Судья Саратовского областного суда Желонкина Г.А.,
при секретаре Низове И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Н" на постановление Саратовского районного суда Саратовской области от "дата" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ)
УСТАНОВИЛ:
постановлением Саратовского районного суда Саратовской области от "дата" общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Вектор-Н" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 110 000 рублей.
В жалобе, поступившей в Саратовский областной суд, ООО "Вектор-Н" ставит вопрос об отмене постановления суда, поскольку вывод суда о том, что отходы, образующиеся при механической и биологической очистке сточных вод (далее - осадок ГСА) размещены непосредственно на почве, не основан на материалах дела и не подтверждается доказательствами. Автор жалобы полагает, что экологические нормы (пункт 8.2 СП 2.1.7.1038-01 раздела 8 "Гигиенические требования к условиям приема промышленных отходов на полигоны твердых бытовых отходов" санитарных Правил, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16; ранее действовавший Постоянный технологический регламент по сбору и использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 3-5 класса; Технологический регламент по обращению с отходами 3-5 классов опасности на полигоне ТБО и ТПрО ООО "Вектор-Н" от 18.04.2013 года позволяют принимать на полигон промышленные отходы 4 класса опасности в качестве изолирующего слоя в неограниченном количестве, а осадки ГСА использовать в качестве изолирующего слоя в чистом виде, без перемешивания с нейтральными материалами (песком, землей, глиной). Ссылка на Постоянный технологический регламент по сбору и использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 3-5 класса в протоколе об административном правонарушении и постановлении суда несостоятельна, поскольку указанный регламент недействующий. Инструкция по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов может быть применена только в части не противоречащей Технологическому регламенту по обращению с отходами 3-5 классов опасности на полигоне ТБО и ТПрО ООО "Вектор-Н" от 18.04.2013 года. Кроме того, общество ранее уже было привлечено постановлением по делу об административном правонарушении N от "дата" к административной ответственности за хранение идентичных отходов, с нарушением тех же локальных нормативных актов.
Проверив законность и обоснованность постановления районного суда в полном объеме (пункт 3 статьи 30.6 КоАП РФ), заслушав объяснения представителя ООО "Вектор-Н" Кутепова Д.А., поддержавшего жалобу, представителя министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области Степанову Д.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону правонарушения составляют действия или бездействие, в том числе, должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами, по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами на любой из стадий обращения с отходами или иными опасными веществами.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно статье 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением отходов, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ, запрещен сброс отходов производства и потребления на почву.
Из материалов дела следует, что ООО "Вектор-Н" на основании лицензии серии N N от "дата" осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов 3-4 класса опасности.
Осадок ГСА согласно лицензии относится к 4 классу опасности окружающей среды.
В рамках проведенной комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области "дата" проверки ранее выданного ООО "Вектор-Н" предписания от "дата" Nпункт 1 об устранении нарушения природоохранного законодательства) установлено, что на полигоне ТБО, расположенном "адрес" и эксплуатируемого ООО "Вектор-Н", осадки ГСА, размещенные на площади сооружения кювета N указанного полигона, хранятся в неизменном виде с момента поступления и не используются в качестве изолирующего слоя вместе с грунтом и песком для пересыпки, размещенных на другой части территории того же кювета твердых бытовых отходов.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о наличии вины ООО "Вектор-Н" в нарушении экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, предусмотренных Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 24.06.1998 г N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также пунктом 8.2 СП 2.1.7.1038-01 раздела 8 "Гигиенические требования к условиям приема промышленных отходов на полигоны твердых бытовых отходов" санитарных Правил, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16; Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996);Технологическим регламентом по обращению с отходами 3-5 классов опасности на полигоне ТБО и ТПрО ООО "Вектор - Н" от 18.04.2013 года, и о совершении указанным юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ. Нахожу выводы районного судьи обоснованными, мотивированными и законными.
Вина ООО "Вектор-Н" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств.
Противоречий представленные в материалы дела документы не имеют, составлены уполномоченными должностными лицами, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, в том числе статье 28.2 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что экологические нормы позволяют принимать на полигон промышленные отходы 4 класса опасности в качестве изолирующего слоя в неограниченном количестве и использовать осадки ГСА в качестве изолирующего слоя в чистом виде, без перемешивания с какими-либо нейтральными материалами (песком, землей, глиной) основан на неправильном толковании норм права.
Вывод районного суда о том, что в соответствии с пунктом 8.4 СП 2.1.7.1038-01 раздела 8 "Гигиенические требования к условиям приема промышленных отходов на полигоны твердых бытовых отходов" санитарных Правил, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16 вопрос о количестве принимаемых на полигон твердых бытовых отходов решается организацией, эксплуатирующей полигон, по согласованию с территориальным ЦГСЭН и утверждается в установленном порядке, является правильным. Санитарно - эпидемиологическое заключение о совместном хранении и захоронении промышленных отходов и ТБО выдается территориальным ЦГСЭН на основе анализов лабораторий, аккредитованных (аттестованных) в установленном порядке.
17.10.2011 года "данные изъяты" утверждено экспертное заключение N по экологической оценке "Изолирующей смеси для полигонов ТБО".
Как следует их данного заключения применением изолирующего материала для полигона ТБО в виде обеззараженных иловых осадков очистных сооружений г. Саратова возможно только лишь при смешении с нейтральными композициями для уменьшения возможного отрицательного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека.
Также ООО "Вектор-Н" был разработан проект лимита на размещение указанных отходов, отраженный в Инструкции по сбору, транспортировке, размещение и обезвреживанию опасных отходов. Согласно положениям указанной Инструкции промышленные отходы 3-4 класса опасности, принимаются в ограниченном количестве (не боле 30% от массы ТБО) и складируются совместно с твердыми бытовыми отходами. Инструкция по сбору, транспортировке, размещению и обезвреживанию опасных отходов является действующей и согласованна с ТО ТУ Роспотребнадзора по Саратовской области.
Кроме того, согласно пункту 5.3 Технологического регламента по обращению с отходами 3-5 классов опасности на полигоне ТБО и ТПрО ООО "Вектор - Н" от 18.04.2013 года осадки ГСА используются в качестве промежуточного изолирующего слоя на основании пункта 8.2 СП 2.1.7.1038-01 для изоляции слоев ТБО и ТПрО. При этом на уплотненный слой ТБО и производственных отходов выкладывается следующий слой осадка ГСА и т.д. При этом заключительным слоем является слой ТБО и ТПрО, подлежащий окончательной изоляции природным грунтом или песком.
Таким образом, прием на полигон промышленных отходов 4 класса опасности в качестве изолирующего слоя возможно в ограниченном количестве, а использование осадков ГСА в качестве изолирующего слоя в чистом виде, без перемешивания с какими-либо нейтральными материалами (песком, землей, глиной) запрещается.
Ссылка в жалобе на то, что осадок ГСА размещен не на почве, несостоятельна и опровергается материалами дела.
Довод жалобы о том, что общество ранее уже было привлечено постановлением по делу об административном правонарушении N от "дата" к административной ответственности за хранение идентичных отходов, с нарушением тех же локальных нормативных актов был предметом рассмотрения суда первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
По существу доводы жалобы сводятся к иной оценке представленных доказательств и иному толкованию норм права. Суд воспользовался правом, предоставленным ему статьёй 26.11 КоАП РФ, устанавливающей право суда оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Оснований для переоценки доказательств не имеется.
Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать постановление суда неправильным
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ООО "Вектор-Н" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ. Наказание ООО "Вектор-Н" назначено в пределах санкции статьи 8.2 КоАП РФ и в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление Саратовского районного суда Саратовской области от 29.11.2013 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Н" к административной ответственности в соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ООО "Вектор-Н"- без удовлетворения.
Судья Г.А. Желонкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.