную данным специальным Законом для сотрудников милиции дополнительную социальную гарантию, которая, соответственно, находится за рамками гражданско-правовых обязательств, вытекающих из причинения вреда.
Данным Постановлением часть 4 статьи 29 Закона РФ "О милиции" признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку она - по своему конституционно-правовому смыслу во взаимосвязи со статьей 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации - предполагает ежемесячную выплату государством денежной компенсации сотрудникам милиции в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы.
Таким образом, из указанных выше нормативных актов и выводов Конституционного Суда Российской Федерации следует, что одним из основных условий выплаты ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью в соответствии с частью 4 ст. 29 Закона РФ "О милиции" является не только причинение увечья сотруднику при исполнении служебных обязанностей, исключающего для него возможность дальнейшего прохождения службы, но и назначение ему пенсии по указанным в названной статье основаниям, то есть по инвалидности.
Вместе с тем, как видно из материалов дела, Люхин С.Н. с 2009 года, т.е. с момента установления ему инвалидности, и до настоящего времени является получателем пенсии по выслуге лет, в связи с чем вывод суда первой инстанции об отсутствии у истца права на получение выплат ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью, является правильным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, сводятся фактически к несогласию с оценкой судом установленных обстоятельств, иному пониманию исследованных норм права, в связи с чем не могут повлечь отмену решения.
Судом при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, нарушения процессуального закона не допущено, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 22 ноября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Люхина С.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.