Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Насоновой В.Н.,
судей Левковой Г.И., Споршевой С.В.,
при секретаре Антоновой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Скопинскому району Рязанской области на решение Скопинского районного суда Рязанской области от 17 января 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования
Кураксиной Н.Н. к государственному учреждению - Управление Пенсионного Фона РФ по Скопинскому району Рязанской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости удовлетворить.
Признать за
Кураксиной Н.Н. право на досрочное назначение пенсии по старости по основаниям ст.10 ФЗ РФ N166 от 15.12.2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", ст.34 Закона Российской Федерации N1244-1 от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", как гражданке, постоянно проживавшей на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на один год.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ по Скопинскому району Рязанской области досрочно назначить Куракиной Наталье Николаевне трудовую пенсию по старости с 29.09.2013 года.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Левковой Г.И., возражения против доводов апелляционной жалобы Кураксиной Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кураксина Н.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Скопинскому району Рязанской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии.
В обоснование требований указала, с декабря 1989 года проживала по месту службы супруга в г. Чортков Тернопольской области Украины. В период проживания с 07.12.1989 года по 12.04.1991 года она работала библиотекарем войсковой части
N; с 13.04.1991 года по 01.08.1993 года находилась на действительной военной службе в войсковой части
N, проходя службу электриком группы энергоснабжения. В период с 02.11.1993 года по 04.07.1994 года состояла на учете в Чортковском центре занятости в качестве безработной; в период с 05.07.1994 года по 14.12.1994 года работала оператором РЛС войсковой части
N. Указанные выше войсковые части
N,
N дислоцировались на территории, подпадающей под критерии зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в связи с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В сентябре 2013 года она обратилась в ГУ УПФ РФ по Скопинскому району Рязанской области с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста в соответствии с ФЗ РФ от 15.12.2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", ФЗ РФ от 15.05.1991 года N1244-11 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
По решению N24 от 02.10.2013 года ГУ УПФ РФ по Скопинскому району Рязанской области Кураксиной Н. Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии.
Просила суд признать незаконным отказ ГУ УПФ РФ по Скопинскому району Рязанской области N24 от 02.10.2013 года в назначении ей досрочной трудовой пенсии по п.п.7 п.1 ст.10 ФЗ N166-ФЗ от 15.12.2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в РФ"; признать за ней право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию с 29.09.2013 года, включив периоды работы: с 07.12.1989 года по 12.04.1991 года, с 13.04.1991 года по 01.08.1993 года, с 05.07.1994 года по 13.12.1994 года, - в стаж работы, дающий право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию.
В судебном заседании истица Кураксина Н.Н. в порядке ст.39 ГПК РФ уточнила заявленные исковые требования и просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости, как гражданке, постоянно проживавшей на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на один год. В период с июля 1989 года по 12.04.1991 года она более 5 лет постоянно проживала в казармах, на съемных квартирах по месту службы супруга Кураксина В.В. на территории войсковых частей
N,
N, находившихся в г.Чортков Тернопольской области Украины, отнесенном к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Решением суда исковые требования Кураксиной Н.Н. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Скопинскому району Рязанской области просит решение отменить и принять новое решение. Указывает на то, что законом не предусмотрено право на снижение общеустановленного возраста военнослужащим, проходившим службу в зоне ЧАЭС, для включения в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на основании ФЗ N173-ФЗ от 17.12.2001 года "О Трудовых пенсиях в Российской Федерации". Полагает, что истец не представила документов, подтверждающих ее регистрацию на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем, считает, что истец в указанной зоне и не проживала. Считает, что ФЗ N213-ФЗ от 24.07.2009 года право на назначение досрочных пенсий показаниями свидетелей не подтверждается.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Кураксина Н.Н. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Скопинскому району Рязанской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в го отсутствие. Судебная коллегия на основании ст.ст.327, 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
Согласно ст. 11 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр).
На территории Российской Федерации такие зоны в настоящее время определены постановлением Правительства РФ N 1582 от 18 декабря 1997 года. Город не значится в перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденном указанным постановлением, поскольку находится на территории другого государства бывшего Союза ССР.
В силу ст. 49 указанного закона, гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
В соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации N403-О от 11.07.2006 г. назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 2 указанного Закона, местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 данного Закона, а также п. 4 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Из указанной нормы следует, что эта форма учета граждан в пределах Российской Федерации, носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Из материалов дела следует, и установлено судом первой инстанции, что Кураксина Н.Н. обратилась в ГУ - УПФ РФ по Скопинскому району с заявлением о назначении досрочной пенсии по основанию, предусмотренному ст.7 ФЗ N173 "О трудовых пенсиях в РФ", как гражданка постоянно проживающая (работающая) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ по Скопинскому району Рязанской области N24 от 02.10.2013 года истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за недостаточности специального трудового стажа, поскольку включение в него периода действительной военной службы истицы (с 13.04.1991 года по 01.08.1993 года) пенсионным законодательством не предусмотрено.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции правильно указал в решении, что факт постоянного проживания Кураксиной Н.Н. в спорный период на территории, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, нашел свое подтверждение представленными суду доказательствами. В частности, показаниями свидетеля Кураксина В.В., копией трудовой книжки Кураксиной Н.Н., сообщением из Министерства здравоохранения Рязанской области от 28.01.2013 года, архивными справками Львовского территориального архивного отдела Отраслевого государственного архива Министерства обороны Украины
N от 12.03.2013 года,
N от 26.10.2012 года.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в спорный период Кураксина Н.Н. постоянно проживала в г.Чортков Тернопольской области Украины, то есть, на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В связи с чем, у истицы Кураксиной Н.Н. возникло право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с положениями ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на один год.
Указанные обстоятельства подтверждаются и приобщенными в суде апелляционной инстанции документами: справкой войсковой части
N и удостоверением гражданина, который постоянно проживает на территории усиленного радиоэкологического контроля (категория 4).
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на системном анализе норм материального права, поэтому оснований для их переоценки не находит.
Суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и разрешил спор в соответствии с представленными доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам, представленным доказательствам, требованиям пенсионного законодательства, и оснований признавать их неправильными по доводам апелляционной жалобы не имеется. Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции, судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Скопинского районного суда Рязанской области от 17 января 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Скопинскому району Рязанской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.