Судья Саратовского областного суда Совкич А.П., при секретаре Третьяных Д.В., рассмотрев жалобу защитника Кузнецова А.О. на постановление судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 20 января 2014 года, вынесенное в отношении Анидалова А.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 и частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 20 января 2014 года Анидалов А.Ю. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 20.2 и частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), выразившихся в том, что "дата" около "данные изъяты" часов "данные изъяты" минут у "адрес" Анидалов А.Ю. провёл публичное мероприятие - митинг, без подачи в установленном порядке уведомления о проведении такого публичного мероприятия, а кроме того, в период времени с "данные изъяты" часов "данные изъяты" минут до "данные изъяты" часов "данные изъяты" минут в ходе проведения публичного мероприятия - шествия от "адрес", Анидалов А.Ю., являясь участником публичного мероприятия, нарушил установленный порядок проведения шествия.
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, защитник Анидалова А.Ю. ставит вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях Анидалова А.Ю. как события, так и состава вменённых административных правонарушений.
В обоснование жалобы указывает, что Анидалов А.Ю., являясь участником организованного ФИО шествия, перед началом мероприятия, ожидал постепенно подходящих участников шествия, осуществлял действия по формированию колонны шествующих, участвовал в подготовке и выкладке используемого на шествии инвентаря, доводил до участников шествия регламент его проведения и необходимость его соблюдения, то есть самостоятельно Анидалов А.Ю. публичное мероприятие форме митинга не организовывал и не проводил. Также считает, что в ходе проведения публичного мероприятия - шествия Анидалов А.Ю. установленный порядок проведения публичного мероприятия не нарушал, поскольку действующее законодательство разрешает при проведении шествия использовать звукоусиливающие устройства. Вывод судьи о том, что правом на использование звукоусиливающих средств обладает исключительно организатор шествия, по мнению защитника, противоречит не только сложившейся по данной категории дел судебной практике, но и здравой логике. Кроме того, около "адрес" Анидалов А.Ю., с соблюдением временных рамок и территории проведения организованного ФИО шествия, подводил итоги проведённого публичного мероприятия, что также не является нарушением порядка проведения публичного мероприятия.
В судебном заседании лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу Анидалов А.Ю., его защитники Соломонов В.И. и Кузнецов А.О. поддержали доводы жалобы.
Проверив законность и обоснованность постановления судьи в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Как следует из преамбулы Федерального закона Российской Федерации от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
В статье 2 названного Федерального закона закреплены основные понятия, используемые в законе.
Так публичным мероприятием признаётся открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Согласно статье 6 Федерального закона, участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Участники публичного мероприятия имеют право: участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия; использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации; принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Участники публичных мероприятий не вправе: скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности; иметь при себе оружие или предметы, используемые в качестве оружия, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
В силу статьи 7 Федерального закона, уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подаётся его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: цель публичного мероприятия; форма публичного мероприятия; место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; дата, время начала и окончания публичного мероприятия; предполагаемое количество участников публичного мероприятия; формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 настоящего Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
Из анализа приведённых положений Федерального закона следует, что законодатель разграничил различные формы публичного мероприятия, дав определение каждой из них. При этом, организатор публичного мероприятия обязан предварительно уведомить орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, в том числе и о том, в какой форме будет проводиться публичное мероприятие. Такая процедура имеет целью реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на мирное проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований в условиях, обеспечивающих соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности, достижение баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и иных лиц - с другой, а также позволяющих органам публичной власти принять адекватные меры по предупреждению и предотвращению нарушений общественного порядка и безопасности, обеспечению защиты прав и свобод как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них не участвующих.
Как следует из материалов дела, ФИО , как организатор публичного мероприятия, уведомил администрацию муниципального образования " "адрес"" о том, что "дата" в период времени с "данные изъяты" часов до "данные изъяты" часов будет проводиться публичное мероприятие в форме шествия с количеством участников до 25 человек по маршруту от магазина " "данные изъяты"" на "адрес", по "адрес" до "адрес". Целью акции было указано обсуждение вопросов социального характера. Предусмотрено, что шествие будет проходить без помех для движения транспорта и пешеходов, во время шествия будет использоваться звукоусиливающая аппаратура.
Однако "дата" около "данные изъяты" часов "данные изъяты" минут у "адрес" Анидалов А.Ю., используя звукоусиливающие технические средства, организовал массовое присутствие граждан в указанном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу проведения зимней олимпиады, то есть провёл публичное мероприятие в форме митинга без подачи в установленном порядке уведомления о проведении такого публичного мероприятия.
Также "дата" в период времени с "данные изъяты" часов "данные изъяты" минут до "данные изъяты" часов "данные изъяты" минут в ходе проведения публичного мероприятия - шествия от "адрес" до "адрес" "адрес", Анидалов А.Ю. участвовал в организованном публичном выражении группой граждан общественного мнения по поводу проведения зимней олимпиады с использованием во время передвижения звукоусиливающих технических средств, плакатов и иных средств наглядной агитации, а в период времени с "данные изъяты" часов "данные изъяты" минут до "данные изъяты" часов "данные изъяты" минут около "адрес" Анидалов А.Ю. участвовал в массовом публичном выражении общественного мнения в указанном месте по поводу проведения зимней олимпиады, то есть Анидалов А.Ю. в качестве участника публичного мероприятия нарушил регламент проведения публичного мероприятия в форме шествия, содержащийся в уведомлении о проведении публичного мероприятия, не предусматривающий сочетания формы публичного мероприятия в виде шествия с демонстрацией и митингом.
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о наличии в действиях Анидалова А.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ.
Доводы, приведённые защитником Анидалова А.Ю. в жалобе, поданной в суд второй инстанции, расцениваю как способ защиты с целью избежать административной ответственности, поскольку они опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств.
Санкцией части 2 статьи 20.2 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного штрафа для граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Санкцией части 5 статьи 20.2 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного штрафа для граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как установлено статьёй 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации, от 14 февраля 2013 года N 4-П, до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого за административные правонарушения, в том числе предусмотренные статьёй 20.2 КоАП РФ, гражданам и должностным лицам, может быть снижен судом ниже низшего предела, установленного за совершение соответствующего административного правонарушения, что позволит наиболее полно учесть характер совершенного правонарушения, имущественное положение правонарушителя, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельства и тем самым обеспечить назначение справедливого и соразмерного наказания.
Судья, в соответствии с приведёнными выше положениями закона и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, учитывая характер совершённого правонарушения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства смягчающие административную ответственность, обоснованно назначил Анидалову А.Ю. административное наказание в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы и материалов дела оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела судьёй допущены нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется. Обстоятельства, на основании которых было вынесено указанное постановление, доказаны.
При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения постановления судьи от 20 января 2014 года не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 20 января 2014 года оставить без изменения, жалобу защитника Кузнецова А.О. - без удовлетворения.
Судья А.П. Совкич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.