Заместитель председателя Саратовского областного суда Борисов О.В., рассмотрев жалобу ОАО "Саратовэнерго" на постановление мирового судьи судебного участка N1 Перелюбского района Саратовской области от 05.11.2013, решение Пугачевского районного суда от 18.12.2013 о привлечении к административной ответственности открытого акционерного общества "Саратовэнерго" за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N1 Пугаческого района Саратовской области от 05.11.2013 ОАО "Саратовэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - нежилому зданию, в котором осуществляет свою деятельность Перелюбское отделение ОАО "Саратовэнерго" по адресу: "адрес", и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Решением Пугачевского районного суда Саратовской области от 18.12.2013 указанное постановление оставлено без изменения.
В надзорной жалобе заявитель просит об отмене судебных постановлений, полагая, что к административной ответственности ОАО "Саратовэнерго" привлечено незаконно. Указал, что судами все обстоятельства по делу полно и всесторонне не были исследованы, не учтено, что ОАО "Саратовэнерго" является арендатором здания, в котором располагается Перелюбское отделение, и оно не вправе производить реконструкцию существующего входа в помещение. Считает, что судами ошибочно применены положения ст.15 ФЗ от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", поскольку здание, в котором находится Пугачевское отделение ОАО "Саратовэнерго", не является объектом социальной инфраструктуры. Указывает, что в целях обеспечения доступности инвалидам и удовлетворения их потребностей вход в арендуемое ОАО "Саратовэнерго" здание за счет собственных средств на момент проверки уже был оборудован кнопкой вызова персонала для маломобильных групп населения с соответствующим обозначением, а также на постоянной основе организована работа мобильного офиса, представляющего собой оказание услуг на дому.
Проверив судебные постановления в пределах доводов жалобы, исследовав материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.
Согласно статье 9.13 КоАП РФ административным правонарушением признается уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
В соответствии со ст.15 ФЗ от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее ФЗ РФ от 24.11.1995 N181-ФЗ) Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В соответствии с требованиями п.4.1.14, 5, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.9 Свода правил 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N605, в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации. В здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни. Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов или лифты. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м. Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.
Как следует из материалов дела, ОАО "Саратовэнерго" не создало условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание, расположенное по адресу: "адрес".
На нежилое помещение, занимаемое ОАО "Саратовэнерго", в полной мере распространяются требования правовых норм (Свод правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" СП 59.13330.2012, утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N605), в силу которых оно должно быть приспособлено для доступа инвалидов, поскольку положения закона о необходимости создания условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер.
Факт совершения ОАО "Саратовэнерго" административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении от 30.09.2013 (л.д.3); актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица (л.д.4-5).
Оценив собранные доказательства в порядке ст.26.11 КоАП РФ, с учетом конкретных фактических обстоятельств данного дела, мировой судья и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о доказанности факта уклонения ОАО "Саратовэнерго" от исполнения требований по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, что и явилось основанием для привлечения к административной ответственности по ст.9.13 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ОАО "Саратовэнерго" указанного административного правонарушения в связи с тем, что вход в помещение в здание оборудован кнопкой вызова персонала, для удовлетворения потребностей инвалидов, а также на постоянной основе организована работа мобильного офиса, представляющей собой оказание услуг на дому, нельзя признать состоятельными, поскольку Сводом Правил 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", предъявляющим требования к помещениям и их элементам, не предусматрено в качестве альтернативы принятие указанных мер.
Согласно ч.5 ст.15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Вместе с тем ОАО "Саратовэнерго" не представлено достоверных доказательств отсутствия технической возможности оборудовать вход в здание пандусами, перилами и принятия мер по согласованию с общественными объединениями инвалидов. Кроме того, само по себе наличие кнопки вызова персонала не обеспечивает в полной мере потребности инвалидов, поскольку на момент проверки находилась в неисправном состоянии (оборот л.д. 97).
Ссылку в жалобе на то, что ОАО "Саратовэнерго" является только арендатором помещения и не вправе самостоятельно осуществлять переустройство входа, нельзя признать состоятельной, поскольку, как следует из договора аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" (л.д.86-89), арендатор обязан соблюдать санитарные и технические правила эксплуатации помещений, и с согласия арендодателя вправе производить улучшения арендованного имущества с возмещением стоимости после расторжения договора (п.2.2.5, 2.2.6 договора аренды). Кроме того, из материалов дела следует, что сам факт выявленных нарушений ОАО "Саратовэнерго" не отрицает (л.д.98).
Не могут повлиять на существо вынесенных судебных постановлений доводы жалобы о том, что здание, в котором находится Перелюбское отделение ОАО "Саратовэнерго", не является объектом социальной инфраструктуры. Предусмотренный законодателем перечень объектов социальной инфраструктуры, к которым должен быть обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов, носит открытый характер. Здание, в котором осуществляет свою деятельность Перелюбское отделение ОАО "Саратовэнерго" правомерно отнесено к перечню объектов социальной инфраструктуры с учетом предмета деятельности ОАО "Саратовэнерго" (л.д.8, 9, 53-55).
Иные доводы были предметом изучения судов первой и второй инстанции и их необоснованность подробно изложена в решении районного суда, в связи с чем отсутствует необходимость их приведения в настоящем постановлении.
При привлечении ОАО "Саратовэнерго" к административной ответственности существенных нарушений требований КоАП РФ не допущено, административное наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ст.9.13 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, указанных ст.24.5 КоАП РФ не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N1 Перелюбского района Саратовской области от 05.11.2013, решение Пугачевского районного суда от 18.12.2013 о привлечении к административной ответственности открытого акционерного общества "Саратовэнерго" за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.