Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего - Платоновой И.В.,
судей - Поштацкой В.Е., Косенко Л.А.,
при секретаре - Антоновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения Рязанской области на решение Железнодорожного районного суда г.Рязани от 25 декабря 2013 года, которым постановлено
Исковые требования прокурора Советского района города Рязани, действующего в интересах несовершеннолетнего
Соколова А.С., к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Обязать Министерство социальной защиты населения Рязанской области обеспечить
Соколова А.С., 2004 года рождения, и сопровождающее его лицо
Соколову Е.В. путевками на санаторно-курортное лечение за 2013 год согласно рекомендованному профилю лечения по медицинскому заключению за счет средств федерального бюджета.
Установить Министерству социальной защиты населения Рязанской области срок для совершения указанных действий - 45 календарных дней с момента вступления решения в законную силу.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Поштацкой В.Е., объяснения Соколовой Е.В. и прокурора Черняевой М.А., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г. Рязани, действующий в интересах несовершеннолетнего Соколова А.С., обратился в суд к Министерству социальной защиты населения Рязанской области с иском о понуждении к совершению действий.
В обоснование заявленных требований указал, что Соколов А.С., "данные изъяты"2004 года рождения, является ребенком-инвалидом, имеет медицинские показания к санаторно-курортному лечению.
На основании Федерального закона N 178-ФЗ от 17.07.1999 "О государственной социальной помощи" несовершеннолетний Соколов А.С. и его законный представитель Соколова Е.В. имеют право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, в состав набора включено, в том числе, и обеспечение санаторно-курортным лечением.
03.10.2013 г. законный представитель несовершеннолетнего Соколова А.С. - Соколова Е.В. обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила предоставить Соколову А.С. путевку на санаторно-курортное лечение согласно рекомендованному профилю лечения по медицинскому заключению, однако до настоящего времени санаторно-курортная путевка не предоставлена.
Прокурор полагает, что в данном случае нарушаются права ребёнка-инвалида, в связи с чем, обратился в суд, с учетом принятых уточнений, просит обязать Министерство социальной защиты населения Рязанской области предоставить
Соколову А.С., а также его законному представителю - лицу его сопровождающему -
Соколовой Е.В., путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год согласно рекомендованному ребенку-инвалиду профилю лечения по медицинскому заключению за счет средств федерального бюджета. В соответствии с ч. 1 ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения указанных действий.
Определением Железнодорожного районного суда г. Рязани от 28.11.2013 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечено Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
Решением суда исковые требования прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство социальной защиты населения Рязанской области просит постановленное решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на нарушение норм материального права, а именно указывает, что не применена ст.6.3 ФЗ N 178-ФЗ, устанавливающая очередность предоставления путевок указанной категории граждан. Кроме того, по мнению апеллятора, в случае исполнения данного решения суда вне очереди будут нарушены права других граждан, ожидающих получение путевки согласно своей очереди, что противоречит п.3 ст.17 Конституции РФ, запрещающей осуществление прав и свобод человека посредством нарушения прав и свобод других лиц.
В возражениях на апелляционную жалобу, прокурор Советского района г.Рязани, просит оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность постановленного решения.
Представитель ответчика в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием не заявлял, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены постановленного решения суда не имеется.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2005 года N 2347-р) инвалиды имеют право на санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета.
Федеральным законом РФ от 17.07.1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе и инвалиды, дети-инвалиды.
Статья 6.2 указанного федерального закона предусматривает, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного федерального закона, набора социальных услуг включается, в том числе, и предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Согласно п.п.1.2 ст.6.3 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Во исполнение п.5 ст.6.3 указанного Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
Согласно п.п.3.6, 3.7, 3.8 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки, при наличии которой обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы ФСС РФ или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.
Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Рязанской области, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2098-р, осуществление части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной помощи из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно передано Правительству Рязанской области, а именно Министерству социальной защиты населения Рязанской области.
Постановлением Правительства Рязанской области от 31.12.2009 N 384 "О предоставлении отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Рязанской области, санаторно-курортного лечения, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно" (в редакции Постановления Правительства Рязанской области от 26.07.2012 N 205) утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Рязанской области, санаторно-курортного лечения.
В соответствии с настоящим Порядком путевками на санаторно-курортное лечение обеспечиваются граждане, имеющие место жительства в Рязанской области, из числа лиц, указанных в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон), а также приравненных законодательством Российской Федерации в части предоставления мер социальной поддержки к гражданам, указанным в статье 6.1 Федерального закона, включенные в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний (далее - граждане).
Граждане, имеющие I группу инвалидности, дети-инвалиды, а также граждане, признанные в установленном порядке до 1 января 2010 г. инвалидами II и III групп с III степенью ограничения способности к трудовой деятельности, которым предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг по I группе инвалидности до очередного переосвидетельствования, имеют право на получение второй санаторно-курортной путевки для сопровождающего их лица (пункт 2).
Обеспечение санаторно-курортным лечением в санаторно-курортных организациях, расположенных на территории Российской Федерации осуществляется путем предоставления гражданам санаторно-курортных путевок, приобретаемых министерством социальной защиты населения Рязанской области (далее - министерство) в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд (пункт 3).
Санаторно-курортные путевки предоставляются гражданам при условии сохранения ими права на получение социальной услуги, предусмотренной пунктом 1.1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона (пункт 4).
Граждане для получения путевки обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные отделы (секторы) министерства по месту жительства и предъявляют справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256 "О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение" (пункт 5).
Территориальные отделы (секторы) министерства заблаговременно, но не позднее чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками по форме N 070/у-04 для их получения (п. 11 Порядка).
Как следует из материалов дела несовершеннолетний
Соколов А.С., 2004 года рождения, является ребенком-инвалидом, его матерью является Соколова Е.В..
Судом установлено, что 03.10.2013 г. Соколова Е.В. законный представитель - Соколова А.С. в установленном законом порядке обратилась в Министерство социальной защиты населения Рязанской области с заявлением о предоставлении ей санаторно-курортной путевки за 2013 год, приложив медицинскую справку N 339 от 22.07.2013 г., согласно которой её сыну Соколову А.С. рекомендовано санаторно-курортное лечение в санаториях Пятигорска, Прибалтики, Средней полосы России; сезон: весна, лето, осень.
До настоящего времени путевка на санаторно-курортное лечение за 2013 год Соколову А.С. не предоставлена.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Учитывая, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцу не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение. При этом недостаточное финансирование из федерального бюджета не является основанием для отказа ребенку-инвалиду в предоставлении мер социальной поддержки, поскольку, установив Федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Также суд первой инстанции правомерно указал, что ответчик не может быть освобожден от исполнения указанных обязанностей, в том числе и по истечению календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг частью 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, следует, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации не ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. В Законе также нет положения о реализации гражданином такого права в порядке очередности. По смыслу названных норм материального права санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться ежегодно и без каких-либо условий.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, правильность выводов суда не опровергают, поэтому не могут являться основанием для отмены постановленного решения суда. При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 25 декабря 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Рязанской области - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.