Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Насоновой В.Н.,
судей Левковой Г.И., Споршевой С.В.,
при секретаре Антоновой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения Рязанской области на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 30 декабря 2013 года, которым постановлено:
Обязать Министерство социальной защиты населения Рязанской области обеспечить
Федотову В.И., 1962 года рождения, путевкой на санаторно-курортное лечение за 2013 год согласно рекомендованному профилю лечения за счет средств федерального бюджета.
Установить Министерству социальной защиты населения Рязанской области срок для совершения указанных действий - 45 календарных дней с момента вступления решения в законную силу.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Левковой Г.И., возражения против доводов апелляционной жалобы Федотовой В. И., прокурора Ачимова А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г. Рязани обратился в суд с иском в интересах Федотовой В.И. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о понуждении к совершению действий по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что Федотова В.И. является инвалидом третьей группы. 7 ноября 2013 года, на основании Федерального закона РФ от 17.07.1999г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и медицинской справки от 27.09.2013 г. N520, Федотова В.И. обратилась в Министерство социальной защиты населения Рязанской области с заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год. Ответчик в нарушение требований закона до настоящего времени не обеспечил истца санаторно-курортным лечением.
Просил суд обязать Министерство социальной защиты населения Рязанской области предоставить Федотовой В.И. путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год в соответствии с медицинскими показаниями.
Решением суда исковые требования прокурора Октябрьского района г. Рязани удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство социальной защиты населения Рязанской области просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. Считает, что указание в резолютивной части решения суда на то, за какой год следует обеспечить истца путевкой на санаторно-курортное лечение, является не основанным на законе, поскольку законодательством не установлена периодичность предоставления санаторно-курортного лечения. Указывает, что обеспечение истца путевкой на санаторно-курортное лечение за 2013 год в 2014 году приведет к нецелевому использованию средств федерального бюджета. Полагает, что если решение суда об обязании министерства выдать санаторно-курортную путевку истцу будет исполнено вне очереди, выдача путевки будет осуществляться в ущерб другим гражданам, ожидающим получения путевки согласно своей очереди, что влечет нарушение пункта 3 ст.17 Конституции РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Октябрьского района г. Рязани просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Представитель Министерства социальной защиты населения Рязанской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Судебная коллегия на основании ст.ст.327, 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
Судом первой инстанции установлено, и следует из материалов дела, что Федотова В.И. является инвалидом третьей группы.
07.11.2013 г. Федотова В.И., в установленном законом порядке, обратилась в Министерство социальной защиты населения Рязанской области с заявлением о предоставлении ей санаторно-курортной путевки за 2013 год, приложив медицинскую справку N520 от 27.09.2013 г. До настоящего времени истцу не предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение.
Судебная коллегия полагает, что Федотова В.И. своевременно обратилась к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении. Истце Федотовой В.И. не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации, поскольку установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение истца путевкой на санаторно-курортное лечение за 2013 год в 2014 году приведет к нецелевому использованию средств федерального бюджета не может быть принят во внимание судом апелляционной инстанции в связи с тем, что ответчик не может быть освобожден от исполнения обязанностей по обеспечению истца путевкой на санаторно-курортное лечение, в том числе, и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг частью 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Довод апелляционной жалобы о том, что в случае обязания Министерства выдать санаторно-курортную путевку Федосову В.Н. вне очереди, выдача путевки будет осуществляться в ущерб другим гражданам, ожидающим получения путевки согласно своей очереди, является несостоятельным в связи с тем, что очередность предоставления данной меры социальной поддержки действующим законодательством не предусмотрена, срок, в течение которого такая путевка должна быть предоставлена обратившемуся за ней лицу, законом установлен, истец обратилась с соответствующим заявлением в 2013 году, однако данная обязанность ответчиком исполнена не была.
Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. В Законе также нет положения о реализации гражданином такого права в порядке очередности. По смыслу вышеназванных норм материального права санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться в календарном году и без каких-либо условий.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что имеются законные основания для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах оснований к отмене принятого судом решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 30 декабря 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Рязанской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.